Правительство осуществляло политику ускоренного развития страны, параллельно решая задачи, поставленные главой государства — устранить дисбаланс в развитии регионов, эффективно использовать природные и трудовые ресурсы.
Государственная политика территориального развития страны не сразу начала формироваться с построения единой взаимоувязанной системы градостроительного планирования. Потребовалось время, чтобы выстроить устойчивую систему государственных органов, способных эффективно решать повседневные задачи, реагировать на вызовы времени и смотреть в будущее.
Формирование государственной градостроительной политики
Генеральная схема организации территории РК – основной градостроительный документ, содержащий долгосрочное видение пространственного развития страны, впервые в суверенном Казахстане был разработан в 2013 году. С привлечением ведущих отечественных и зарубежных научных и проектных организаций.
Согласно «Стратегии «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», встала задача развития макрорегионов и формирования агломераций как новых точек роста в городах Астана, Алматы, Актобе и Шымкент.
С учетом международного опыта (проект «Большой Париж»), разработаны межрегиональные схемы развития Алматинской, Шымкентской, Актюбинской и Столичной агломераций.
Инфраструктурные проекты трех агломераций (Алматинской, Шымкентской и Актюбинской) вдоль «Экономического пояса Шелкового пути» усиливают транзитный потенциал страны и являются центром притяжения инвестиций.
- Алматинская агломерация задумана и станет крупнейшим торгово-логистическим, финансовым и инновационным центром страны.
- Шымкентский регион развивается как промышленный и сельскохозяйственный центр юга страны.
- Актюбинская агломерация – катализатор развития предпринимательства и региональных кластеров, концентрирующих ресурсы приграничной территории страны.
- Столичная агломерация развивается как финансовый, медицинский, образовательный центр мирового уровня, центр инноваций и транспортный хаб, связывающий столицу и регионы.
Синергетический эффект при построении агломераций мегаполисов с пригородами достигается за счет взаимоувязанного функционирования всех систем жизнеобеспечения эффективной транспортной системы, развития инновационных производств, концентрации экономической плотности и плотности потребления.
Генеральная схема организации территории РК – это не просто документ, который приняли и положили на полку, это рабочий инструмент. Генеральная схема используется для принятия управленческих решений, касающихся развития территории и обустройства страны, а также отбора инвестиционных проектов для включения в Карту индустриализации.
К примеру, начиная с 2015 года рассмотрено более 500 проектов на соответствие Генеральной схеме – экономической специализации, инфраструктурной обеспеченности и экологическому законодательству. 59 из них были отклонены ввиду несоответствия и высоких инфраструктурных затрат.
Отсутствие электронных карт регионов, информации о земельных участках, инженерных коммуникациях в свободном доступе, закрытый бумажный документооборот — все это было причиной недостаточно эффективного контроля застройки региональных территорий.
Сегодня ситуация кардинально меняется. Цифровизация данных градкадастра стала важным шагом в осуществлении единой страновой градостроительной политики.
Градкадастр — один из элементов «Цифрового Казахстана»
Государственный градостроительный кадастр – это единая для Казахстана система учета объектов недвижимости и инфраструктуры, инструмент эффективного градостроительного планирования, учета и мониторинга размещения объектов на территории региона.
Государственный градостроительный кадастр считается одним из основных элементов «Цифрового Казахстана» для обеспечения госорганов, бизнеса и населения актуальной информацией об объектах недвижимости, подземной и надземной инженерной инфраструктуры.
Сегодня Градкадастр содержит информацию об инженерных коммуникациях с 60% территории страны (цифровизация дошла до уровня районного центра). Приведены к единому стандарту и оцифрованы 805 генпланов и планов детальной планировки.
В 2025 году в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» цифровизацию инженерных сетей планируется закончить полностью и специализированную учетную систему отраслевых регламентов и инфраструктуры Градкадастра можно будет использовать для отслеживания жизненный цикл объектов строительства от момента планирования и получения разрешительной документации до ввода в эксплуатацию.
До конца текущего года должна быть завершена разработка законодательной базы, закрепляющей развитие агломераций, внедрение новых стандартов в градостроительстве, института градостроительной экспертизы, on-line учета и регистрации в строительной отрасли.
Указанными мерами обеспечивается эффективное планирование и мониторинг целевых трансфертов на строительство жилья, инфраструтурных сетей и дорог в регионах, экономия затрат и снижение аварийности сетей, а также доступ к актуальной информации о состоянии инфраструктуры.
