Вице-президент МАГ Юрий Мищеряков возглавил Общественную палату Союзного государства

Источник: Пресс-центр МАГ

По итогам состоявшегося 19 июля 2019 года в Москве 3-го ежегодного Съезда Общественной Палаты Союзного государства новыми Сопредседателями Палаты стали Юрий Мищеряков и Николай Чергинец.

Избранный Сопредседатель со стороны Российской Федерации Юрий Николаевич Мищеряков – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Почетный гражданин г. Оренбурга, ранее – мэр г. Оренбурга. Один из самых опытных российских мэров, в совокупности более 20 лет руководивший городом Оренбургом. Входит в число основателей и бессменных руководителей Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ), включающей 87 городов из 9 стран СНГ, является ее первым вице-президентом и Председателем Экспертного Совета. Входит в состав исполнительного бюро Евроазиатского регионального отделения Всемирной организации «Объединенные Города и Местные Власти». Член редакционной коллегии журнала «Муниципалитет», член Редакционного Совета литературного журнала Союза писателей Союзного государства «Белая Вежа». Награжден Орденом Дружбы народов, Орденом Почета, Орденом «Гордость России», медалью «За трудовое отличие», медалью МИД России «За вклад в международное сотрудничество», Почетным знаком «За заслуги в развитии местного самоуправления», медалью «За духовное единение» Совета муфтиев России, медалью «За общественное служение Союзному государству». В составе Президиума Общественной Палаты Союзного государства 2017-2020 гг. курировал международное сотрудничество и взаимодействие с интеграционными объединениями, а также вопросы взаимодействия с депутатами Государственной Думы РФ, участвующими в работе Палаты, представлял российскую сторону в руководстве Международного Общественного Оргкомитета мероприятий к 75-летию Великой Победы.

Избранный Сопредседатель со стороны Республики Беларусь Николай Иванович Чергинец – председатель Союза писателей Беларуси, Сопредседатель Союза писателей Союзного государства, Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, Почетный гражданин г. Минска, генерал-лейтенант. Один из старейшин союзной интеграции, в течение 1996-2008 гг. трижды избирался членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (1, 2 и 3 созывов), возглавлял Постоянную комиссию Совета Республики Национального собрания Беларуси по международным делам и национальной безопасности, а также Комиссию парламентского собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, в период с 1998 по 2008 гг. – делегат Республики Беларусь в ООН. Принимал активное участие в создании и укреплении Союзного государства Беларуси и России, в разработке правовых актов СНГ, был инициатором и исполнителем решения СНГ о вхождении в Межпарламентскую Ассамблею ОБСЕ и других инициатив на международной арене по линии СНГ. Автор более 50 книг, переведенных более чем на 15 языков мира, лауреат ряда международных литературных премий. Награжден Орденом Отечества III степени (Беларусь), Орденом Почета (Беларусь), Орденом Дружбы (Россия), Орденом Красного Знамени, 2 орденами Красной звезды, Орденом Красного Знамени (Афганистан), Орденом «За храбрость» (Афганистан), Орден Югославской звезды с золотым венком ІІ степени (Югославия), Орденом Святителя Кирилла Туровского (БПЦ), Орденом Креста преподобной Евфросинии Полоцкой (БПЦ), Орденом «Содружество» Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. В составе Президиума Общественной Палаты Союзного государства 2017-2020 гг. организовал взаимодействие с писательским сообществом: работу с Союзом писателей Союзного государства, сохранение русскоязычного литературного журнала Союзного государства «Белая Вежа», обмен творческими вечерами, а также представлял белорусскую сторону в руководстве Международного Общественного Оргкомитета мероприятий к 75-летию Великой Победы.

Делегаты 3-го Съезда отметили большой опыт избранных Сопредседателей в сфере международных отношений, работы со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья, их успешный парламентский опыт и заслуженный личный авторитет, и выразили уверенность, что их избрание будет способствовать дальнейшему укреплению работы Палаты и ее эффективному взаимодействию с государственными и общественными институтами обеих стран. Также, Съезд утвердил обновления в составе Президиума Палаты, и выразил благодарность членам Оргкомитета по формированию созыва Палаты 2017-2020 гг. и ее первого состава Президиума за их вклад в успешное воссоздание общественного института Союзного государства и становление его работы.

В своем программном выступлении перед делегатами Съезда, Сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства со стороны Российской Федерации Ю.Н. Мищеряков отметил: «…Важно, что в 2019 году официальная позиция российского и белорусского руководства в отношении развития Союзного государства ясно обозначена. Это именно интеграционное международное объединение на основе равноправного партнерства, при сохранении суверенитета каждого участника – без каких-либо «поглощений», включений одной страны в состав другой и иных экспериментов. Имеющийся формат Союзного государства удачен и работоспособен сам по себе, в предусмотренном союзным договором виде – им просто нужно заниматься, углублять интеграцию в каждой из намеченных точек, сближать позиции.

В период усложнения двусторонних отношений в прошедшем году, проявилась поверхностность многих аналитиков, которые пытаются свести весь процесс российско-белорусской интеграции к личным спорам Президентов и разногласиям ведомств. Забывая при этом, что российско-белорусская интеграция – самая глубокая, основанная на реальной общности и взаимном притяжении двух народов. И работать надо в первую очередь над отношениями этих народов, беспокоиться о том, каковы их настроения, противодействовать деструктивному влиянию Запада – чтобы не получить тот же эффект, что с Украиной, где перед событиями 2013-2014 гг. считалось отлично налаженным взаимодействие с ведомствами всех уровней. 

Все чаще возникают ситуации, когда общественная дипломатия должна дополнять собой официальную дипломатию, а в ряде случаев и решать те задачи, которые не под силу профессиональным дипломатам в силу ограничений их статуса. Долг общественных сил осознать свою ответственность перед обществом и государством, и вносить свой вклад в реализацию внешнеполитических задач и обеспечение национальной безопасности.

Не следует также забывать, что полное название интеграционного объединения наших двух стран – «Союзное государство», без уточнения в названии полного состава стран-участниц. Оно изначально задумывалось как открытое к вхождению и расширению, как эффективный формат более плотного взаимодействия с нашими союзниками по всему миру. И опыт Общественной Палаты показывает, что в ряде случаев именно Союзное государство может выступать нейтральной площадкой для диалога даже с теми странами, с которыми в прямых отношениях у России или Беларуси еще не все благополучно. Очень отрадно, что на мероприятиях Палаты можно часто встретить представителей не только многих стран СНГ, но и стран Евросоюза, Китая, Монголии, Турции, мусульманского мира, с ними идет тесное взаимодействие и диалог.

Сегодня от общественных сил и лидеров мнений все больше нужны не публичные ток-шоу с «говорящими головами» и самопиар, а глубокая, взвешенная аналитика и экспертиза, реальные дела в поддержку государственных интересов. Радует, что все присутствующие работают в Палате именно в этом ракурсе».

Его позицию поддержал в своем программном выступлении Сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства со стороны Республики Беларусь Н.И. Чергинец, который также напомнил об опыте и наработках первой Союзной общественной палаты, работавшей в конце 1990-х – начале 2000-х, и призвал коллег занимать максимально активную позицию в защите такого важнейшего достояния наших стран, как сформированное ими Союзное государство. Он призвал членов Палаты объединять силы в противостоянии фальсификаторам общей истории, особенно пытающимся сегодня обелять фашизм и навязывать нашим народам чуждые им ценности. Также, он указал на необходимость консолидировать все здоровые силы общества для защиты интересов Отечества и обеспечить усилиям глав государств деятельную поддержку в их усилиях по углублению союзной интеграции.