Летопись СНГ принято вести с 8 декабря 1991 года, когда лидерами Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины было подписано соглашение о его создании. Однако еще более важной датой для Организации является 21 декабря 1991 года. В этот день Содружество объединило большинство постсоветских республик и практически обрело свой сегодняшний облик.
30 лет назад в Казахстане состоялся эпохальный саммит руководителей 11 государств, в ходе которого главами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины подписана Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ. Именно в этих документах была определена конфигурация Содружества, в последующем положенная в основу его Устава.
В первую очередь было провозглашено, что отношения между государствами – членами Организации будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, отказа от применения силы и другого давления. Такой подход, даже при наличии некоторых очагов конфликтов, позволил Содружеству выступить гарантом их разрешения, избежать «югославского варианта» развития событий.
Алма-Атинская декларация стала первым документом, в котором подчеркнуто, что Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием. При этом взаимодействие его участников должно осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе.
Деятельность Организации изначально замышлялась как широкоформатная и многопрофильная. Предполагалось, что сотрудничество будет охватывать области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, гуманитарную и иные сферы. И Содружество успешно справилось с этой задачей, обеспечив создание и реальное функционирование механизмов взаимодействия по перечисленным и многим другим направлениям.
Важным достижением в политической сфере является согласованная позиция государств – членов СНГ по ключевым вопросам мировой повестки. Залогом успеха в этом выступает атмосфера открытости и доверительного диалога, в которой проходят заседания Совета глав государств Содружества и других его руководящих органов, постоянное формальное и неформальное конструктивное общение лидеров и экспертов.
Не умаляя значения всех измерений сотрудничества, Алма-Атинская декларация впервые зафиксировала приверженность формированию и развитию общего экономического пространства и евразийского рынка. Тем самым были заложены предпосылки не только для подписания в 1993 году Договора о создании Экономического союза, но и для последующих практических шагов по реальному развитию зоны свободной торговли СНГ, а также разноскоростной интеграции в рамках Союза Беларуси и России, Евразийского экономического союза и других объединений.
К настоящему времени Содружество существенно продвинулось к свободной торговле товарами без изъятий и ограничений. В 2022 году ожидается подписание Соглашения о зоне свободной торговли услугами. Общий рынок, заявленный в 1990-е годы в качестве цели, сегодня, по сути, воплощен в действительности.
Практический результат работы СНГ очевиден на всех уровнях. С точки зрения экономики, Организация сыграла огромную роль в преодолении в 1990-х годах трансформационных кризисов на постсоветском пространстве и стала важным фактором перехода государств Содружества к устойчивому экономическому росту. В 1998 – 2008 годах ВВП стран СНГ прирастал в среднем на 8% в год, что значительно превышало среднемировой показатель (3,3%) и показатель среднеразвитых стран (5,5%). В период между глобальными кризисами 2008 и 2020 годов темпы роста снизились в среднем до 3,5%, но по-прежнему в 1,4 раза превышали среднемировые.
С начала пандемии коронавируса Содружество стало мощным буфером, смягчившим кризисные потрясения для стран региона. В 2020 году падение экономики СНГ составило -3%, тогда как общемировое падение достигло -4,4%, зоны евро – -6,8%. К сентябрю 2021 г. все государства – члены Организации преодолели рецессию и по итогам года уверенно выходят на положительные показатели роста.
Сегодня на Содружество приходится каждый шестой добытый в мире баррель нефти и каждый четвертый кубометр газа. Накануне юбилейного года в СНГ собрано 8% мировых зерновых и зернобобовых, произведено 6% от мирового объема производства мяса, 8% молока. При этом население региона составляет всего 4% населения планеты.
Страны Организации прочно встали на путь инновационного развития, присутствуют во всех высокотехнологичных отраслях, идут в ногу с цифровой эпохой, успешно и, что главное, вместе продолжают освоение космоса. Однако Содружество – это не только важная часть мировой экономики.
СНГ – это общее образовательное, научное и культурное пространство, благоприятная среда для наиболее полного раскрытия потенциала молодежи, научной и творческой деятельности. Это стало возможным благодаря сохранению особой духовной общности народов стран Содружества. Русский язык остается основным средством межгосударственной коммуникации и межнационального общения в регионе, а главы государств СНГ единодушно приняли решение объявить 2023 год Годом русского языка.
Из страны в страну перемещается культурная столица Содружества, которая ежегодно становится площадкой для концентрации творческих ресурсов общего культурного пространства. В разные годы эту миссию выполняли Гянджа, Гюмри, Брест, Шымкент, Ош, Воронеж, Куляб, Мары и многие другие города. В текущем году эту эстафету приняла столица Таджикистана – Душанбе, в 2022 году культурным центром СНГ станет кыргызский Каракол, а через год – молдавский Комрат.