Развитие новых технологий строительства
Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры (КазНИИСА) свой авторитет в строительной отрасли заработал еще в эпоху СССР. Сотрудники института принимали активное участие в изучении и ликвидации последствий землетрясений на территории нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Институт являлся участником разработки и актуализации норм Советского Союза по сейсмостойкому строительству, проводил ряд уникальных экспериментальных исследований по заданиям Госстроя СССР и Госстроя Казахской ССР, результаты которых использовались при разработке норм серийных типовых конструкций и проектов.
НИИ располагает редкой в СНГ сетью инженерно-сейсмометрических станций на зданиях, включающая 12 станций в городах Алматы, Тараз и Капшагай. С момента обретения Независимости страны, институт провел уникальный объем работы, обследовав на сейсмостойкость более 11 тысяч строений в г. Алматы.
Накопленный опыт в вопросах обеспечения сейсмобезопасности, уникальные методики, разработанные учеными института, позволяют прогнозировать поведения зданий в условиях реальных землетрясений и признаны международным сообществом.
В 2019 году КазНИИСА присвоен статус базовой организации государств – участников СНГ в области сейсмостойкого строительства. Кстати, строительные нормы Республики Казахстан «Строительство в сейсмических районах», взяты за образец при разработке аналогичных документов Узбекистана, Киргизии и Украины.
Здесь создан первый в нашей стране учебный центр обучения по программе профессиональной сертификации «buildngSMART», сертифицированный Международной ассоциацией сейсмостойкого строительства (IAEE).
На протяжении 30 лет институт активно участвует в развитии строительной отрасли страны. В частности, является основным исполнителем 48 и 49 шагов Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»: отвечает за внедрение ресурсного метода определения сметной стоимости строительства и системы Еврокодов.
Специалистами института разработаны 10 Еврокодов, 57 Национальных приложений и 69 НТП. Более того, они создали почти 600 типовых проектов жилищно-гражданского и социального назначения, которые отвечают всем требованиям безопасного строительства и могут быть использованы застройщиками.
Также, Институт активно работает на цифровизацию строительной отрасли, является инициатором внедрения и основным разработчком нормативно-технической базы по применению технологии информационного моделирования строительных объектов и BIM-технологий. Специалисты КазНИИСА прорабатывают и внедряют элементы цифровизации также и в систему ценообразования строительной отрасли страны.
Кстати, на базе Института создана Комиссия по развитию нормативно-технической базы в области технологии информационного моделирования в строительстве стран СНГ.
О строительных достижениях
Строительство занимает одну из лидирующих позиций в экономике страны.
С начала Независимости в Казахстане построено более 169 млн кв. метров нового жилья, 1,5 млн граждан улучшили свои жилищные условия.
Только за последние 12 лет объем строительных работ увеличился в 2,8 раза – с 1,7 до 4,9 трлн тенге. Обеспеченность жильем в стране достигла 22,6 кв. м на каждого проживающего, из них в городской местности – 25,0 кв. м, в сельской местности – 19,3 кв. м.
Более современной и комфортной для проживания стала архитектура городов современного Казахстана, построены новые железнодорожные и автомобильные магистрали, производственные комплексы и заводы, школы, больницы и другие социальные объекты, развиваются и модернизируются инфраструктурные сети.
Немаловажное значение руководство страны и МИИР РК уделяет созданию комфортной среды проживания граждан, обновлению и модернизации жилищного фонда, обеспечению казахстанцев качественной питьевой водой и другими коммунальными услугами.
По итогам 2020 года услугами качественного водоснабжения в стране обеспечено 94,1% населения, в том числе 97,5% городского населения и 90,1% сельских жителей. Ведется планомерная работа по снижению износа сетей теплоснабжения и жилых домов, требующих капитального ремонта.
Развитие строительной отрасли мультипликативно повлияло и на другие отрасли экономики. К примеру, в 3,3 раза увеличился объем производства строительных материалов (со 176 до 586 млрд тенге).
Импульсом к росту послужили масштабные инвестиции в рамках государственных программ «Нурлы жер», «Нурлы жол», Индустриально-инновационного развития, Дорожной карты занятости, а также проведение крупных страновых социально-культурных мероприятий, таких как международная выставка «Экспо — 2017», Универсиада, 20-летие Астаны.
Планы на 2021 год: построить 17 млн кв. метров жилья (163,1 тыс. жилищ), охватить услугами водоснабжения 95% от общей численности населения страны (98% — в городах, 91,8% — в селах).