31 марта 2023 года Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ Зимин В.П. принял участие в международно-практической конференции «Вопросы сотрудничества правоохранительных органов государств – участников СНГ в противодействии торговле людьми», которая проведена в Москве на базе Московской академии Следственного комитета Российской Федерации во исполнение пункта 3.7.4 Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019 – 2023 годы.
Мероприятия прошло в гибридном формате (очно и в режиме видео-конференц-связи).
Конференцию открыл и выступил с приветственным словом заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.В. Федоров.
В конференции приняли участие представители Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь, других научно-образовательных и научно-исследовательских учреждений, а также правоохранительных органов ряда государств – участников СНГ, Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП СНГ), Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории государств – участников СНГ (БКБОП СНГ), Научно-методического центра КСГП СНГ (Университет прокуратуры Российской Федерации), слушатели Московской академии Следственного комитета Российской Федерации.
С приветственным словом к участникам конференции обратились ректор Московской академии Следственного комитета Российской Федерации Бессонов А.А. и Исполнительный секретарь КСГП СНГ Зимин В.П., заместитель начальника Управления по координации борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров БКБОП СНГ Кузнецов А.Г.
На конференции заслушаны доклады по различным аспектам противодействия торговле людьми и международного сотрудничества в этой сфере.
В частности, Зимин В.П. в своем выступлении затронул вопросы субстантивного характера по теме конференции. Он подчеркнул, что успешность противодействия торговле людьми во многом зависит от эффективности борьбы с сопутствующими ей правонарушениями, в первую очередь, такими, как незаконная миграция, коррупция и отмывание криминальных активов, а действенность международного сотрудничества в рассматриваемой сфере в немалой степени будет определяться реальными успехами в деле сближения (гармонизации и унификации) законодательств государств – участников Содружества, в т.ч. путем мониторинга выполнения применимых актов модельного нормотворчества, принятых в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Зимин В.П. также проинформировал участников конференции о проводимой в рамках КСГП СНГ работе по модернизации договорной базы Содружества в сфере правового сотрудничества, в том числе он высказался за разработку договора «третьего поколения» вместо Минской и Кишиневской конвенций (1993 и 2002 гг.) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. При этом указал, что целью этой работы является в том числе устранение пробелов договорной базы СНГ в целях совершенствования международного правового сотрудничества (тезисы выступления Зимина В.П. приводятся ниже).
***
Тезисы выступления Исполнительного секретаря КСГП СНГ Зимина В.П. на Международной научно-практической конференции «Вопросы сотрудничества правоохранительных органов государств – участников СНГ в противодействии торговле людьми» (Москва, 31 марта 2023 г.):
«Уважаемый Александр Вячеславович!
Уважаемые коллеги!
От имени Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств приветствую участников Международной научно-практической конференции «Вопросы сотрудничества правоохранительных органов государств – участников СНГ в противодействии торговле людьми»!
Позвольте прежде всего выразить благодарность Алексею Александровичу Бессонову за приглашение принять участие в этом мероприятии.
Торговля людьми – это преступление, которое в силу своей противоестественности и бесчеловечности одним из первых стало объектом международного антикриминального сотрудничества. Вспомним, например, Венский акт 1813 года о запрете рабства и работорговли.
После этого последовали несколько соглашений начала XXвека и конвенций, принятых в рамках Международной организации труда и ООН, включая известный Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и два факультативных протокола (2000 и 2011 гг.) к Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).
Большие усилия по борьбе с торговлей людьми предпринимаются и на региональном уровне (в частности, в рамках Совета Европы и Африканского союза).
Как известно, не осталось в стороне и Содружество Независимых Государств. Достаточно вспомнить Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (2005 г.), Модельный закон СНГ о противодействии торговле людьми (2008 г.) и Комментарий к данному Модельному закону, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 2012 году, а также Модельный закон об оказании помощи жертвам торговли людьми (2008 г.). Думаю, что актуальным является вопрос о мониторинге выполнения государствами – участниками СНГ указанных модельных актов.
Следует отметить также, что в рамках СНГ были приняты и реализованы 3 программы сотрудничества государств-участников Содружества в борьбе с торговлей людьми (на 2007 – 2010, 2011 – 2013 и 2014 – 2018 годы). После этого специализированные программы не принимались, но соответствующие положения включались в Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2019 – 2023 годы и проект аналогичной программы на 2024 – 2028 годы (которая в принципе согласована и будет принята в этом году).
Вопросы борьбы с этой формой трансграничной преступности и ранее были в центре внимания Координационного совета генеральных прокуроров, когда они регулировались ещё отдельными программами сотрудничества государств – участников СНГ. Следует отметить, в частности, что для обеспечения исполнения Соглашения СНГ 2005 года было заключено Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 3 декабря 2009 г.
Однако, несмотря на значительные усилия на глобальном и региональном уровнях международное сообщество по-прежнему серьезно озабочено масштабами торговли людьми и тенденциями ее развития, в т.ч. изменением ее форм и методов (например, с использованием при этом суррогатного материнства).
На наш взгляд, эффективность противодействия торговле людьми в национальном и международном планах будет зависеть и от эффективности борьбы с сопутствующими ей преступлениями (в первую очередь, незаконной миграцией, коррупцией и отмыванием криминальных активов).
Действенность международного сотрудничества в рассматриваемой сфере в немалой степени будет также определяться реальными успехами в деле сближения (гармонизации и унификации) национальных законодательств по противодействию торговле людьми. Это необходимо и для создания надлежащих предпосылок для реализации различных форм международного правового сотрудничества.
Кстати, на прошедшем в июне прошлого года в Минске 32-м заседании Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ было принято решение начать работу по модернизации договорной базы Содружества в сфере правового сотрудничества.
Полагаем, что настало время вместо Минской и Кишиневской конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 и 2002 гг., соответственно) разработать договор «третьего поколения», который учитывал бы современную юридическую практику, в т.ч. договорную, и охватывал бы не только традиционные вопросы (в первую очередь, выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам), но и другие актуальные аспекты взаимодействия, в т.ч. т.н. «полицейского» (правоохранительного) сотрудничества.
Уверен, что в таком договоре, в частности, необходимы положения о сотрудничестве в случаях ответственности юридических лиц, связанной с совершением преступлений ее работниками в интересах этих юридических лиц (например, актов коррупции, отмывания, финансирования терроризма). А такая ответственность по законодательству различных государств – участников СНГ может быть как уголовной, так и административной или гражданско-правовой.
Следует предусмотреть также крупный блок положений о взаимодействии в вопросах розыска, изъятия, ареста, конфискации и, что очень важно, возврата запрашивающей стороне имущества, полученного от преступлений и конфискованного в результате международного сотрудничества. При этом следует регламентировать и сотрудничество в указанных вопросах применительно к конфискации имущества, не связанной с уголовным осуждением (т.е. конфискации в административном или гражданско-правовом порядке в отношении как физических, так и юридических лиц).
Очевидно, что необходимо предусмотреть и электронный обмен документами в рамках исполнения нового договора.
Следует также внимательно анализировать и при необходимости использовать национальный опыт наших коллег из государств-участников СНГ. Например, в последние годы интересные наработки в области противодействия торговле людьми появились в Казахстане.
В заключение хочу пожелать всем участникам конференции плодотворной работы и выразить уверенность, что работа нашей Международной научно-практической конференции внесет позитивный вклад в общее дело обеспечения безопасности и правопорядка на территории государств – участников Содружества на благо проживающих в них людей!
Благодарю за внимание!