— Содружество Независимых Государств за прошедшие годы утвердило себя в качестве общепризнанной международной организации, имеющей четкую и сбалансированную программу совместных действий, направленных на обеспечение динамичного социально-экономического роста стран-участниц, повышение их роли и авторитета на мировой арене. В рамках СНГ сформирована работоспособная система уставных и отраслевых органов, которые действуют на основании солидной нормативно-правовой базы. Хотелось бы напомнить, что Содружество — это еще и уникальная площадка для систематических встреч глав государств и правительств, позволяющих в откровенной, дружеской обстановке вести конструктивный диалог, решать вопросы взаимодействия и сотрудничества в экономической, гуманитарной и политической сферах. В течение прошлого года высшие органы СНГ приняли немало ответственных решений, определяющих направления развития СНГ на среднесрочную перспективу с учетом современных политических и экономических вызовов и реалий. На необходимость идти в ногу со временем постоянно обращают внимание и главы наших государств.
Страны Содружества — это еще и общее историческое и духовное наследие. В 2020 году народы наших стран празднуют 75-летие Великой Победы. В СНГ совершенно объективно исходят из того, что именно Советский Союз благодаря единству всех его народов добился перелома в войне с нацизмом и заплатил самую высокую цену за освобождение европейских стран от нацизма. Наши страны потеряли за годы войны десятки миллионов граждан. Среди погибших на полях сражений были воины всех национальностей. Это обязывает нас делать все возможное, чтобы память о Великой Победе сохранилась в веках для укрепления дружбы наших народов и дальнейшего развития сотрудничества государств – участников СНГ.
Сегодня как никогда важно сосредоточить совместные усилия на пресечении попыток переписывания истории и оправдания чудовищных преступлений нацизма, на сохранении военно-мемориального наследия народов государств – участников СНГ и формировании чувства гордости за нашу Великую Победу, патриотизма и героических традиций у послевоенных поколений стран Содружества.
Сегодня, в преддверии 30-летия СНГ, можно уверенно сказать, что за минувшие годы разработана солидная нормативно-правовая база и созданы работающие механизмы сотрудничества, сложилась система совместных действий в экономике, гуманитарной сфере, в сфере безопасности.
— Несмотря на то, что в 2021 году исполняется 30 лет СНГ, все еще раздаются голоса критики в его адрес, что эта структура так и осталась неэффективной и недееспособной. Откуда, по вашему мнению, растут корни этой проблемы?
— Убежден, что Содружество своих возможностей не исчерпало. На сегодняшний день нет другой структуры, позволяющей нашим государствам вместе решать общие проблемы в разных областях — будь то экономика, безопасность, культура, социальная сфера. Постоянно принимаются документы, которые предусматривают совершенствование и эволюцию нашей интеграционной структуры. Так, на последнем саммите в Ашхабаде была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств. Это очень важный документ, направленный на повышение эффективности использования социально-экономического потенциала государств СНГ для активизации интеграционных процессов в рамках Содружества. Сегодня на пространстве СНГ осуществляются крупнейшие транспортные и энергетические проекты, создаются современная инфраструктура, коммуникации, международные транспортные коридоры, логистические центры межрегионального и глобального масштаба. Обращу особое внимание, что этот документ был единогласно подписан руководителями всех государств СНГ. А это значит, что были сбалансированы общие и национальные интересы, определены согласованные подходы и приоритеты дальнейшего наращивания взаимовыгодного сотрудничества.
Содружество, несмотря на имеющиеся проблемы и трудности, живет и развивается, продолжает играть свою объединяющую роль, которая крайне важна для народов наших стран.
— Какие новые вызовы, на ваш взгляд, стоят сегодня перед странами постсоветского пространства?
— К сожалению, обстановка в мире не меняется к лучшему. Сохраняется конфликтный потенциал в международных отношениях, а меры, предпринимаемые для преодоления кризисов и устранения напряженности, не всегда приносят желаемые результаты. Сегодня мы наблюдаем разрушение международной системы сдерживания роста вооружений (прекращение действия Договора о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе, неопределенность и вокруг судьбы истекающего в феврале 2021 года Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, так называемого Договора СНВ-3).
