Ижевск (Россия) — Долгосрочная целевая программа по охране окружающей среды на 2009-2013 годы — 28
Сущность предложения
Программа представляет собой организационный, социально-политический и инвестиционный документ, обеспечивающий через выполнение мероприятий реализацию городской политики в области охраны окружающей среды.
Достижение цели Программы возможно путем решения следующих задач:
совершенствование существующей нормативно-правовой базы в сфере управления охраной окружающей среды и природопользования;
сокращение сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, рациональное использование и охрана водных объектов города;
оздоровление и охрана воздушного бассейна за счет снижения объемов выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий, объектов топливно-энергетического комплекса;
обеспечение порядка обращения с отходами производства и потребления, надлежащего санитарного состояния городской территории. Формирование механизма хозяйствования, направленного на минимизацию образования отходов производства и потребления, безопасное размещение и обезвреживание отходов, переход предприятий на малоотходные, ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии;
создание условий для эффективного использования зеленых насаждений, их защиты и воспроизводства;
организация мероприятий по устранению опасности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в том числе природно-очаговых инфекционных заболеваний;
формирование экологической культуры населения через систему экологического образования, просвещения и популяризацию проводимых в городе экологических мероприятий и акций, вовлечение населения в работу по охране окружающей среды;
соединение производственных и природоохранных процессов в единый эколого-экономический механизм, обеспечивающий эффективность экономики и здоровье населения при снижении техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду.
Исходя из поставленных задач и сферы действия, Программа включает в себя следующие разделы:
«Охрана атмосферного воздуха»;
«Охрана водного бассейна»;
«Охрана и рациональное использование земель. Обеспечение порядка обращения отходами производства и потребления, внедрение ресурсосберегающих технологий»;
«Воспроизводство зеленых насаждений (зеленое строительство)»;
«Мероприятия по предупреждению негативных последствий для окружающей среды и населения чрезвычайных, аварийных ситуаций природного и техногенного характера»;
«Экологическая пропаганда, воспитание и образование».
Организационно-технологическое решение вопроса
Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей среды в интересах Удмуртской Республики, муниципального образования «Город Ижевск», хозяйствующих субъектов и населения.
При этом основными процессами являются:
формирование и использование нормативно-правовой базы;
ресурсное планирование;
организационно-техническое управление системой программных мероприятий на межведомственном, ведомственном и корпоративном уровнях, координация органов управления исполнения программных мероприятий.
Мероприятия, реализуемые в рамках Программы, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком Программы (далее Заказчик) является Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска (далее УПРиООС).
Реализация функций по оперативному управлению исполнением Программы, мониторингу, аналитической работе, подготовке распорядительных документов возлагается на УПРиООС.
Исполнители Программы — Администрация г.Ижевска, отраслевые (функциональные), территориальные органы–структурные подразделения Администрации г.Ижевска, предприятия и организации г.Ижевска, осуществляющие реализацию программных мероприятий. Исполнители регулярно 1 раз в год готовят отчеты о ходе и реализации программных мероприятий. Заказчик ежегодно дает оценку достигнутых результатов программных мероприятий, включающую информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий, фактических объемах средств, направленных на их реализацию с указанием источников финансирования и их соответствия запланированным объемам финансирования, достижению поставленной цели. На основе мониторинга исполнения программных мероприятий Заказчик ежегодно до следующего за отчетным периодом, представляет отчет о результатах реализации Программы на Коллегию Администрации города Ижевска.
Заказчик ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей с учетом выделяемых на реализацию мероприятий Программы финансовых средств и изменения социально-экономической ситуации, приоритетов социально-экономического развития города Ижевска.
Заказчик вносит изменения и дополнения в Программу в соответствии с установленным Администрацией города порядком.
Контроль за выполнением программных мероприятий, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, направленных на их реализацию, ответственность за реализацию мероприятий возлагается на Заказчика.
Правовая основа:
Природоохранные полномочия органов местного самоуправления установлены экологическим законодательством – путем прямого закрепления, а также муниципальными правовыми актами (муниципальным законодательством) – посредством их включения в перечень вопросов местного значения (ст. 7, 10, 61, 74 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):
— разработка и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
— организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
— организация благоустройства и озеленения территории городского округа;
— организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— экологическое просвещение и информирование;
— Ст. 42 Конституции Российской Федерации;
— Ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.;
— Ст. 3, 7, 10, 13, 61, 74, 77, 78 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г.;
— Ст. 19 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 г.;
— Ст. 2, 3, 8, 11, 13 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.;
— Ст. 6, 7, 27, 55, 56, 59 Водного Кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006 г.;
— Ст. 2, 4, 8, 18, 22, 29 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.;
— Устав города Ижевска;
— Стратегия устойчивого развития города Ижевска, одобренная решением Городской думы г. Ижевска от 27.06.2001 г. № 323;
— Правила благоустройства города Ижевска, утвержденные решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 г. № 308;
— Порядок вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденный решением Городской думы г. Ижевска от 29.11.2006 г. № 199;
— Постановление Администрации города Ижевска от 22.10.09 г. № 1018 «Об утверждении Долгосрочной целевой программы по охране окружающей среды на 2009-2013 годы»;
— Постановление Администрации г. Ижевска от 21.04.2004 № 164 «Об утверждении Порядка разработки и реализации Долгосрочных целевых программ города Ижевска»;
— Постановление Администрации г. Ижевска от 24.03.1998 г. № 147 «О защите населения и территории города Ижевска от вредного воздействия паров ртути и ее соединений».
