Попытки коллективного Запада заблокировать российский Крым с помощью не только санкций, но и военных провокаций терпят фиаско. По итогам прошлого года крымский экспорт возрос примерно на пятую часть, а число стран, импортирующих разнообразную продукцию Крыма, превысило 30 против 23 в 2022 г. В ближайшие два года планируется рост крымского экспорта еще минимум на треть. И увеличение как минимум до 35 числа стран – регулярных внешнеторговых партнеров региона.
Соответственно, для дальнейшего развития экспортного потенциала Крыма и его морских портов, как и новоприсоединенных регионов РФ, поэтапно сооружается кратчайшая железная дорога в Крым из Ростовской области – вдоль азовского побережья Донецкой и Запорожской областей.
Как отмечает Ирина Кивико, министр финансов Республики Крым, «по сравнению с 2021-2022 гг. объемы экспорта выросли. Хотя крымским экспортерам приходится находить альтернативные пути для внешнеэкономических договоров с зарубежными партнерами в силу определенных ограничений». Точнее, зачастую внешнеторговые контракты заключаются с компаниями из стран, не участвующих в антикрымских санкциях, а договоры на морские грузовые перевозки – с компаниями из стран «удобных» флагов, издавна используемых прессингуемыми Западом странами, и их внешнеторговыми партнерами для обхода санкций.
В 2022 г. крымский экспорт составил примерно 30 млн долл., а в прошлом году – около 37 млн. Причем эти цифры не учитывают объем экспорта продукции Крыма, перемаркируемой («переименованной») – из-за антикрымских санкций Запада – в продукцию других регионов или компаний РФ. Ксения Слуцкая, директор Южного регионального центра РФ по поддержке экспорта, поясняет в этой связи, что «35-36 млн долл. экспортной выручки – примерная сумма». Поскольку она «не учитывает средства, которые получены через материковые представительства (то есть в других регионах РФ, пока исключая новоприсоединенные. – Ред.) наших бизнесменов». По предварительным оценкам, этот экспортный сегмент минимум на четверть дополняет показатели крымского экспорта.
Аналогичное мнение высказал Георгий Мурадов, вице-премьер – постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ: «Формальные цифры торговли Крыма с Арменией не отражают реалий, потому что многие сделки совершаются через коммерческие структуры, находящиеся в других регионах РФ, чтобы не «дразнить гусей». Соответственно, «в Крыму армянских товаров много, в Армении тоже есть товары из Крыма: их обоюдное количество растет». В частности, армянские и крымские вина «в последние годы прочно заняли свою нишу на рынках Армении и Крыма».
Между тем география экспортных крымских поставок становится всё более обширной: основные торговые партнеры региона – Белоруссия, Казахстан, Узбекистан (в целом свыше 35%). Развиваются поставки в Турцию, Китай, Индию, Вьетнам, Сирию, некоторые страны Северной Африки и Среднего Востока, включая ОАЭ. Что касается экспортного ассортимента, это, прежде всего, разнообразная агропромышленная продукция, включая зерновые, продукты птицеводства, плодоовощи (в том числе консервированные), соки, рыбопродукты, вино-коньячные изделия: совокупная доля этих товаров в крымском экспорте превышает 30%. Далее следуют продукты химпрома, включая сырье для фармацевтики (не менее 25%), продукция судо- и машиностроения (до 20%), легпрома, парфюмерно-косметической отрасли (в целом до 15%).
То есть в экспорте Крыма не доминирует продукция какой-либо одной товарной группы, что свидетельствует о многоотраслевой крымской экономике и, соответственно, о ее широком экспортном ассортименте. Как показывают опросы крымских предприятий-экспортеров (2022-23 гг.), растущая востребованность их продукции обусловлена гибкой ценовой политикой и высоким качеством.
