С 31 октября по 13 ноября 2021 года в г. Глазго (Великобритания) проводилась 26-я Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по изменению климата (COP26). В принятом по ее результатам решении – Климатическом пакте Глазго – выражена «тревога и крайняя озабоченность по поводу того, что деятельность человека является причиной глобального потепления около 1,1°C на сегодняшний день, и его последствия уже ощущаются во всех регионах»[2].
Проявления изменения климата на пространстве Содружества, так же как и за его пределами, в последние годы все чаще приобретают аномальный характер. 20 июня 2020 года в г. Верхоянске, одном из северных полюсов холода России, зафиксирован абсолютный максимум температур года +38°C (предыдущий максимум был зарегистрирован здесь более полувека назад – в 1968 году и составил +37,3°C)[3]. Безобидные ранее погодные явления повсеместно становятся более экстремальными. В умеренной зоне понятие «волны жары» все более плотно входит в лексикон метеорологов. Вместо ливней отмечаются «дождевые бомбы», влекущие сходы селей, подтопления и наводнения.
Значительное потепление в последнее десятилетие зафиксировано на всем пространстве СНГ. «Быстрее всего теплеет в Беларуси (+0,63°C за десятилетие) и Молдове (+0,6°C за десятилетие)… В России за десять лет потеплело на 0,51°C, Армении – на 0,4°C, Казахстане – на 0,32°C, Кыргызстане – на 0,22°C, Таджикистане – на 0,16°C, Туркменистане – на 0,36°C и в Узбекистане – на 0,32°C»[4].
Особенно высокой скоростью отличается потепление в Арктике. Здесь «только за последние 10 лет средние температуры поднялись на 0,75°C»[5]. Связанное с этим таяние вечной мерзлоты влечет дестабилизацию грунтов, на которых построен ряд городов и крупных производственных мощностей, создана транспортная и энергетическая инфраструктура. Возможное влияние этих процессов на экономику и экологию региона в 2020 году продемонстрировала авария на Норильской ТЭЦ-3 АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания». Один из резервуаров хранения дизтоплива получил повреждения из-за резкой просадки опор фундамента, в результате чего в окружающую среду попала 21 тыс. т топлива. Ущерб, по оценке Росприроднадзора, составил почти 148 млрд рублей[6].
Оценка ситуации в Арктике будет неполной, если не обратить внимание на угрозу выброса колоссальных объемов парниковых газов в ходе таяния вечной мерзлоты. При оттаивании известняка или карбонатной породы высвобождаются углеводороды и газогидраты, что делает его гораздо более опасным, чем предполагалось ранее[7]. Этот механизм, получивший название «метановой бомбы», способен оказать воздействие не только на арктический регион, но и на планету в целом.
Климатические сдвиги создают дополнительные условия для увеличения масштабов лесных пожаров. 2021 год оказался рекордным с начала XXI века по их общей площади в России. Уже на вторую половину сентября этого года лес сгорел на территории в 18,2 млн га[8]. Как и потепление в Арктике, лесные пожары сами по себе являются триггером климатических изменений, обеспечивая огромные объемы выброса окислов углерода в результате горения деревьев и иной растительности.
Под влиянием негативных процессов в атмосфере планеты повсеместно отмечается таяние ледников, заметное не только в полярных областях, но и в горных массивах Тянь-Шаня, Памира и Кавказа. Прогнозирование и фиксация этих процессов имеют значение, прежде всего, для понимания изменения водного баланса на данных территориях.
Несмотря на то, что кавказские и центральноазиатские ледники примерно в одинаковой степени подвержены таянию, связанная с этим угроза дефицита воды намного более актуальна для бассейнов Сырдарьи и Амударьи. При этом ситуация в их истоках складывается неблагоприятная. В частности, как отмечено таджикским лидером на конференции в Глазго, «на сегодняшний день более 1000 из 14 000 ледников Таджикистана полностью растаяли… Общий объем ледников, составляющих более 60 % водных ресурсов региона Центральной Азии, уменьшился почти на треть»[9].
В свою очередь, площадь оледенения Большого Кавказа с 2000 по 2020 год сократилась на 23 ± 4 %. Однако на Кавказе таяние ледников не так сильно влияет на водообеспеченность, которая в большей степени зависит от осадков. В то же время ситуация в кавказском регионе создает такие риски, как дестабилизация склонов гор, катастрофические сходы грязевых потоков, оползни и обвалы[10].
Рост температурных максимумов в совокупности с другими факторами способствует нарастанию угрозы опустынивания земель.