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Финансирование программных мероприятий предусматривало использование бюджетных средств города и внебюджетных средств (средства предприятий, прочие источники). За период реализации Программы с 2009 г. по 2012 г. освоено 231325,4 тыс.руб., что составило 59,6 % плана ресурсного обеспечения:
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Реализация мероприятий Программы обеспечивает достижение следующих результатов:
обеспечение надлежащего экологического, санитарно-эпидемиологического состояния территории и здоровья населения города Ижевска;
повышение культурного уровня населения, формирование нравственных ценностей подрастающего поколения;
формирование норм экологического поведения в производственной и бытовой сферах, развитие экологического общественного движения;
улучшение экологической обстановки за счет вовлечения населения в работу по охране окружающей среды на основе экологического просвещения и популяризации проводимых экологических мероприятий, акций;
снижение социальной напряженности за счет реализации мероприятий по предупреждению негативных последствий для окружающей среды и населения от чрезвычайных ситуаций, аварийных ситуаций природного и техногенного характера.
улучшение санитарного состояния городской территории и окружающей природной среды;
улучшение экологической обстановки, благоустройства городской территории за счет увеличения объемов зеленого строительства, воспроизводства и сохранности зеленых насаждений;
улучшение экологической обстановки, уменьшение негативного влияния на окружающую природную среду за счет сокращения сбросов, выбросов загрязняющих веществ, вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
увеличение предотвращенного экологического ущерба за счет фактического снижения сбросов, выбросов загрязняющих веществ и снижения объемов образования и размещения отходов в природной среде;
создание эффективно действующей системы управления хозяйственной деятельностью, обеспечивающей экологическую безопасность;
концентрация финансовых и материальных ресурсов, бюджетных источников и внебюджетных средств для реализации программных мероприятий в целях улучшения экологической обстановки на территории муниципального образования «Город Ижевск».
В результате принимаемых мер, совместных усилий городских и республиканских органов управления, предприятий и организаций, граждан в последние годы в городе Ижевске сложилась тенденция уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. Этому способствовало осуществление мероприятий в рамках Программы по охране окружающей среды на 2009-2013 годы.
a) Изменения в состоянии атмосферного воздуха:
снижение валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу (от всех источников) с 90,5 тыс.тонн в 2008 году до 76,5 тыс.тонн в 2012 году, в том числе от стационарных ( 17,2 тыс.тонн – 2008 год; 11,1 тыс.тонн – 2012 год) и от автотранспорта (73,3 тыс.тонн – 2008 год, 65,3 тыс.тонн – 2012 год);
в период с 2003 по 2012 годы зафиксированы:
-снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода, сероводородом, формальдегидом, бенз(а)пиреном, стабилизация содержания в воздухе взвешенных веществ, диоксида серы, окислов азота.
б) Изменения в состоянии водных объектов.
В целом наблюдалась положительная тенденция сокращения водопотребления и сброса сточных вод в водные объекты. Доля нормативно-чистой и нормативно-очищенной воды от общего объема сточных вод являлась преобладающей — около 90%.
в) Одним из важнейших факторов оздоровления экологической обстановки является:
обеспечение порядка по обращению с отходами производства и потребления, образовавшимися в процессе хозяйственной деятельности предприятий, организаций и населения, связанные с этим вопросы санитарного состояния городской территории;
сокращение объема накопленных и вновь образовавшихся отходов путем вовлечения их в хозяйственный оборот, внедрение и совершенствование технологий по их переработке, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Положительная тенденция в сфере обращения с отходами производства и потребления (сбор, хранение, использование, переработка или захоронение) выражалась:
уменьшением количества размещенных отходов на полигоне твердых бытовых отходов (на фоне роста потребительского рынка и образования отходов производства и потребления (2008 г. – 706,3 тыс.т.; 2012 г. – 733,8 тыс.т.)
в росте доли вторично используемых промышленных отходов (2008 год – 80,6%; 2012 год – 95%);
в увеличении объема вовлеченных в хозяйственный оборот для вторичного использования бытовых отходов (2009 г. – 2,7 тыс.тонн; 2011 год – 27,7 тыс.тонн; 2012 год – 43,8 тыс.тонн);
в количестве выявленных и ликвидированных свалок на землях общего пользования (2010 г. – 472 шт.; 2011 г. – 275 шт.; 2012 г. – 58 шт.).
