Что такое креативная экономика
Креативная экономика — это сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью. Её главные ресурсы: идеи и технологии, которые придумывают люди. К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это дизайн, музыка, мода, архитектура, научно-исследовательская деятельность, разработка программного обеспечения.
С английского creator economy также переводят как экономика креаторов, создателей. Это вид бизнеса, которым занимаются создатели онлайн-контента. Они пытаются зарабатывать на своем творчестве, например, за счет рекламы или продажи своих продуктов. «Креаторами» себя позиционируют свыше 50 миллионов человек в мире, и их число только растет.
Драйверы роста креативной экономики
Креативные индустрии выступают драйвером инновационного развития и демонстрируют более высокий рост по сравнению с другими секторами рынка.
Подъем сектора креативной экономики в мире объясняется сперва ростом количества мобильных устройств и появлением второго поколения интернета — формата web 2.0. Оно отличается интерактивностью и возможностью выкладывать пользовательский контент. Далее развитие продолжилось благодаря появлению социальных сетей и увеличению числа создателей контента.
Также этот тренд ускорила пандемия COVID-19. Количество представителей творческих профессий на российском рынке труда возросло. Например, в 2020 году количество рекламщиков и маркетологов увеличилось на 18,9% по отношению к уровню 2019‑го. Также вырос уровень онлайн-потребления контента. Netflix, Disney+, Amazon Prime Video и YouTube отчитались о росте аудитории на 30% в 2020 году.
Если пару лет назад часто шутили над тем, что блогер или креатор это не профессия, то сейчас создатель контента уже сам по себе становится бизнесом. Он запускает собственные продукты и услуги. За ним стоит команда продюсеров, режиссеров, монтажеров, сценаристов.
Сектор креативной экономики в странах СНГ
ООН объявила 2021 год международным годом креативной экономики. Она генерирует около трех процентов мирового ВВП.
Изначально креативная экономика в странах СНГ и так отставала от мировых тенденций на два-три года. События 2022 года отбросили развитие креативных индустрий еще на несколько лет назад, если не больше.
Отставание произошло из-за множества причин: блокировка социальных сетей внутри России, отключение монетизации для блогеров со стороны самих соцсетей. Важным фактором стал и запрет на использование россиянами зарубежных платформ. Например, сервис Anchor, с которым работало абсолютное большинство подкастеров, приостановил деятельность в России и закрыл доступ к российским аккаунтам. Значительную роль в задержке развития также сыграла невозможность оплаты зарубежных сервисов российскими картами и вывод средств на российские карты. Так, краудфандинговая платформа Patreon предупредила российских пользователей о невозможности обработать их платежи из-за санкций.
Остальные страны СНГ блокировка напрямую не коснулась. Несмотря на это, они тоже почувствовали на себе её эффект. С одной стороны, массовый переезд качественных специалистов из России может помочь сделать креативные индустрии в странах СНГ более экспертными и профессиональными. Однако есть и негативные аспект: и раньше существовало много международных удалённых команд с работниками из разных стран СНГ, а значит проблемы России осложнили и их деятельность.
Государственная поддержка креативной экономики
Несмотря ни на что, на государственном уровне во многих странах СНГ хотят поддерживать креативную экономику. За последнее время государства приняли следующие решения в этом секторе:
• Российская Федерация
В 2021 году Правительство РФ утвердило «Концепцию креативных индустрий и государственной поддержки до 2030 года». По планам ее реализация увеличит долю сектора креативной экономики с 2,2% до 6% ВВП России.
В условиях нестабильности 2022 года Минкульт РФ решил отложить до 2024 года законодательное оформление в России института креативных индустрий.
• Казахстан
В Казахстане утверждена «Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 годы». Ожидаемые результаты: появление 30 тысяч новых рабочих мест, рост экспорта продукции креативных индустрий до 200 миллионов долларов.