Нехватка воды и осадков крайне негативно отражается на почвенном покрове в Центральной Азии. По некоторым оценкам, «деструктивным процессам подвержено 4–10 % обрабатываемых, 27–68 % пастбищных земель, 1–8 % лесных угодий. Ежегодный ущерб от потери гумуса в странах Центральной Азии c учетом упущенного дохода от эрозийных процессов составляет 12,5 млрд долларов США»[11].
Одновременно опустынивание становится серьезной проблемой и в других странах СНГ. В Российской Федерации к наиболее проблемным регионам в этом отношении относят Республику Калмыкию, Астраханскую и Волгоградскую области, а также Республику Дагестан[12].
По заявлению Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, «13 млн га сельскохозяйственных угодий подвергаются пагубному воздействию водной эрозии. Более 6 млн га земель систематически подвергаются ветровой эрозии. А до 20 млн га охвачены пылевыми бурями… Из-за климатических изменений Украина переходит в зону сверхвысоких температур и погодных катаклизмов. И уже в ближайшие 30–40 лет стране грозит опустынивание обширных территорий»[13].
Экономические последствия неблагоприятных климатических явлений проявляются на самых разных уровнях. Так, сильная жара и засуха в Центральной Азии в 2021 году не только негативно отразились на сельском хозяйстве, но и повлекли снижение объемов выработки электричества на ГЭС ввиду недостаточного заполнения водохранилищ. В частности, объем воды в Токтогульском водохранилище в Кыргызстане при нормальном заполнении составляет 17,3 куб. км, а в 2021 году его максимальный объем воды был лишь 12,3 куб. км[14].
Вообще погодные условия в 2021 году стали одной из основных причин существенного снижения производства сельхозпродукции в Содружестве. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (без кукурузы) к 1 октября 2021 года в Республике Армения составил 61,7 % от уровня прошлого года, в Республике Беларусь – 80,3 %, в Кыргызской Республике – 62,7 %, в Российской Федерации – 85,4 %[15]. Такая ситуация сложилась в целом в растениеводческом комплексе и неизбежно отразилась на ценах сельхозпродуктов. Так, согласно докладу Министерства экономического развития Российской Федерации «О текущей ценовой ситуации» от 8 декабря 2021 года, в сентябре – октябре 2021 года отмечалось резкое удорожание плодоовощной продукции (на 10,6 % за 2 месяца), хотя к декабрю его темпы снизились до 0,73 %[16].
Следует отметить, что указанные тенденции неспецифичны для региона СНГ и отражают динамику обстановки в глобальном масштабе. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) констатировала, что «в ноябре 2021 года среднее значение Индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) составило 134,4 пункта, что на 1,6 пункта (1,2 %) выше октябрьского показателя и на 28,8 пункта (27,3 %) выше показателя ноября 2020 года. Таким образом, ИПЦФ растет четвертый месяц подряд и достиг самого высокого значения с июня 2011 года»[17].
Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями само по себе признано одной из 17 целей устойчивого развития в соответствии с резолюцией 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года[18]. Главной международной основой для согласования указанных мер выступает Рамочная конвенция ООН об изменении климата, принятая 9 мая 1992 года, а для активизации усилий по ее осуществлению заключено Парижское соглашение, принятое в рамках 21-й Конференции ООН по изменению климата (COP21) 12 декабря 2015 года.
Все страны СНГ являются участниками Парижского соглашения и приняли на себя предусмотренные им обязательства, именуемые как «определяемые на национальном уровне вклады» (ОНУВ) в достижение долгосрочной глобальной температурной цели.
Краеугольным камнем глобальной климатической повестки в соответствии с упомянутыми документами является достижение сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов.
В Климатическом пакте Глазго особое внимание уделено снижению выбросов углекислого газа. Их сокращение в глобальном масштабе к 2030 году должно составить 45 % по сравнению с уровнем 2010 года, а примерно в середине столетия предполагается достичь нулевое сальдо (net zero), то есть полную сбалансированность между антропогенными выбросами и абсорбцией углекислого газа, известную также как «карбоновая нейтральность».
Непосредственно перед конференцией в Глазго США активно продвигалось «Глобальное метановое обязательство», предусматривающее сокращение выбросов метана. По оценкам ряда экспертов, в данной инициативе предпринята попытка увязать климатическую повестку с решением текущих политических задач Вашингтона. Возможно, по этой причине поддержка обязательства оказалась не столь широкой. Тем не менее к инициативе уже присоединилось свыше 30 стран, а в ряде государств – участников СНГ этот вопрос будет прорабатываться дополнительно.
На саммите также подписана Декларация Глазго по лесам и землепользованию, за продвижение которой в своем обращении выступил и российский лидер. Документ поддержан представителями 105 стран, включая ряд стран Содружества (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Украина).
Накануне и непосредственно в ходе ноябрьской Конференции COP26 государства – участники Содружества обновили свои ОНУВ, приняв новые повышенные обязательства в этой сфере.
