Оренбург (Россия) — Информатизация образовательного процесса — 44
Сущность предложения
Информатизация системы образования города включает следующие основные компоненты:
1) компьютеризация образования (оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой);
2) интернетизация образования (использование интернет-ресурсов в образовательном процессе);
3) программное обеспечение образовательного и управленческого процесса;
4) повышение квалификации педагогов.
Организационно-технологическое решение вопроса
В 2006-2007 гг. в городе Оренбурге были созданы предпосылки для широкого развития информационных технологий в образовании. На тот момент в муниципальных образовательных учреждениях города были отработаны типовые решения по конфигурации компьютерных классов, построению локальных сетей, выходу в глобальную сеть Интернет, использованию прикладных программных средств.
Руководством муниципальной системы образования города Оренбурга была осознана необходимость регулирования информатизации города Оренбурга программными методами и решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2008 г. №551 была утверждена муниципальная целевая Программа информатизации образования города Оренбурга на 2008 — 2010 годы.
За период реализации муниципальной целевой Программы «Информатизация образования города Оренбурга на 2008-2010 годы» проведен ряд мероприятий, направленных на решение задачи эффективного внедрения информационных технологий в образовательный процесс города. С 2010 года блок «Информатизация образования» отражен в долгосрочной целевой Программе развития образования города Оренбурга на 2010 — 2012 годы, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 16 ноября 2009 г. N 284-п.
1. Компьютеризация образования.
По состоянию на 01.11.2011 г. в общеобразовательных учреждениях города насчитывается 4170 компьютеров (из них в учебном процессе используется 3534 компьютеров), 138 компьютерных классов, 342 мультимедийных класса, 36 видеоклассов, 493 интерактивных досок, приставок и планшетов, 346 ноутбуков, 28 мобильных классов, 946 мультимедийных проекторов с экранами и др. разнообразной компьютерной и интерактивной техники, позволяющей сделать процесс обучения более ярким и наглядным.
Достигнуты следующие показатели развития информатизации образования города Оренбурга: 12 учащихся на 1 компьютер, 100 на 1 интерактивную доску, 50 на 1 мультимедиапроектор.
Существенно увеличилось оснащение компьютерной техникой муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Так, если в 2009 году оснащение современной компьютерной техникой не превышало 20%, то на 01.11.2011 все (100%) дошкольных образовательных учреждений города оснащены современным компьютерами и необходимой для работы техникой.
2. Интернетизация образовательного процесса города.
Во всех образовательных учреждениях города обеспечен доступ к ресурсам Интернет. На сегодняшний день более 90% общеобразовательных учреждений, 15% дошкольных и 50% учреждений дополнительного образования имеют собственные Интернет-сайты.
3. Повышение квалификации педагогов.
Большая работа проводится в сфере повышения квалификации педагогов по направлению «внедрение современных образовательных технологий». На базе 6 образовательных учреждений города работают стажёрские площадки по использованию современных интерактивных технических средств в образовательном процессе и интернет – технологий.
С помощью этих и других мероприятий в сфере повышения квалификации педагогами достигнуты высокие результаты. Так, если в 2007 году менее 50% педагогов школ города Оренбурга использовали информационные технологии в своей профессиональной деятельности, то сейчас эта цифра приближается к 85%.
4. Оценка программного обеспечения образовательного и управленческого процесса города Оренбурга.
В 2007 году проведена разработка и поставка в образовательные учреждения программных комплексов, обеспечивающих эффективное использование информационных технологий в управлении как самим учреждением, так и учебным процессом, а также образовательными учреждениями на муниципальном уровне:
— программный комплекс, обеспечивающий управление образовательным учреждением («1С:ХроноГраф Школа 2.5»);
— программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса и оперативное управление им (система составления и ведения расписания) «ХроноГраф 3.0 Мастер»;
— программный комплекс, обеспечивающий консолидацию данных образовательных учреждений на муниципальном уровне («1С:ХроноГраф Контингент для Управлений образования», «1С:ХроноГраф Кадры для Управлений образования»).
Комплекс направлен на организацию многопользовательской сетевой работы в области решения задач автоматизации базовых производственных процессов, включая:
— создание базы данных образовательного учреждения;
— автоматизацию кадровой работы;
— администрирование учебно-воспитательного процесса;
— автоматизацию финансовой и хозяйственной деятельности и др.
Все 86 ОУ (100%) используют в своей деятельности ПО 1С:ХроноГраф Школа 2.5, 34% активно используют возможности ХроноГраф 3.0 Мастер (2008 г.- 15%).
В настоящее время приоритетным направлением деятельности Управления образования администрации города Оренбурга является внедрение системы электронных дневников во все учреждения города, причем такой системы, которая использовала бы возможности 1С:ХроноГраф. По состоянию на 01.11.2011 85% учреждений оказывают услуги электронных дневников в 2011-2012 учебном году (с различием по учреждениям по количеству классов, которым предоставляется услуга электронного дневника).
