Мероприятие прошло в смешанном (online и offline) формате. За круглым столом в Дальневосточном федеральном университете собралось свыше 100 экспертов, представителей бизнеса и науки из России, Японии, Китая, Норвегии, Финляндии, ОАЭ.
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев заявил, что перевод взаимодействия в плоскость Большого Северного морского пути (БСМП) облегчит восприятие арктической транспортной магистрали для наших зарубежных коллег и структурирует работу по развитию российских регионов вдоль всего морского маршрута между западными и восточными морскими границами России. «Мы понимаем БСМП как транспортный морской коридор, включающий территориальные воды и исключительную экономическую зону Российской Федерации от морской государственной границы с Норвегией в Баренцевом море до морской государственной границы с Корейской Народной Демократической Республикой на востоке. В эту акваторию входит и Северный морской путь. Для развития международного транзита планируем строительство двух больших высокотехнологичных контейнерных терминалов на западе и востоке – в Мурманске и Владивостоке. Для эффективного развития БСМП на всей его протяженности определим ключевые точки для экспортных и каботажных перевозок, построим новые порты и терминалы. Кроме того, целостное представление о Большом СМП позволяет лучше оценить все потребности в портовой инфраструктуре, транспортных судах и возможности логистических переходов на суше», – подчеркнул он.
Руководитель Общественного совета СМП, председатель Cовета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил, что будет возрастать значение Севморпути не только как национальной транспортной артерии, но и как международного транспортного коридора. Безусловно, ключевым фактором надежного функционирования СМП является решение задачи по обеспечению круглогодичной навигации во всей акватории Северного морского пути, включая его восточный сектор. «Мы видим все фундаментальные предпосылки к тому, чтобы Северный морской путь стал не только надежной эффективной транспортной магистралью для решения задач национальных проектов, но и одним из элементов глобальной логистической системы 21 века. Даже в условиях экономического спада, связанного с пандемией COVID-19, торговля ищет новые маршруты, которые позволяют достигнуть оптимизации транспортных затрат и снижения углеродного следа. Представляется очевидным, что возможности СМП в этом смысле будут востребованы, и это лишь вопрос времени и усилий всех причастных к этому процессу сторон», – отметил Сергей Франк.
В своем докладе спецпредставитель Госкорпорации Росатом по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов остановился на вопросах инфраструктуры, экологии и безопасности БСМП. «Северный грузопоток активно растет, поставлена цель – 80 млн тонн грузооборота по итогам 2024 года. Однако мы уже сейчас смотрим дальше, и считаем, что с 2025 года начнется новый этап развития Северного морского пути и Большого Северного морского пути – как транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию. По нашим оценкам, грузооборот достигнет отметки 150 млн тонн в 2030 году», – заявил он.
В. Панов добавил, что по оценкам Росатома и грузоотправителей рост грузопотока по СМП вызовет дефицит ледокольного флота в 2025-2030 года до шести ледоколов. Для устранения дефицита запланировано строительство еще двух атомных ледоколов проекта 22220 и четырех ледоколов на сжиженном природном газе (СПГ) в качестве топлива.
Султан Ахмед бин Сулайем, генеральный исполнительный директор, глава совета директоров DP World (ОАЭ) подчеркнул, что развитие Большого Северного морского пути будет благоприятствовать не только международной торговле, но и окажет значительное положительное влияние на состояние окружающей среды. «Северный морской путь обладает большим потенциалом для активизации экономической деятельности и роста благосостояния российского Дальнего Востока», — сказал он.
«Иностранные компании должны внести весомый вклад развитие нового логистического маршрута»,- подчеркнул член Общественного совета СМП, председатель логистической компании Tschudi Group (Норвегия) Феликс Чуди.
Для справки:
Общественный совет Северного морского пути был задуман как площадка спокойного и конструктивного обсуждения планов и поиска ответов на вопросы всех сторон и партнеров, заинтересованных в развитии этого маршрута. Восточный экономический форум стал площадкой для четвертого заседания Общественного Совета СМП. Общественный совет собирается не реже двух раз в год. Для того, чтобы поддерживать контакты в перерывах между заседаниями Общественного совета СМП, создан сайт, который призван освещать деятельность Совета и отрабатывать вопросы, возникающие у членов Совета.