Принципиально, что, по оценкам Всемирного банка за октябрь 2019 года, в рамках финансирования деятельности по борьбе с изменением климата к 2030 году в глобальном масштабе придется произвести значительные инвестиции в инфраструктуру – около 90 трлн долларов США. При этом страны с развитыми экономиками приняли на себя обязательство аккумулировать для достижения этих целей в странах с развивающейся экономикой не менее 100 млрд долларов США в год, или около 1,5 % от необходимой суммы инвестиций, определенной Всемирным банком. Одновременно в пункте 44 Климатического пакта Глазго подчеркивается, что «цель Сторон, являющихся развитыми странами, по совместной мобилизации 100 млрд долл. США в год до 2020 года в контексте значимых действий по предотвращению изменения климата и обеспечения транспарентности реализации еще не достигнута»[19].
Следует отметить, что основной вклад в катастрофическое накопление парниковых газов в атмосфере объективно принадлежит государствам, ставшим на путь индустриального развития около 200 лет назад. Более того,
с усилением климатической повестки эти же государства и основанные в них транснациональные корпорации осуществляли вынос неэкологичных производств за свои пределы.
В этом контексте можно обратить внимание на ряд важных моментов. Во-первых, участие стран с развитой экономикой в финансировании борьбы с изменением климата в других странах по сути не является помощью, поскольку призвано компенсировать в том числе и их собственный вклад в эмиссию парниковых газов. Во-вторых, основное бремя финансирования климатических проектов остается на непосредственно реализующих их государствах, значительная часть из которых имеет ограниченные возможности инвестировать средства в достижение этих целей.
В рамках реализации климатической повестки государствами – участниками СНГ разработаны и выполняются соответствующие национальные стратегии.
Концепция развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» планирует развивать экономику Азербайджанской Республики, в том числе придерживаясь таких принципов и приоритетов, как рациональное использование энергии, модернизация нефтегазовой индустрии и развитие нефтяного сектора, развитие альтернативных источников энергии. Основные подходы к реализации Концепции детализированы в ряде программ. Что касается развития альтернативной энергетики, уже в начале 2020 года доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны достигла 17 %[20].
В Республике Армения климатическая повестка является предметом Концепции национальной энергетической безопасности, Национальной стратегии устойчивого развития энергетического сектора, Национальной программы по энергосбережению и ряда других документов.
Борьба с изменением климата в Республике Беларусь основана на Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, Стратегии низкоуглеродного развития Республики Беларусь до 2030 года, Стратегии по адаптации лесного и сельского хозяйства к изменению климата до 2050 года и Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы.
Климатическая политика Республики Казахстан наряду с Экологическим кодексом и рядом профильных законов основана на Стратегии «Казахстан-2050», Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года, Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике на 2021–2030 годы и Концепции программы управления водными ресурсами Казахстана на 2020–2030 годы.
В Кыргызской Республике действуют Национальная энергетическая программа, Стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года, Климатическая инвестиционная программа, Программа развития «зеленой» экономики на 2019–2023 годы, Концепция развития лесной отрасли до 2040 года[21].
Национальные меры Республики Молдова в области климатической повестки основаны на Стратегии развития с низким уровнем выбросов Республики Молдова до 2030 года и Плане действий по ее внедрению, утвержденных постановлением Правительства Республики Молдова от 30 декабря 2016 года № 1470 и актуализированных постановлением Правительства Республики Молдова от 10 ноября 2021 года № 326.
Российская Федерация, являясь активным участником климатического процесса, в силу своих масштабов и значимости в глобальной системе борьбы с изменением климата выстроила мощную профильную национальную систему, важнейшими элементами которой являются:
Климатическая доктрина Российской Федерации;
постановление Правительства «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности»;
Государственная программа «Охрана окружающей среды»;
Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в РФ;
Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 года № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»;
Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 3052-р.
Особый интерес представляет Стратегия, в которой рассматриваются два сценария – инерционный и целевой (интенсивный). Технологическое развитие инерционного сценария базируется на перевооружении основных фондов – плановой замене и модернизации устаревшего оборудования, постепенном выводе из эксплуатации и замене изношенного неэнергоэффективного жилого фонда.
Целевой (интенсивный) сценарий сфокусирован на учете технологических трендов с низким уровнем выбросов парниковых газов для декарбонизации экономики и обеспечения экономического роста. В его рамках «происходит активная цифровизация и электрификация отраслей экономики. B металлургии и химической промышленности внедряются водородные технологии. Развиваются парогазовая генерация, атомные электростанции, гидроэлектростанции и возобновляемые источники энергии, максимально используется потенциал снижения эмиссии парниковых газов в угольной энергетике, в том числе за счет полного перехода на наилучшие доступные технологии, поддержки инновационных и климатически эффективных технологий сжигания угля, повсеместного замещения низкоэффективных котельных объектами когенерации, широкого стимулирования развития и применения технологий улавливания, использования и захоронения парниковых газов»[22].
