Происходящие в мире реактивные геополитические и военно-политические процессы подвели глобальные вызовы и угрозы к опасной черте в деле обеспечения стабильности и международной безопасности, резко обострили проблемы мировой экономики, а человечество оказалось разделенным по вопросам войны и мира. В этой ситуации у наших граждан вольно или невольно возникает закономерный вопрос: Сможет ли мировое сообщество преодолеть данный мировой кризис и как должен вести себя суверенный Кыргызстан в этих условиях в международных отношениях?
Ясно одно, современный миропорядок будет меняться кардинально и какая система международной безопасности сформируется в будущем сказать трудно, потому что процесс переформатирования мироустройства не завершен. Я убежден, разум и мудрость возьмут верх в международных отношениях и стороны нынешнего конфликта перейдут к мирному разрешению данного кризиса. В этой ситуации для Кыргызстана очень важно сохранить концептуальные основы внешней политики, основанные на национальных интересах Кыргызской Республики, являющиеся базисом для выстраивания добрых отношений с другими странами и мировым сообществом в целом. Таким образом конституционные принципы внешней политики нашего государства должны оставаться незыблемыми и последовательными.
При этом наши национальные интересы включают в себя такие важные аспекты, как защита независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, укрепление ее национальной безопасности, в том числе военной, экономической, продовольственной, водно-энергетической, экологической, информационной безопасности, защиту прав и интересов граждан Кыргызской Республики как внутри страны, так и за рубежом.
Именно об этом говорил мне уважаемый Президент Садыр Жапаров, назначая меня на пост главы МИД Кыргызской Республики, указав, что при защите и продвижении национальных интересов нашей страны на международной арене необходимо твердо и последовательно придерживаться многовекторного и сбалансированного внешнеполитического курса Кыргызской Республики, ориентированного на формирование благоприятных внешних условий для развития нашей страны.
В числе наиболее важнейших задач глава государства наряду с защитой прав и интересов кыргызстанцев за рубежом поставил содействие в укреплении национальной безопасности, в том числе обеспечении продовольственной безопасности КР, содействие в усилиях по минимизации последствий санкционного противостояния, создание условий для развития экономики страны путем достижения конкретных договорённостей со странами-партнерами в экономическом направлении.
В недавнем телевизионном интервью я уже рассказал о первых итогах выполнения поставленных перед нами задач. В продолжение этой темы хотел бы обозначить важнейшие приоритеты в сфере внешней политики, на реализации которых будут сосредоточены основные усилия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, в том числе в ближайшей перспективе.
Несомненно, на первый план выходит укрепление и углубление сотрудничества с нашими соседями по региону. Речь идет о государствах Центрально-Азиатского региона, а также России и Китае. Это наши географически близкие соседи, с которыми исторически у нас сложились самые тесные и родственные отношения. Нас связывают не только общие границы, географическая близость, взаимосвязанная экономика, но и общие стремления к совместному развитию, традиционные узы дружбы, общая история и культура.
Хочу особо отметить, что в последние годы закономерно углубляется взаимное сотрудничество стран Центральной Азии. Мы намерены продолжить работу над выведением наших отношений на качественно новый уровень — уровень всеобъемлющего взаимодействия в духе дружбы и добрососедства. В этом контексте не могу не упомянуть проведение 21 июля с.г. под председательством Кыргызстана Четвертой Консультативной встречи глав государств Центральной Азии в г. Чолпон-Ата.
Эта встреча во многом может считаться исторической в связи с выработкой и подготовкой к подписанию важнейшего для всех пяти стран документа — Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. Это основа для больших ожиданий и новых перспектив взаимоотношений в нашем регионе. Хочу отметить, что выстраивание добрых отношений с соседними государствами и народами были всегда центральными и приоритетными в дипломатии наших предков. Как востоковед-китаист скажу больше, что об этом ярко свидетельствуют конкретные исторические факты, в том числе уникальные китайские исторические источники.
Разумеется, мы намерены уделять особое внимание развитию сотрудничества с близкими союзниками и партнерами, о чем неоднократно заявлял в своих выступлениях Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров.
Как известно, у нас особые отношения с Россией и мы продолжим поддерживать с ней традиционно тесные, особые и привилегированные отношения, с которой у нас активный и открытый диалог на всех уровнях, и в первую очередь — на высшем и высоком. Так, в мае Садыр Жапаров посетил Москву с визитом для участия в юбилейном заседании глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по случаю 30-летия Договора о коллективной безопасности, в ходе которой лидеры двух стран обсудили самые актуальные вопросы взаимного сотрудничества по всем направлениям. При этом сотрудничество с Российской Федерацией охватывает широкое множество предметных направлений и векторов, среди которых центральное место занимают вопросы обеспечения безопасности. С этих позиций наше сотрудничество будет продолжаться и в рамках ОДКБ, которая продолжает играть важную роль в обеспечении региональной безопасности. Есть и другие не менее важные векторы сотрудничества с РФ — это содействие в обеспечении продовольственной и энергетической безопасности, решение проблем наших трудовых мигрантов и др.