Чрезвычайно опасными являются попытки размещения вооружения в космическом пространстве и превращение его в арену военной конфронтации. Агрессивным атакам подвергается информационное пространство.
Мы с тревогой отмечаем стремительный рост использования террористами новейших технологий для планирования и проведения своих смертоносных атак, осуществления вербовочной деятельности, создания новых и пробуждения так называемых спящих ячеек, организации сбора финансовых средств, формирования собственных киберподразделений.
После поражения в Сирии происходит передислокация многочисленных бандформирований к южным рубежам Содружества и создание в этом регионе опорных пунктов для содержания боевиков, а также возвращение на территории стран СНГ лиц, участвовавших в действиях международных террористических организаций.
Серьезную озабоченность продолжает вызывать транснациональная организованная преступность и связанная с ней контрабанда оружия, незаконная миграция и торговля людьми. Рост потребления наркотиков представляет реальную угрозу социально-экономическому развитию стран Содружества. К сожалению, приобретает международный характер и киберпреступность, которая посягает на национальную безопасность государств – участников СНГ.
В последнее время со стороны ряда стран предпринимаются попытки фальсификации и переписывания истории Второй мировой войны. Активно разворачивается информационно-пропагандистская деятельность, цель которой – доказать «историческую вину» Советского Союза наравне с фашистской Германией за развязывание этой войны. На этом фоне ширится кампания оправдания военных преступников и их пособников, продолжается «борьба с памятниками освободителям Европы».
В этих условиях вопросы надежного сохранения мира, обеспечения безопасности и правопорядка являются важнейшими в повестке дня сотрудничества в рамках СНГ, которое характеризуется общностью взглядов на существующие вызовы, наличием воли и решимости сообща противодействовать им.
За последние годы совместными усилиями государств СНГ был сформирован блок правовых документов, в том числе направленных на: развитие воздушно-космической обороны стран Содружества; усиление в государствах СНГ контроля за оборотом переносных зенитно-ракетных комплексов; обеспечение международного взаимодействия в вопросах предотвращения терроризма в воздушном пространстве; взаимодействие в области применения беспилотной авиации вооруженных сил государств СНГ и противодействия беспилотным летательным аппаратам противника.
Наращивание потенциала военного сотрудничества осуществляется как по традиционным, так и по принципиально новым направлениям взаимодействия.
В военном сотрудничестве важный акцент сделан на осуществление практических мероприятий. Центральное место здесь заняли вопросы совершенствования военно-профессиональной подготовки военнослужащих не только путем проведения совместных учений, но и ежегодного проведения Армейских международных игр и конкурсов по полевой (воздушной, морской) выучке, которые рассматриваются как одна из форм повышения профессионализма военнослужащих, уровня боеспособности подразделений вооруженных сил. С каждым годом география учений и армейских игр расширяется, а состав участников – увеличивается.
В принятом министрами иностранных дел Совместном заявлении государств – участников СНГ «О поддержке практических шагов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве» подчеркивается важность незамедлительного принятия практических мер, наиболее эффективной из которых является проведение международным сообществом переговоров по заключению юридически обязывающего многостороннего документа, который предоставлял бы надежные гарантии предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве и размещения оружия в космосе.
В сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма успешно реализована Программа сотрудничества государств – участников СНГ на 2017–2019 годы. Учитывая ее положительный результат, главами государств утверждена аналогичная Программа на 2020–2022 годы. В новой Программе учтены состояние, тенденции и динамика развития обстановки в сфере борьбы с терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма на территориях государств – участников СНГ. Также предусмотрено расширение спектра задач и состава участников, задействованных в реализации практических мероприятий. Основные усилия сосредоточены на развитии практики проведения совместных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций, обмене упреждающей информацией и распространении передового опыта работы.
В настоящее время в Содружестве важное значение отводится информационной безопасности государств – участников. В этом контексте отмечаю, что главами правительств утверждена Стратегия обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ. Стратегия предусматривает осуществление совместных согласованных мероприятий по обеспечению информационной безопасности в рамках Содружества. Ее положения будут учитываться заинтересованными министерствами и ведомствами государств – участников СНГ при осуществлении государственного регулирования и подготовке национальных нормативных правовых актов в области информационной безопасности.
