Именно в этих документах была определена конфигурация Содружества, в последующем положенная в основу его Устава. В Декларации были сформулированы принципы взаимодействия участников Содружества, подтверждены приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, гарантии выполнения международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия, в августе 2009 года официально перестала быть членом этой международной организации.
Первые годы существования СНГ в большей степени были посвящены организационным вопросам. Для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, в Алма-Ате был создан высший орган Содружества – Совет глав государств, а также Совет глав правительств. В декабре 1991 года и январе 1992 года в Минске и Москве на высшем уровне были подписаны соглашения и протоколы, определившие принципы и характер новых взаимоотношений между государствами – участниками Содружества, призванные координировать их усилия в экономической сфере, в оборонной области и военном строительстве, в исследовании космического пространства и защите окружающей среды, в решении многих гуманитарных проблем. Приняты документы, заложившие правовой фундамент строительства СНГ.
Организационный этап формирования Содружества завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске, в нынешнем здании штаб-квартиры СНГ, лидерами государств был принят Устав Содружества Независимых Государств – ключевой документ межгосударственной организации, регламентирующий ее деятельность.
Таким образом, Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Устав СНГ составили комплекс учредительных актов Содружества.
В соответствии со статьей 102 Устава ООН в мае 1996 года Устав Содружества был зарегистрирован в Секретариате ООН в качестве международного договора.
Устав закрепляет цели и сферы совместной деятельности государств–участников СНГ, включает в себя 45 статей, объединенных в 9 разделов. В нем дана ссылка на общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Устава ООН, Заключительного акта и других документов СБСЕ. В Уставе Содружества отмечена готовность стран сотрудничать в рамках созданного объединения, изложены основные направления сотрудничества и условия членства государств в Содружестве. Содержит такие разделы: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и разрешение споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях; органы Содружества; парламентское сотрудничество; финансирование и заключительные положения.
Одной из ключевых особенностей Содружества является то, что входящие в него государства не передают в ведение его органов никаких суверенных полномочий, реализуя при этом созданные в рамках объединения возможности для решения вопросов, затрагивающих интересы всех или нескольких стран СНГ.
Статус рабочего языка Содружества закреплен за русским языком в статье 35 Устава СНГ, что также является существенным интеграционным фактором. С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций на пространстве Содружества. По некоторым экспертным оценкам, на нем говорят свыше 250 млн человек в мире. Русский является официальным языком многих международных организаций, в том числе ООН. Как известно, 2023 год в Содружестве Независимых Государств объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения. Такое решение принято на заседании Совета глав государств СНГ 18 декабря 2020 года.
Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы. Согласно статье 21 Устава СНГ высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников.
Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы экономического, гуманитарного, социального, военного сотрудничества государств-участников, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств.
Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия – консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД), заседания которого проходят, как правило, накануне заседаний СГГ и СГП СНГ.
Совет министров обороны ведает вопросами военной политики, военного строительства и военного сотрудничества.
Совет командующих Пограничными войсками компетентен в вопросах охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них, наделен полномочиями координации взаимодействия пограничных ведомств государств – участников СНГ.
Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает модельные рамочные законы для сближения законодательства, готовит совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.
Наряду с уставными органами, также образован ряд иных органов для координации сотрудничества по ключевым сферам взаимодействия.
Экономический совет Содружества Независимых Государств – основной исполнительный орган, обеспечивающий выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества. При Экономическом совете СНГ на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам. Она обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов социально-экономического характера, подготавливаемых Исполнительным комитетом СНГ и его отраслевыми органами, а также осуществляет согласование позиций государств.
Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества является постоянно действующим органом СНГ. Членами Совета являются постоянные полномочные представители государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества. Совет в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес; обсуждает и представляет государствам-участникам предложения о перспективах развития и приоритетах СНГ; формирует проекты повесток дня заседаний СГГ, СГП и СМИД; в рамках своей компетенции осуществляет контроль за ходом реализации поручений высших уставных органов СНГ.
Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве.
Всего в рамках Содружества Независимых Государств создано 87 органов, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества, образовано 92 базовые организации. Они координируют совместные усилия государств-участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств – участников СНГ.
За более чем 30 лет существования СНГ сформирована работоспособная система органов в различных отраслях взаимодействия. Проведена инвентаризация весомой договорно-правовой базы, создан и модернизируется Единый реестр правовых актов и других документов Содружества. Отлажен механизм наблюдения за выборами и референдумами. Сложилась модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, предполагающая гибкость и избирательное участие в нем государств при стремлении к достижению консенсуса.
В целом сегодня Содружество Независимых Государств остается ведущей межгосударственной региональной организацией по взаимодействию на постсоветском пространстве, сотрудничество в рамках которого отвечает приоритетным задачам развития всех стран. Его деятельность опирается на фундаментальный документ – Устав, сформирована мощная институционально-правовая основа деятельности, углубляются форматы дальнейшего сотрудничества в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса в государствах Содружества.