Не могу не сказать о кыргызско-китайских отношениях. Кыргызстан высоко ценит всестороннее стратегическое сотрудничество с Китаем, который оказывает нам постоянную помощь и поддержку в реализации масштабных проектов, направленных на социально-экономическое развитие Кыргызстана. Свидетельством динамично развивающихся отношений между нашими странами является и состоявшийся в конце июля визит в Кыргызстан Члена Государственного Совета, Министра иностранных дел Китая Ван И. В ходе визита, помимо обсуждения вопросов дальнейшего развития всестороннего стратегического партнерства между нашими странами, мы договорились о реализации большого проекта по строительству ирригационных каналов, что позволит повысить эффективность наших водных ресурсов, обеспечить продовольственную безопасность страны и улучшить социально-экономическое развитие Чуйской области. Мы также обсудили запуск проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и договорились подписать соответствующий документ уже в ходе сентябрьского Саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде.
Важным для нас остается и углубление всесторонних связей с Западом, который играет важную роль в современном мире, представляющим для Кыргызстана прагматический политический и экономический интерес, среди которых, безусловно, США, Турция, ФРГ, Великобритания, Франция, Австрия, Швейцария, Бельгия и в целом Евросоюз. В данном направлении мы реализовываем с нашими партнерами ряд важных и ценных для нас совместных проектов, из года в год растет наш торгово-экономический оборот. Мы намерены активно продолжить работу с западными партнерами по всем направлениям взаимного сотрудничества.
Ведется планомерная работа по развитию и укреплению сотрудничества с братскими тюркскими государствами. В последние годы в этом направлении для нас открылись новые горизонты, в частности с Венгрией, с которой, пока единственной страной Европы, Кыргызстан подписал Декларацию о стратегическом партнерстве. Это сотрудничество отличается активной динамикой. Так, в мае Кыргызстан с официальным визитом посетил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии П. Сийярто, в ходе которого проведено 2-е заседание Кыргызско-Венгерского Стратегического Совета. Во время встречи в МИД КР нами подписаны Дорожная карта по сотрудничеству между двумя нашими ведомствами на 2022-2025 гг.
С Венгерско-Кыргызским Фондом развития проработан вопрос официального запуска с 12 мая приема заявок для финансирования инвестпроектов. С 23 по 26 июня состоялся визит Вице-Спикера Национального Собрания Венгрии Ш.Лежака в КР для участия в 11-м заседании ТюркПА, в рамках которого состоялось официальное открытие мемориальной доски, посвященной венгерскому ученому Д. Алмаши в г. Каракол.
Кыргызстан — азиатская страна, поэтому Восток всегда оставался для нас очень приоритетным направлением в нашей внешней политике. В этом плане для нас важным является последовательное расширение и укрепление связей Кыргызстана с арабскими странами, в том числе в рамках Организации Исламского Сотрудничества. Мой первый официальный визит в Королевство Саудовская Аравия и Королевство Бахрейн позволили наметить нам дальнейшие пути активизации сотрудничества между Кыргызской Республикой и со странами Персидского залива для выведения их на качественно новый уровень, наращивания торгово-экономических связей, экспорта нашей продукции в этот регион, открытия прямых авиарейсов и развития туризма. В этом направлении у нас огромный потенциал взаимного сотрудничества, мы возлагаем большие надежды на активное развитие инвестиционного сотрудничества.
С большим удовлетворением хочу отметить, что активно продолжается политический диалог и сотрудничество Кыргызстана с Японией, Республикой Корея, Индией, Пакистаном и другими странами Юго-Восточной и Южной Азии. Мы настроены на дальнейшее укрепление сотрудничества с ними по всем направлениям и сферам взаимного интереса, в том числе с Афганистаном и по афганской проблематике.
В части сотрудничества Кыргызстана в рамках ООН важной для нас является подготовка к участию Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова в открытии 77-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН и его выступление на общих дебатах. Продолжая активное взаимодействие в рамках ООН, как универсальной международной организации, играющей ключевую роль в обеспечении мира и международной безопасности, мы намерены обеспечить избрание Кыргызстана в Совет ООН по правам человека на 2023-2025 годы и непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2027-2028 годы, что отвечает нашей готовности вносить вклад в международные усилия по решению общих проблем человечества.
В целях продвижения национальных интересов и решении социально-экономических задач мы нацелены активно взаимодействовать в рамках Евразийского экономического союза. Так, Кыргызстан как председательствующая в 2022 году в ЕАЭС страна 27 мая провел Саммит глав государств-членов ЕАЭС, на котором приняты стратегические решения по реагированию совместными усилиями наших стран на нарастающий мировой экономический кризис, а также Первый Евразийский экономический форум с участием более 2500 человек из 25 стран мира. В настоящее время мы готовим проведение 25-26 августа в г. Чолпон-Ата очередного заседания Евразийского межправительственного совета, в преддверии которого созываем молодежный форум СНГ и ЕАЭС.
Мы также прорабатываем участие в течение этого года Президента Кыргызстана в саммитах Шанхайской организации сотрудничества, Организации тюркских государств и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Особое внимание придается и сотрудничеству Кыргызстана в Организации тюркских государств. В этом направлении мы продолжим продвижение инициативы открытия Инвестиционного фонда ОТГ и размещения его штаб-квартиры в г. Бишкек.