Тем временем предприятия-экспортеры (в том числе потенциальные экспортеры) региона уже регулярно участвуют в международных торговых выставках и бизнес-миссиях по линиям Южного регионального центра РФ по поддержке экспорта и других внешнеторговых российских структур: это миссии 2022-23 гг. в ОАЭ и Вьетнаме, на Кубе и в Белоруссии, в Китае и Казахстане, Узбекистане и Армении, Сирии и Индии.
Осенью 2023 г. впервые состоялась крымская бизнес-миссия в Катар. По информации Дмитрия Шеряко, министра экономического развития Крыма, «закупщики из Катара высоко оценили качество крымских продовольственных и других продуктов. И проявили интерес к сотрудничеству с крымскими компаниями». Наибольший интерес катарского бизнеса, по данным министра, проявлен к подсолнечному маслу, эфирным маслам и парфюмерно-косметической продукции.
Как сообщает упомянутый Центр поддержки экспорта (21 февраля с. г.), на текущий год прорабатываются планы по развитию сотрудничества с Китаем, странами Юго-Восточной Азии. Запланировано посещение крымскими бизнес-миссиями Саудовской Аравии, Индии, актуализация контактов с Белоруссией. Также прорабатывается вопрос о сотрудничестве со странами Африки. Относительно же экспортного ассортимента: он с текущего года дополнится большими объемами органических удобрений, оборудования для мелиорации, меховыми, кондитерскими изделиями, минводами и другими целебными напитками.
А на днях в реестре экономических партнеров Крыма укрепилась Никарагуа: в первой декаде марта в Манагуа подписан «План по реализации соглашения (2021 г. – Ред.) о торгово-экономическом сотрудничестве». В 2024-26 гг. планируются, во-первых, увеличение поставок в Крым из этой страны кофе, морепродуктов, тропических и субтропических фруктов. Во-вторых, строительство на крымских верфях (или на верфях Никарагуа с участием крымских судостроителей) судов «река-море» для грузовых перевозок в Карибском море. Кроме того, намечено увеличить поставки из Крыма в Никарагуа удобрений и зерновых продуктов.
Примечательно и то, что со второго полугодия 2023 г. РФ экспортирует сжиженный нефтяной газ и через Керченский портовый терминал – после почти 10-летнего перерыва. Ежемесячные поставки отсюда составляют около 10 тыс. тонн, к 2026 году их планируется увеличить до 13-15 тыс. тонн. Продукт направляется на Балканы, в Турцию, Закавказье. Этот фактор тем более повышает международную экономическую значимость Крыма, как и его внешнеэкономическую значимость для России.
Немаловажно для развития экспортного потенциала Крыма и его соседей строительство в 2024-25 гг. железной дороги вдоль побережья Азовского моря, о чем говорилось в начале статьи. Она по кратчайшему маршруту соединит с Крымом новоприсоединенные и другие регионы России. Она поспособствует росту производства и экспорту крымской продукции, а также позволит увеличить, по имеющимся оценкам, не менее чем на 20% грузовую перевалку в портах Мариуполя, Бердянска и в крымских портах.
Ныне действующее ж/д сообщение с Крымом – это весьма протяженная магистраль через Воронежскую, Ростовскую области, Краснодарский край и далее по Крымскому мосту или паромной переправе через Азовско-Черноморский (Керченский) пролив. Но теперь с учетом реализации программы комплексного экономического развития Крыма и новоприсоединенных регионов этот маршрут уже недостаточен.
Вдобавок внутри- и внешнеэкономические факторы наверняка потребуют сооружения кратчайшей транскрымской железной дороги Феодосия-Белогорск-Симферополь, стыкующейся со всеми портами Крыма. Ее строительство планировалось еще в начале 1950-х, то есть незадолго до хрущевской передачи Крыма из РСФСР в Украинскую ССР. Затем в 2014-2016 гг., но было отложено до 2030 года.
Словом, Крым становится важнейшим внешнеэкономическим форпостом России и укрепляет свои позиции в мирохозяйственных связях. Подчеркнем: вопреки потугам Запада и его киевских марионеток изолировать Крымский регион.