В 2008 году во все общеобразовательные учреждения поступили Стандартные базовые пакеты программного обеспечения (СБППО) – «Первая помощь» c 56-ю дисками с наиболее востребованным программным обеспечением российских и зарубежных производителей. Благодаря этому проекту с 2008 года все образовательные учреждения получили возможность использовать лицензионную операционную систему и программное обеспечение. Данная лицензия действовала до 01.01.2011 г., в связи с чем в 2009 г. в школы города поступил пакет свободно распространяемых программ и операционной системы. В общеобразовательных учреждениях города появился выбор в использовании необходимого программного обеспечения (ПО). Так, в 1 квартале 2011 года по результатам аукциона произведена поставка лицензионного ПО в учреждения города.
В 1 квартале 2012 г. планируется внедрение системы электронного учета и регистрации будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Оренбурга, которая позволит принимать заявления на поставку в очередь в электронном виде через Интернет и автоматически обрабатывать ведение очереди, обеспечивать прозрачность и открытость получения места в детском саду.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
За 2008-2011 годы на приобретение компьютерной техники, программного обеспечения для образовательных учреждений города Оренбурга направлено более 100 млн.рублей из различных источников финансирования, в 2012 году планируется направить еще 20 млн.рублей. На реализацию мероприятий по предоставлению услуги доступа к сети Интернет и работы учреждений посредством электронной почты в 2008-2011 годах направлено более 8 млн.руб.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Приобретение компьютерной и интерактивной техники позволило сделать процесс обучения более ярким и наглядным. Услуга предоставления сети Интернет во все общеобразовательные учреждения города устраняет дифференциацию между учащимися и способствует равному доступу всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам. Внедрение системы электронных дневников позволяет родителям быть в курсе успеваемости ребенка, мероприятиях и проблемах, что позволяет оперативно начать решение возникающих проблем ребенка.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Программный комплекс «1С:Хронограф» позволяет автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе, а родителям в перспективе с домашнего компьютера – не только контролировать обучение ребенка, но и помогать ему в учебе во взаимодействии с педагогами. Этот комплекс обеспечивает возможность автоматизации административной деятельности сотрудников образовательных учреждений (директора, завуча, диспетчера расписания, классного руководителя, учителя) и служит основой формирования единого информационного образовательного пространства. Программы комплекса обеспечивают возможность хранения и анализа информации о преподавательских кадрах, учащихся, их успеваемости, обеспечивают создание и ведение расписания занятий.
В соответствии с тем, что эффективная автоматизация любого производственного процесса, в том числе и образовательного, в обязательном порядке решает задачи взаимосвязи администрирования и содержания, функционал системы «1С:ХроноГраф Школа» распределен по различным категориям пользователей, выполняющих свою привычную практическую работу. Обеспечивая процесс структурного и учебного планирования, кадрового и финансового учета, учета движения контингента, организации документооборота и отчетности, пользователи-администраторы, от директора до классных руководителей, формируют базу данных образовательного учреждения, предоставляя ее в распоряжение пользователей-преподавателей, обеспечивающих взаимосвязь административной и содержательной составляющей информационной системы.
Внедрение системы электронных дневников позволяет сэкономить время доведения до родителей информации об успеваемости ребенка и получить быструю обратную реакцию.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Информатизация образования — одно из приоритетных направлений развития образовательных учреждений по всей стране.
Отрасль применения практики (технологии)
Информатизация позволяет достигнуть как экономические эффекты (прежде всего, сокращение времени), так и социальные (наглядность, доступность) во всех сферах хозяйства.
Дата внедрения практики (технологии)
2004-2005 гг.