• Кыргызстан
В Кыргызстане президент принял меры поддержки, а депутаты — закон «О парке креативных индустрий».
• Узбекистан
Узбекистан в 2024 году примет Всемирную конференцию по креативной экономике.
Это часть большой работы, которую государства СНГ пытаются вести вместе с предпринимательским и творческим сообществом. Она позволит поддержать творческий бизнес во всех областях.
Перспективы развития креативной экономики
Обстоятельства, с которыми столкнулся рынок в 2022 году, особенным образом трансформируют креативные экономики стран СНГ. Однако общемировые тренды по-прежнему актуальны, и СНГ следует за ними. Перечисляем самые заметные тренды в развитии креативных экономик стран СНГ.
Независимость креаторов от социальных сетей
Креаторы хотят становиться всё более финансово независимыми от социальных сетей. Поэтому большое распространение получают площадки, которые позволяют авторам давать доступ к контенту по подписке для «спонсоров» или предоставлять уникальные работы донаторам. Например, Patreon и Boosty.
Уход с основной площадки распространения контента из-за блокировок — потеря аудитории для блогера. Креаторы будут стремиться «переливать» аудиторию на собственные площадки, а значит будет больше инструментов, призванных им в этом помогать. Уже появился проект Bart, который помогает креаторам аккумулировать аудиторию на нескольких площадках, а также создавать сайты для продажи своих инфопродуктов.
Зависимость от доходов с рекламы
Зависимость креаторов от брендов высока, что ограничивает их деятельность. Например, весной в России из-за ухода зарубежных компаний доходы от рекламы упали по разным оценкам на от 60% до 90%. Помимо монетизации за счет рекламы креаторы будут искать другой способ дохода. Например, строить бизнес или создавать продукты. Это могут быть как физические товары — мерч или собственный бренд одежды, так и экспертные инфопродукты.
Создание сообществ
Креаторы будут формировать вокруг себя коммьюнити или сообщества. Это предполагает другой подход к аудитории, более тесное взаимодействие.
Возможно совместное разделение доходов с аудиторией, когда она выступает как соинвестор продуктов креаторов. Креаторы будут развиваться за счет аудитории, предлагать ей зарабатывать вместе с собой. Вероятно использование инструментов краудфандинга.
Например, компания Rally позволяет креаторам запускать свои собственные монеты creator. Это позволяет им монетизировать свою работу и самих себя с помощью комьюнити, которое они собрали вокруг своей деятельности. Аудитория креатора и инвесторы могут купить эту монету, продать её или использовать в качестве валюты на платформах, которые работают по аналогичной технологии.
Нативность контента
Появление механизмов исполнения нового закона «О рекламе» сильно изменит социальные сети. Креаторы будут обязаны маркировать рекламный контент специальным токеном, который получат в системе. Это изменит работу рекламных агентств с заказчиками, самих креаторов.
Закон повлияет на то, что реклама будет становиться нативной, потому что блогеры попытаются его обходить. Например, стараться, чтобы реклама меньше смотрелась как коммерция.
Заключение
2022 год сильно отбросил креативные индустрии стран СНГ назад. Однако прогресс не остановить, и эта отрасль все равно будет развиваться. Быстрая адаптация под тенденции сектора, поиск новых путей продвижения, тесный контакт с аудиторией — механизмы, которые помогут креаторам, несмотря на стремительно меняющиеся условия рынка.
Креативные индустрии — приоритетное направление развития благодаря своему экономическому потенциалу. Странам СНГ необходимо обращать больше внимания именно этой области.
Для быстрого развития сектора экономики креаторов в странах СНГ необходимы:
• открытый доступ к международным социальным сетям и контенту,
• сотрудничество,
• обмен опытом,
• возможность следить за трендами.
Условия, которые также поспособствуют росту креативной экономике стран СНГ :
• финансирование и инвестиции,
• инфраструктура и развитие Интернета,
• государственная политика.