Мы также нацелены на то, чтобы быть в полной готовности к принятию председательства КР в СНГ в предстоящем году и достойно обеспечить реализацию намечаемых приоритетов в работе этой организации.
Несколько слов о "точечных" приоритетах в нашей деятельности и конкретных задачах, которые поставлены перед нами главой государства:
Первое. Президент С. Жапаров требует проводить активную работу по защите прав и законных интересов кыргызстанцев за рубежом. С целью выполнения данного поручения мы уже переформатировали структуру МИД и ЗУ КР, определили это направление в качестве главной и приоритетной задачи органов дипломатической службы Кыргызской Республики. В этом плане мы благодарны российской стороне за принятое решение о «миграционной амнистии» и снятие ограничений на въезд в Россию для 47 тыс. наших граждан, находившихся в так называемом «чёрном списке». Совместную работу в данном направлении будем продолжать. В целом мы стремимся оказывать всестороннюю поддержку соотечественникам за рубежом не только в деле их защиты, но и для сохранения их связи с исторической родиной, в том числе посредством сохранения культурной, этнической и языковой самобытности и за пределами нашей родины. Эта работа важна и для консолидации диаспоры за рубежом, для создания возможности участия соотечественников, живущих за рубежом, в развитии Кыргызстана.
Второе. Президент поручил вести активную работу с сопредельными государствами по делимитации и демаркации государственной границы, создания пространства неделимой безопасности и восстановления атмосферы доверия в регионе Центральной Азии. Как известно, вопрос госграниц — проблема очень чувствительная, я бы даже сказал, болезненная и порой отношения сторон обостряются, приводят к эскалации напряженности. Мы настроены на конструктивное сотрудничество с нашими партнерами. Решение пограничных вопросов с Казахстаном и Китаем свидетельствует о том, что острые разногласия можно не только преодолеть, но и впоследствии трансформировать их в позитивную плоскость в интересах обеих сторон.
Надеюсь, что этот опыт также получит свое продолжение в ближайшем будущем с нашими очень близкими соседями в лице Таджикистана и Узбекистана. Мы рассчитываем на еще большую активизацию динамики сотрудничества после взаимоприемлемого и максимально объективного разрешения разночтений по определению линии границ.
Третье. Наш Президент считает, что водно-энергетические ресурсы региона могут и должны стать объединяющим фактором дружбы и устойчивого развития народов Центральной Азии. В этой связи хотел бы отметить важность бережного отношения к воде и сохранения гармонии с природой, которая является неотъемлемой частью истории и культуры нашего народа. В этом плане мы намерены продолжить реализацию обозначенного Президентом Кыргызстана Жапаровым курса на обеспечение экологической безопасности, адаптацию к изменению климата и сотрудничество с международными климатическими фондами в целях инициирования совместных проектов с упором на сохранение ледников, лесов и биоразнообразия, повышение подготовленности к природным бедствиям, обеспечение доступа к чистой питьевой воде, строительство объектов возобновляемых источников энергии, прежде всего, гидроэнергетики. Также хочу отметить, что мы будем активно продвигать нашу водно-энергетическую дипломатию. Мы убеждены, что вода должна стать источником мира и развития в регионе.
Четвертое. Глава государства поставил конкретные задачи в сфере экономической дипломатии, которая в современных условиях приобретает особую значимость в международных отношениях. Президентом КР даны поручения оказать максимальное содействие развитию экономики нашей страны, улучшению жизни наших граждан, путем привлечения инвестиций, продвижения экспорта отечественных товаров и услуг. С целью исполнения этих задач мы создали в МИДе департамент экономической дипломатии, переформатировав ранее существовавшие до этого структуры. Кыргызская экономическая дипломатия должна в своей работе приносить осязаемые результаты и напрямую содействовать развитию страны. Иначе и быть не должно, ибо внешняя политика всегда являлась продолжением внутренней, поэтому в этом плане работа наших дипломатов должна быть нацелена на обеспечение повышения благосостояния наших граждан. При этом мы понимаем, что это направление работы связано с наибольшими вызовами в условиях усиления мирового противостояния и экономического кризиса, а также разрушения цепочек поставок из-за санкционных ограничений. Тем не менее, наши усилия будут нацелены на то, чтобы заинтересовать зарубежных инвесторов и предпринимателей в освоении наших рынков, на открытие совместных предприятий в нашей стране, инвестирование в нашу страну. Содействие экономическому развитию страны предполагает расширение транзитных и транспортных ее возможностей. Мы нацелены повышать транзитный потенциал КР посредством достижения договоренностей с зарубежными партнерами и инвесторами по строительству логистических центров, расширению географии прямого авиасообщения, развития и создания новых международных транспортных коридоров и коммуникаций. В завершение еще раз подчеркну, несмотря на меняющиеся стратегические реалии, выражающиеся в происходящих геополитических сдвигах и переформатировании мирового порядка, мы будем продолжать придерживаться независимой, многовекторной и последовательной внешней политики, используя все возможности для продвижения и защиты наших национальных интересов.