г) Одним из важнейших факторов оздоровления экологической обстановки является состояние зеленого фонда города.
Площадь городских зеленых насаждений (без учета городских лесов – 8 тыс.га) составляет около 2,5 тыс.га. Обеспеченность зелеными насаждениями (без учета городских лесов) составляет около 40 кв.м. на человека (кустарников – 6 кв.м.). Воспроизводство зеленого фонда проводится в основном за счет мероприятий в рамках отношений, регулируемых Порядком вырубки деревьев и кустарников, утвержденным решением Городской думы г.Ижевска от 29.11.2006 г. №199. Порядок основан на системе возмещения ущерба окружающей среде при вырубке зеленых насаждений (возмещение ущерба в денежной и натуральной форме – посадками). Денежные средства зачисляются в бюджет города, что позволяет плановым образом проводить работы по текущему содержанию зеленых насаждений. Объем финансирования работ по содержанию и развитию зеленого фонда города в рамках муниципального заказа растет.
Эффективность компенсационного озеленения (возмещение ущерба в натуральной форме – посадками) составила: 2010 год – 114%; 2011 год – 104,6%; 2012 год – 154,7%. В указанный период вырублено 3760 деревьев и кустарников, высажено 7110.
д) За период реализации Программы на территории муниципального образования «Город Ижевск» не зарегистрировано чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в том числе по природно-очаговым и инфекционным заболеваниям. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой по природно-очаговым инфекциям, в целях предупреждения заражения населения в местах массового отдыха были организованы работы по санитарной обработке рекреационных зон и территории города, наиболее посещаемых жителями.
Для регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеоусловий организовано информирование крупнейших предприятий г.Ижевска. В результате проведенных предприятиями города организационно-технических мероприятий за период 2009-2012 гг. достигнуто сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 290,9 тонн.
е) Участие населения города в мероприятиях по охране окружающей среды, вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения – важный фактор в улучшении экологической обстановки.
С целью привлечения внимания населения города к проблемам окружающей среды Администрацией города Ижевска проводятся ежегодные мероприятия в рамках общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» (далее акция). В рамках акции проводились: субботники по благоустройству территории города; мероприятия по очистке прилегающей территории родников; прибрежных зон рек, набережной Ижевского пруда, ликвидации свалок, санитарной очистке от мусора лесопосадок, парков и скверов; круглые столы, лекции, конференции, выставки и конкурсы. Мероприятия акции и пропаганда экологического мировоззрения активно освещались через СМИ.
В акции приняли активное участие крупнейшие предприятия города, управляющие жилым фондом компании, МДОУ и СОШ, общественные организации и население.
В рамках акции Администрацией города Ижевска проводятся ежегодные конкурсы «Ижевск – цветущий город». Управлением дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска организована деятельность по экологическому воспитанию и практической работе в 213 МДОУ, реализуются образовательные проекты, проводятся экологические акции (ежегодно в работу вовлекаются около 10000 родителей). Опыт проведения акции показывает, что в процессе их проведения достигаются реальные практические результаты по оздоровлению окружающей природной среды и заметный социально-экологический эффект. Все больше становится неравнодушных к проблемам окружающей среды, заботящихся о своем городе, о его благоустройстве и чистоте. Организационный комитет города Ижевска ежегодно отмечался Дипломом I степени в номинации «Оргкомитеты городов и районов» в республиканском конкурсе. По итогам Всероссийского конкурса результаты работы Организационного комитета Удмуртской Республики в 2011 – 2012 гг. признаны лучшими в Российской Федерации среди 83 регионов-участников.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Муниципальное образование «Город Ижевск».
Проведенный поиск по сети Интернет (официальные сайты муниципальных образований) показал отсутствие системного анализа состояния окружающей среды на территории городов – центров регионов Приволжского федерального округа. В структуре органов местного самоуправления городов Чебоксары, Саранск, Пенза нет природоохранных органов. Разработанные программы социально-экономического развития по разделам «Экологическая безопасность. Охрана окружающей среды» (план мероприятий, целевые показатели) носят декларативный характер (г.Казань, г.Киров, г. Йошкар-Ола и др.) Оценок ситуации отрасли (отчетов по программам социально-экономического развития в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности) не найдено.
Отрасль применения практики (технологии)
Все сферы хозяйственной деятельности, образование, наука, дошкольное воспитание, СМИ и пр.
Дата внедрения практики (технологии)
2004 год (Муниципальная целевая комплексная программа по охране окружающей среды на 2004-2008 годы).
Отзывы, награды
Диплом Лауреата Международного Экологического Конкурса «Terra-Viva-2010» Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска за проведение эффективной социальной и экологической политики, за достижения в области устойчивого развития и защиты окружающей среды (Москва, 2010 г.).
Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.