Отзывы, награды
№ п/п |
Наименование мероприятия с указанием уровня проведения мероприятия (региональное, федеральное) |
Дата проведения мероприятия |
ФИО участника |
Результат участия (по требованию конкурсной комиссии может быть запрошен документ, подтверждающий результат участия) |
|
Федеральный конкурс проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе. Федеральный институт развития образования совместно с Российской академией образования, Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО и Вычислительным центром им. А.А. Дородницина Российской академии наук |
с 1 октября 2010 года по 10 января 2011 года. | Кудрявицкая Наиля Шавкатовна, МОУ «СОШ №5» | сертификат участника |
|
VI Областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко» |
08.12.10 |
Одуденко Андрей Александрович, МОУ «СОШ №24» |
Диплом I cтепени в номинации «Урок/классный час с использованием IT-технологий» |
|
VI дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко» (региональный) |
Декабрь 2010 |
Цыс Людмила Викторовна, МОУ «СОШ №46» |
Сертификат участника |
|
Второй Всероссийский Слёт учителей – Сочи-2011 (9 заезд – учителей информатики) |
Июнь 2011 |
Цыс Людмила Викторовна, МОУ «СОШ №46» |
Диплом лауреата за победу в конкурсе по разработке и внедрению инновационных педагогических технологий и новых организационных форм обучения в номинации «Презентация педагогического опыта» |
|
VI областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко» |
08.12.2010 г. |
Максина Ирина Петровна, МОУ «СОШ №47» |
Диплом I степени в номинации «Урок/классный час с использованием IT-технологий» |
|
Фестиваль научных обществ учащихся «Науки юношей питают…» проходившем на портале «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru) |
17.01-01.03.2011 г. |
Неверова Юлия Сергеевна, МОУ «СОШ №47» |
Диплом участника |
|
РЦРО дистанционные курсы подготовки операторов ПЭВМ в ППЭ, региональный уровень |
Май 2011г. |
Мольков А.А., МОУ «СОШ №76» |
Сертификат |
|
Конкурс «Презентация к уроку» во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок» www.1september.ru |
Апрель 2011 | Анисина Татьяна Николаевна, МОУ «Гимназия №5» | Диплом Победителя |
|
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», федеральный | Январь, 2011 | Панибратец Ольга Васильевна, МОУ «Лицей №1» | Диплом |
|
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», федеральный | Январь, 2011 | Шубина Наталья Ивановна, МОУ «Лицей №1» | Диплом лауреата |
|
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», федеральный | Январь, 2011 | Мерзлякова Татьяна Юрьевна, МОУ «Лицей №1» | Диплом |
|
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», федеральный | Январь, 2011 | Неуймина Галина Николаевна, МОУ «Лицей №1» | Диплом |
|
Система уроков «Конструирование геометрических узоров с помощью графического редактора», III открытый профессиональный Всероссийский конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» |
Февраль 2011 |
Анисина Татьяна Николаевна, МОУ «Гимназия №5» | Диплом I степени по ПФО |
|
Региональный конкурс «Компьютерные технологии» | 11.01.2011 | Артеменко Нина Андреевна МОУ СОШ № 1 | 2, 3-е места |
|
Региональный конкурс «Компьютерные технологии» | 05.05.2011 | Артеменко Нина Андреевна МОУ СОШ № 1 | 1 место |
|
Областной конкурс сайтов ОУ «Интернет-Оренбург 2010» | 2010 г. | Головань А.В. МОУ СОШ № 39 | Призер 1 степени |
|
Августовский интернет-педсовет | Август 2010 | Барсукова М.М. МОУ СОШ № 48 | Участие в обсуждениях |
|
Всероссийский слет педагогов (г. Сочи) | Июнь 2011 | Барсукова М.М. | Диплом лауреата, выступление, проведение мастер-класса |
|
VI областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и К» | 08.12.2010 | Шапко Наталия Алексеевна | Диплом III cтепени в номинации «Электронный сборник тестов» |
|
Размещение методических разработок на сайте МУДПО(ПК)С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий» в банк данных опыта работы образовательных учреждений г.Оренбурга «Золотые россыпи педагогической мысли» | Май 2011 | Сомова Ольга Андреевна Пузевич МОУ СОШ № 56 |
Свидетельство |
|
Сайт творческих учителей Химозаwww it-n.ru, конкурс рабочих программ по химии
|
Сентябрь 2011 | Ирина Викторовна Шапко Наталия Алексеевна Пришлецова Оксана Владимировна Аминова РуфияГузаировна Аминова Руфия Гузаировна |
Свидетельство
Свидетельство Свидетельство
Свидетельство
Отправлена рабочая программа по химии (8 класс) |
|
III российский фестиваль ИКТ-активных педагогических работников PRO-движение | Март-май 2011 | Абдрахимова Лидия Камилевна МОУ СОШ № 61 | Диплом активного участника |
|
Конкурс «Разработка урока» к Дню информатики | Декабрь 2010 г. | Галимова Г.Ф. МОУ СОШ № 68 | участие |
|
Урок-брифинг «Борьба с коррупцией через образование» | Ноябрь 2010 г. | Стрельцова О.В. МОУ СОШ № 68 | участие |
|
Областной Конкурс сайтов | 2010-2011 | Авторский коллектив МОУ Гимназия №2
Авторский коллектив МОУ «Лицей №1» |
Призовое место в основной номинации «Лучший сайт образовательного учреждения»
Призовое место в дополнительной номинации «Лучший дизайн сайта» |
|
Областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко» | 8 декабря 2010 | Татьянина Елена Владимировна МОУ Л№ 4 | сертификат |
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Оренбурга
460000, РФ, г. Оренбург, ул. Советская, 60
Телефон:+7 353-2 98-70-10
Факс: +7 353-2 98-77-66
http://www.admin.orenburg.ru
E-mail: general@admin.orenburg.ru