Продолжает набирать обороты сотрудничество в области спорта. Его символическим началом в 1992 году стало триумфальное выступление Объединенной команды Содружества на Олимпиаде в Барселоне. Базой для его развития стали профильное соглашение и Стратегия развития физической культуры и спорта государств – участников СНГ до 2020 года. Апогеем этого процесса выступило проведение в 2021 году в Казани I Игр стран СНГ.
В целом за 30 лет сотрудничество в гуманитарной сфере охватило практически все аспекты социальной жизни стран Содружества от здравоохранения и социально-трудовых отношений до туризма, массовых коммуникаций и книгоиздания.
Эффективное решение экономических и гуманитарных вопросов требует создания и поддержания атмосферы безопасности и чувства защищенности граждан. Со своих первых шагов СНГ обеспечивало необходимое взаимодействие оборонных ведомств и фактически стояло у истоков формирования национальных органов пограничной службы. Обмен опытом и оперативной информацией, проведение согласованных и совместных мероприятий вошли в повседневную практику правоохранительных органов, органов безопасности и специальных служб.
В свое время это позволило сдержать и во многом нейтрализовать негативные процессы в развитии криминогенной обстановки, поставить надежный заслон перед распространением на территорию Содружества международного терроризма и других новых вызовов и угроз. Залогом того, что ни одно из государств – членов Организации не окажется в одиночестве перед лицом природных катаклизмов и техногенных аварий и катастроф, является тесное взаимодействие органов по чрезвычайным ситуациям.
При всем разнообразии направлений и форм сотрудничества главное в СНГ – это его роль в жизни простых граждан. Самыми существенными моментами здесь выступают свобода перемещения и равные возможности. Безвизовый режим в совокупности с доступом к образованию важен для детей и молодежи, упрощенный порядок трудоустройства значим для взрослых, взаимные гарантии пенсионного обеспечения – для старшего поколения, многочисленные преимущества в здравоохранении и оказании многих социальных услуг касаются всех. Можно сказать, что через 30 лет после создания Содружества его пространство по-прежнему остается общим домом для жителей всех входящих в него стран.
Эти достижения являются результатом многолетней кропотливой работы по согласованию позиций государств – членов СНГ по широкому спектру политических, экономических, гуманитарных и иных вопросов. Принятые по ним решения образуют уникальную для международной организации правовую систему, включающую 2650 нормативных актов и иных документов Содружества, из которых 1755 действуют в настоящее время.
Упомянутые в Алма-Атинской декларации координирующие институты СНГ сегодня представляют собой 84 органа во главе с Советом глав государств и Советом глав правительств Содружества. В этом числе 66 органов отраслевого сотрудничества, а также особая структура для взаимодействия парламентариев – Межпарламентская Ассамблея СНГ.
Количество координирующих институтов отражает разнообразие направлений сотрудничества, но подавляющее большинство из них осуществляет свою деятельность посредством проведения совместных заседаний руководителей и экспертов профильных национальных государственных органов. Их работа организуется компактным аппаратом, ведущая роль в котором принадлежит Исполнительному комитету СНГ, непосредственно выполняющему функции рабочего органа 25 структур и курирующего деятельность основной массы других институтов.
В процессе отраслевого сотрудничества активно участвуют свыше 80 базовых организаций. Это – научно-исследовательские учреждения стран Содружества, предоставляющие свои возможности для интенсификации взаимодействия там, где требуются узко специальные знания и серьезная научная база.
Символично, что в 2021 году на очередном рубеже истории СНГ председательство в Организации перешло к Республике Беларусь, где 30 лет назад были заключены Беловежские соглашения. Поздравляя Содружество с юбилеем, белорусский лидер А.Лукашенко отметил, что «за прошедшие годы организация проделала длительный и непростой путь, доказав свою востребованность и эффективность». Белорусская сторона с достоинством выполнила свою миссию юбилейного председательства, не только став площадкой для обсуждения и реализации новых инициатив, но и успешно организовав крупный научный форум, посвященный итогам и перспективам работы СНГ.
К своему 30-летию Содружество подошло с большим багажом инициатив, направленных на его дальнейшее развитие. В 2020 году были утверждены обновленная Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. Несмотря на амбициозные политические, экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой Организация, ее приоритеты остаются прежними. Содружество, как и ранее, делает ставку на организацию взаимодействия практически во всех сферах межгосударственных отношений, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества, основанного на общности интересов и задач, стоящих перед государствами – участниками, взаимном доверии и уважении.