Президент РФ Владимир Путин сообщил, что страны – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) одобрили концепцию единого финансового рынка и готовят концепцию единого энергорынка.
В большинстве секторов экономики стран – членов ЕАЭС общие рынки созданы и успешно работают, а по оставшимся идет движение в данном направлении, решаются практические вопросы и ищутся оптимальные модели.
ЕАЭС нужен единый финансовый рынок
Концепция единого финансового рынка ЕАЭС является ядром для создания нормативной базы, которая будет регулировать взаимодействие в банковской и страховой сферах, а также по ценным бумагам. Все это даст возможность упрощенного и недискриминационного доступа игроков стран – членов ЕЭАС на рынки друг друга. Финансовый рынок создаст условия реализации основных задач ЕАЭС.
Особое внимание в документе уделено цифровой экономике, созданию регуляторного арбитража на финансовом рынке, поддержанию и защите прав потребителей услуг и инвесторов в общее экономическое пространство.
Страны-члены берут на себя ответственность проводить согласованную политику по формированию прозрачности на финансовом рынке.
«Вопрос интеграции в рамках евразийского сотрудничества остается приоткрытым. Существует интеграционный потенциал стран бывшего СССР по различным вопросам, а также по внедрению новых унифицированных механизмов», – заключает Климанов.
Преимущество цифровой экономики и быстрого обмена данными простимулирует развитие интеграционных процессов в ЕАЭС, которые в последние годы затормозились. Это не приговор организации – в Западной Европе было целое десятилетие (семидесятые годы), когда интеграция не шла вперед, но существует факт: в 2019 году торговый оборот ЕАЭС снизился на 3%.
Президент РФ Путин еще до «коронакризиса» обратил на это внимание и призвал найти пути для купирования негативных процессов в рамках развития интеграции стран – членов ЕАЭС.
«Работы проводятся не на пустом месте: попытки унификации налогового законодательства стран СНГ предпринимались в девяностые и нулевые годы, так что в данном процессе существует основа», – констатирует Климанов.
Страны ЕАЭС пытаются разработать единые налоговые процедуры, но пока не пришли к результату.
«Сторонам проще выработать единые стандарты – аналоги советских ГОСТов, чем перейти к созданию финансовых институтов и проведению совместной налоговой политики, хотя успехи имеются: существуют Евразийский банк развития и другие структуры, связанные с комиссией ЕАЭС, но они не имеют решающего значения», – резюмирует Климанов.
Создание единого финансового рынка должно решить данные вопросы, но для этого концепция должна быть реализована всеми странами – членами ЕАЭС, а тут до сих пор есть ограничения.
На интеграцию в ЕАЭС негативное влияние оказывают давление Запада на Россию и пандемия COVID-19.
Не просто так президент РФ Путин заявил, что ЕАЭС нужно координировать политику в области здравоохранения. Для этого в ЕАЭС была введена регистрация лекарственных средств по единым правилам организации.
У РФ есть вопросы по энергорынку
Независимый эксперт по постсоветскому пространству Андрей Суздальцев в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что интеграционный процесс на евразийском пространстве связан с большим количеством проблем.
«Проблем в интеграции немало, многие решения отложены пока из-за пандемии коронавируса, но в целом присутствует позитив, особенно по разработке нормативных актов в энергетике», – заключает Суздальцев.
Россия не торопит события в этой сфере из-за неясности выгод, которые она получит от единого энергорынка.
«В нынешнем формате это создание огромной системы российских дотаций для партнеров», – констатирует Суздальцев.
Пока неясно, когда концепция единого энергетического рынка ЕАЭС будет принята или представлена к обсуждению. По интеграционным планам энергорынок должен был быть создан в 2025 году, но сегодня в этом уверенности нет.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в беседе с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что энергетический вопрос остается ключевым в интеграционном процессе ЕАЭС.
«Создание единого энергорынка и его этапность определены в стратегии ЕАЭС. Был вопрос с Белоруссией о том, что нужно быстрее строить – энергетический или газовый рынки. Белорусы больше заинтересованы в газовом рынке, ожидая, что после того как он будет создан, их тарифы на газ будут аналогичны российским на нашей западной границе», – резюмирует Пикин.
Для Белоруссии это наиболее чувствительный вопрос, поэтому Минск о нем постоянно говорит.
«Что касается энергетики – это дань общепринятым вещам. Энергетика РФ является избыточной. Кроме того, Казахстан способен поставлять генерацию, а скоро поставщиками энергии благодаря БелАЭС станут белорусы», – заключает Пикин.
В результате в ЕАЭС будет конкуренция, а так энергетика является связующим звеном при создании единого рынка.