Красноярский экономический форум (КЭФ-2023) собрал в нынешнем году кратно больше участников, чем год назад. Вырос и статус гостей – ими стали губернаторы многих соседних регионов, федеральные чиновники, руководители бизнеса и предпринимательских объединений. Причина – в отмене ковидных ограничений и в новых вызовах, с которыми столкнулась экономика. Как прошло первое в этом году крупное деловое мероприятие в стране – в материале «ФедералПресс».
Завершившийся Красноярский экономический форум побил несколько рекордов. Традиционной его частью стало подписание соглашений. В этот раз речь идет о 65 таких документах на общую сумму 565 миллиардов рублей – это самая крупная сумма для КЭФ последних лет.
Участниками форума стали 7,5 тысячи человек – в 2,5 раза больше, чем год назад. Они представляли 65 регионов нашей страны и 10 стран мира. География иностранных делегаций оказалась внушительной – от Казахстана до Намибии. Трансляции с полей мероприятия посмотрели 1,5 миллиона человек. Предполагается, что эта цифра вырастет до 2,5 миллиона.
Мероприятие продолжалось три дня: с 1 по 3 марта. Здесь работало 80 площадок в разных форматах: пленарные заседания, круглые столы, экспертные и панельные дискуссии и многое другое. Кроме того, на полях КЭФ прошли и заседания координационных советов межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Отдельный трек был посвящен презентации перспективных проектов, реализуемых в Сибири.
«В условиях вызовов, с которыми мы столкнулись сегодня, КЭФ стал той площадкой, где есть возможность обсудить все ключевые вопросы и наметить пути их решения», – отметил заместитель председателя правительства Красноярского края Сергей Верещагин.
Строить дороги, вкладывать деньги в Сибирь
Как и на мероприятии прошлого года, одну из самых ярких речей на пленарном заседании произнес основатель «Русала» Олег Дерипаска. В первую очередь он предложил сократить в несколько раз количество силовиков и чиновников, чтобы снять лишние «гири» с бюджета. При этом предприниматель дал достаточно оптимистичные прогнозы: в обозримом будущем возможно вдвое увеличить объем валового продукта, производимого в Сибири. Условием для этого является развитие инфраструктуры.
«Сибирские губернаторы активно этим занимаются, но средств нужно намного больше. Нужно строить новые пограничные переходы в Китай, увеличивать пропускную способность железных дорог, заниматься цифровизацией процесса обработки грузов, запустить наконец-то переход через Каспий в Азербайджан и дальше – в Индию. Так мы сможем выйти на новые рынки и привлечь инвестиции», – заявил Дерипаска.
Со схожими тезисами выступил и председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. По его мнению, главная задача государства – снимать искусственные барьеры в развитии бизнеса.
Вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко, выступая в онлайн-режиме, напомнила, что к середине года регионы должны представить детальный план достижения целевых показателей по каждому промышленному кластеру, обозначенному в Стратегии-2035 – этот документ был принят в декабре. Среди ключевых вопросов – развитие инфраструктуры, строительство жилья и социальных объектов, а также улучшение экологической обстановки.
«Сибиряки заслуживают лучшей экологии. При поддержке президента вопросы экологии остаются одним из приоритетов развития страны. Многие крупнейшие российские промышленники и предприниматели состоялись благодаря Сибири, и теперь настало время вкладывать свой управленческий опыт, знания и капитал в новую сильную Сибирь», – заявила Виктория Абрамченко.
По ее подсчетам, к концу десятилетия в СФО возможно запустить свыше 200 инвестпроектов, создать больше 200 тысяч новых рабочих мест и привлечь до 7 триллионов рублей инвестиций.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин привел положительную динамику – треть оборудования ушедших с рынка компаний-поставщиков уже удалось заместить. Впрочем, не стоит забывать и о рисках.
«Несмотря на этот позитив, мы понимаем, что 2023 год будет довольно тяжелым в части нехватки квалифицированных кадров, роста тарифов на перевозки и электроэнергию, ощутимых последствий разрыва логистических цепочек. Также нужен баланс между поддержкой импортозамещения и параллельного импорта», – отмечает глава РСПП.
Губернатор Красноярского края Александр Усс рассказал, что, несмотря на санкции, индекс промпроизводства в регионе за минувший год вырос на 3 %.
«Ряд отраслей, которые мы считаем драйверами будущего, продемонстрировали рост – строительство, машиностроение. Мы видим интерес к Красноярскому краю, который фиксируется высоким уровнем инвестиционной активности», – отметил он.
«Раскрыть потенциал регионов Сибири»
Красноярский экономический форум впервые стал площадкой для презентации проектов всех сибирских регионов. Общий запланированный объем инвестиций – 250 миллионов рублей. Речь идет о добыче и переработке полезных ископаемых, деревообработке, туризме, пищевой промышленности и других сферах деятельности.
«Сегодня, когда темой дня становится стратегическая повестка развития Сибирского федерального округа, мы хотим показать, что наша Сибирь по-прежнему сильна, могущественна и перспективна. Мы хотим раскрыть потенциал регионов Сибири перед всеми заинтересованными участниками и инвесторами, поэтому регионам было предложено представить крупные проекты в приоритетных сферах, которым нужна инвестиционная поддержка», – рассказала руководитель департамента по развитию экономики и инвестициям Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Наталья Сальникова.
Например, Тыва представила не только проекты, уже обозначенные в списке КИП «Енисейская Сибирь», но и другие: туристский комплекс «Тайга», агропромышленный парк «АгроТува», масштабная жилая застройка.
«Уверен, что участие российских компаний в проектах, реализуемых на территории Тывы, даст мощный синергетический эффект. Несомненно, это будет полезно для всей России!» – резюмировал глава республики Владислав Ховалыг.
Время для полетов
Среди тем, которые обсуждались на КЭФ неожиданно оказалась авиация. Так, стало известно, что авиакомпания «КрасАвиа» станет одним из первых заказчиков нового турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога» в России. Подписано соглашение о поставке 20 единиц воздушного транспорта в срок с 2026 по 2030 год. Новый лайнер призван заменить морально и физически устаревшие Ан-24, выпущенные еще в 1970–80-е годы.
Кроме того, подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии по созданию центра послепродажного обслуживания новой отечественной авиационной техники на базе международного аэропорта Красноярск. Речь, в частности, идет о судах среднемагистральных МС-21 и ближнемагистральных Sukhoi Superjet (SSJ), предполагаются поставки воздушных судов для региональных авиалиний – «Ладога» (ТВРС-44) и «Байкал» (ЛМС-901).
«Технические параметры создания этого центра мы определим уже в ближайшее время. Этот проект станет ключевым для развития отечественной гражданской малой авиации. Красноярск считаем правильным выбором: у нас уникальное географическое положение в центре России, наша инфраструктура позволяет реализовывать самые амбициозные проекты, мы готовы к смелым вызовам», – подчеркнул гендиректор Красноярского аэропорта Андрей Метцлер.
Кроме того, согласно еще одному подписанному соглашению, в Красноярске может появиться собственный Центр подготовки авиационного персонала.