Реализуется Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы, которая включает в себя такие приоритетные направления, как противодействие организованной преступности, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции, торговле людьми, киберпреступности.
Главы наших государств своими решениями объявили в Содружестве 2020 год Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и утвердили План основных мероприятий по подготовке и празднованию этой знаменательной даты. Наиболее значимым мероприятием станет проведение 9 мая 2020 года в городе Москве военного парада и других торжественных мероприятий с участием глав государств СНГ, ШОС и иных стран.
Также проводятся встречи ветеранов, международные научно-практические конференции, симпозиумы, фестивали, спортивные соревнования, конкурсы и выставки, направленные на патриотическое воспитание, разоблачение попыток фальсификации итогов войны, социальную поддержку участников Великой Отечественной войны и увековечение памяти защитников Отечества.
Поддержано предложение Российской Федерации об учреждении и изготовлении единой юбилейной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» для награждения ветеранов государств – участников СНГ.
В Обращении к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов руководители государств – участников СНГ призывают мировое сообщество решительно противостоять пропаганде расизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости во всех ее формах и проявлениях, а также к объединению усилий в построении справедливого и безопасного миропорядка на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права.
— В конце октября 2019 года в Баку состоялось заседание Совета министров обороны стран — участниц СНГ, на котором участвовали и вы. Насколько эффективно применяются на практике обсужденные на данном заседании вопросы?
— Состоявшееся 30 октября 2019 года в Азербайджанской Республике заседание Совета министров обороны государств – участников СНГ стало важным этапом в дальнейшем развитии и укреплении военного сотрудничества на пространстве Содружества.
Проведение данного мероприятия в Баку отражает высокий уровень взаимодействия Азербайджанской Республики с другими государствами – участниками СНГ в военной области, ее заинтересованность в общих интеграционных проектах в сфере обороны и безопасности.
В ходе заседания главы оборонных ведомств проанализировали состояние развития военного сотрудничества и наметили совместные мероприятия на этот год и ближайшую перспективу.
Его итогом стало рассмотрение более двух десятков вопросов, по каждому из которых приняты решения. Важнейшими из них являются проекты Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 года и Основных направлений развития Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств СНГ до 2025 года.
Содержание Концепции направлено на достижение нового уровня сотрудничества в военной сфере, отражает национальные интересы и совместные приоритеты государств Содружества в области обеспечения безопасности и противодействия современным вызовам и угрозам.
На данный момент проекты документов согласованы на экспертном уровне в Исполнительном комитете СНГ и проходят процедуры внутригосударственного согласования. Их подписание на заседаниях высших органов СНГ (Совете глав государств и Совете глав правительств) ожидается уже в этом году.
Большое внимание в ходе заседания было уделено вопросам военно-гуманитарного сотрудничества. Так, в формате обсуждения военно-гуманитарных аспектов сотрудничества главы делегаций проанализировали ход подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и проведение совместных мероприятий, посвященных знаменательному юбилею.
Кроме того, важным решением Совета министров обороны стало поручение его Секретариату проработать вопрос о придании Военному инновационному технополису «Эра» Министерства обороны Российской Федерации статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области военно-инновационного развития вооруженных сил.
Положительно также рассмотрена российская инициатива об организации и проведении в этом году Международного фестиваля инновационных научных идей «Старт в науку» среди воспитанников довузовских образовательных учреждений государств – участников СНГ (Советом министров обороны утверждено соответствующее Положение о его проведении).
Таковы некоторые итоги состоявшегося в октябре минувшего года на азербайджанской земле заседания СМО СНГ.
— Как вы можете охарактеризовать развитие двустороннего сотрудничества между Россией и Азербайджаном в военной сфере? Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества?
— Что касается развития двустороннего сотрудничества между Россией и Азербайджаном в военной сфере, то я как руководитель рабочего органа широкопрофильного международного объединения (СНГ именно таковым является) не берусь давать здесь какие-либо оценки.
Скажу лишь, что согласно действующей Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ (и этот подход остается в проекте нового документа) многостороннее военное сотрудничество в формате СНГ дополняется двусторонним и региональным взаимодействием стран в военной сфере и не является препятствием для развития государствами военного сотрудничества в других форматах.