В Республике Таджикистан климатическая политика основана на Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, Национальной стратегии адаптации Республики Таджикистан к изменению климата на период до 2030 года и других отраслевых планах и программах.
Туркменистан в своей деятельности по борьбе с изменением климата опирается на Национальную программу социально-экономического развития до 2030 года, Национальную стратегию Туркменистана по изменению климата и иные стратегические и нормативные документы[23]. В 2021 году Правительство Туркменистана и Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) подписали ряд стратегических документов по расширению сотрудничества в области изменения климата, один из которых предусматривает реализацию проекта «Развитие национального процесса планирования адаптации в Туркменистане»[24].
Реализация климатической стратегии Республики Узбекистан осуществляется в рамках документов, утвержденных на уровне главы государства и правительства, в том числе следующих:
Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019–2030 гг.;
Национальные цели и задачи в области устойчивого развития до 2030 года;
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах;
Государственная программа по развитию Приаралья на 2017–2021 годы.
Украина во исполнение своих международных обязательств разработала и внедрила Стратегию низкоуглеродного развития Украины до 2050 года. В 2021 году утверждена Стратегия экологической безопасности и адаптации к изменению климата Украины до 2030 года.
На уровне Содружества Независимых Государств вопросам экологии и охраны окружающей среды традиционно уделяется большое внимание. Одним из первых среди органов отраслевого сотрудничества СНГ 8 февраля 1992 года создан Межгосударственный экологический совет. Нормативную основу для взаимодействия в тот период составило Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, на смену которому впоследствии пришло новое Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников СНГ от 31 мая 2013 года. В соответствии с новым документом был реформирован отраслевой орган в области экологии и создан Межгосударственный экологический совет государств – участников СНГ (МЭС).
Борьба с изменением климата являлась объектом сотрудничества в области экологии и внимания МЭС на всем протяжении существования Содружества. После заключения Парижского соглашения различные аспекты климатической повестки неоднократно рассматривались на заседаниях Совета. Так, в сентябре 2021 года в рамках его работы обсуждался вопрос о сотрудничестве в областях Системы торговли выбросами парниковых газов, а в план его работы на 2022–2023 годы в рамках выполнения Дорожной карты по реализации инициатив, высказанных главами делегаций в ходе заседаний Совета глав государств и Совета министров иностранных дел СНГ, включены пункты, касающиеся изучения возможности сближения подходов и гармонизации национальных законодательств в области охраны окружающей среды, а также обмена опытом создания условий и соответствующих инфраструктур для внедрения «зеленых технологий».
Согласно пункту 4.7 обновленной в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ существенной составной частью сотрудничества в рамках СНГ является взаимодействие в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе направленное на борьбу с изменением климата.
В Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года концептуальные подходы к климатической проблематике конкретизированы в рамках отдельных направлений развития различных секторов экономики. Например, важное значение в сотрудничестве в сфере топливно-энергетического комплекса придается развитию малой гидроэнергетики, наращиванию технических возможностей использования экологически чистых видов моторного топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, созданию условий для производства соответствующего оборудования на предприятиях государств – участников СНГ, развитию многостороннего взаимодействия в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий.
Вместе с тем борьба с изменением климата требует применения комплексного и межотраслевого подхода. В связи с этим от государств – участников Содружества исходят инициативы по дальнейшему укреплению партнерского потенциала в этой сфере. Так, 21 декабря 2021 года заместитель Министра иностранных дел России А.Панкин заявил: «Мы рассматриваем СНГ как площадку для зеленой экономики, сближения позиций по климатической повестке, обмена опытом по внедрению экономических стимулов для сокращения выбросов парниковых газов»[25].
В этом контексте следует отметить, что решение многих вопросов, связанных с сокращением выбросов парниковых газов и повышением их абсорбции, изначально имеет трансграничный характер. Большими перспективами в этом контексте обладает сотрудничество в области создания «зеленой» инфраструктуры, передачи «зеленых» технологий, выработки общих стандартов для климатических проектов и по многим другим направлениям.
В целом осуществление «зеленого перехода» в экономике, которое все чаще становится темой обсуждения в экспертных кругах и государственных органах стран СНГ, является достаточно амбициозной и дорогостоящей задачей. Однако сотрудничество в рамках Содружества в этой сфере может стать серьезным подспорьем не только в ее эффективном решении, но и в отстаивании национальных интересов стран региона при формировании и реализации климатической повестки.