Российской академии наук исполняется 300 лет: от мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба

Источник: Сайт mir24.tv

8 февраля 2024 года Российской академии наук исполняется 300 лет. За три столетия менялись состав, государственный статус, даже научная направленность академии. Неизменной оставалась лишь ее роль главного научного учреждения страны. Рассказываем, как создавалась Российская академия наук.

Идея создания учреждения, которое будет двигать вперед отечественную науку, принадлежала императору Петру Великому. Готовить фундамент для этого Петр I начал еще за 10 лет до открытия академии.

Мечта об академии, или При чем тут Лейбниц

Во время своих зарубежных путешествий Петр I изучил деятельность научных академий Европы и даже стал почетным членом Французской академии наук.

Император много общался с немецкими учеными, включая первого президента Берлинской академии наук Готфрида Лейбница – невероятного полиглота, человека талантливого и масштабного, настоящего гения, которому было тесно в рамках любой из наук. Российский император и немецкий ученый вступили в длительную и систематическую переписку. Лейбница увлекала идея реализовать в масштабах целой страны идею создания просвещенного общества, но он не находил поддержки среди монархов Европы. Историки считают, что именно Лейбниц разработал по просьбе Петра I план по организации будущей Российской академии наук с учетом отечественных реалий того времени.

Петр I планировал пригласить в Россию выдающихся европейских ученых, которые написали бы учебные пособия по тем наукам, в которых они достигли вершин. А также обучили бы всему, что знают, россиян – молодых людей из числа наиболее способных к наукам. Те в свою очередь должны были перевести на русский язык научные труды, написанные иноземцами, составить русские учебники и обучить по ним множество собственных учеников. И так далее – чтобы в России появилось большое количество ученых людей, способных двигать вперед отечественную науку и стать будущими российскими академиками. Но откуда же они возьмутся, если образование в то время могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников?

Школы, библиотеки и Кунсткамера

Российского императора смело можно считать величайшим отечественным просветителем. Он мечтал о том, чтобы Россия стала не менее образованной, чем Европа, причем собирался обучать грамоте детей всех сословий. Именно Петром I были сделаны первые шаги для того, чтобы сделать образование доступным максимально широким массам. Он распорядился открыть в Москве первую школу математических и навигационных наук. Следом за ней были открыты инженерная школа и морская академия в Петербурге, артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. И это не считая сети духовных учебных заведений для подготовки священников.

Мало того, в провинциальных городах появились начальные «цифирные школы», в которых предполагалось бесплатно учить детей всех сословий «грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы. А в 1705 году открылась первая в России гимназия. Также Петр I начал отправлять молодых образованных дворян на учебу в Европу.

Задолго до открытия Академии наук император стал активно создавать ее будущую инфраструктуру. Так, он пожертвовал на нужды образования свою личную библиотеку, приставив к ней библиотекаря. Тот должен был следить за состоянием книг, выдавать их для прочтения в читальном зале и пополнять библиотечные фонды. Для тех же целей он распорядился создать исторический архив, переписав для этого исторические грамоты, старинные рукописи и книги, изъяв их на время из церковных хранилищ.

В 1714 году Петр организовал первый публичный музей – знаменитую Кунсткамеру, фонды которой содержали различные редкости. Предполагалось, что экспонаты из коллекции Кунсткамеры будут служить науке и использоваться будущими академиками для научных изысканий. Кроме библиотеки и кунсткамеры, в распоряжении первых приехавших в Россию ученых были анатомический театр, астрономическая обсерватория, минералогический кабинет и ботанический сад.

Как идея Петра Великого сделала Россию передовой державой мира?

Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Ученые мужи выбрали три главных направления деятельности: математическое, естественнонаучное и гуманитарное. И такое деление наук, по большому счету, сохраняется вплоть до наших дней.

В первый состав академии вошли такие выдающиеся ученые, как швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер, французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль и другие. Первым президентом академии стал ученый-медик Лаврентий Блюментрост – единственный из академиков, родившийся в России.

Несмотря на то, что после смерти Петра I академия осталась без его могущественного покровительства, она тем не менее запустила процесс просвещения российского государства. Скоро при академии был открыт университет. А культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории, которые сразу приобрели большое количество слушателей.

Однако прошло целых десять лет, в течение которых науку в России двигали исключительно иноземцы. Первым российским академиком стал Михаил Васильевич Ломоносов. И лишь спустя годы Академия наук все же подготовила целую плеяду отечественных ученых, получивших блестящее образование и продвинувших вперед российскую науку. Среди них были ученик Эйлера, математик Семен Кириллович Котельников, химик, минералог и геолог Василий Михайлович Севергин, а также естествоиспытатель, путешественник и лексикограф Иван Иванович Лепехин.

Известный французский физик Дорту де Меран писал через 12 лет после открытия научного учреждения: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой Парижская и Лондонская академии добрались только за 60 лет упорного труда».

За свою 300-летнюю историю академия не раз переживала потрясения, в том числе политические. После революции она стала Академией наук СССР, а в 1934 году переехала в Москву.

В советский период академия разрослась, у нее появились филиалы во всех столицах союзных республик, а также региональные филиалы. Открылись новые направления фундаментальных исследований. В это время был осуществлен ракетно-ядерный проект и обеспечен прорыв в освоении космоса. В состав академии вошли уже не десятки, а сотни ученых.

Как свидетельствуют документы, в 1985 году в АН СССР было:

— 274 действительных члена (академика)

— 542 члена-корреспондента

— 330 научных учреждений

— 57 000 ученых-исследователей

А общая численность работников во всех учреждениях составляла 217 000 человек.

После распада СССР правопреемницей Академии наук СССР стала Государственная академия наук Российской Федерации. В наше время это высшая научная организация России, которая занимается созданием и проведением фундаментальных и прикладных научных исследований во всех областях науки – от медицины до высшей математики, от изучения генома человека до создания искусственного интеллекта.

Главная цель Академии наук остается той же, что и 300 лет назад – расширять пределы человеческих знаний, развивать науки, способствовать технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России.

 
Источник: https://e-cis.info