О том, как арктические ресурсы помогут Москве завоевать рынок голубого топлива, рассказывает турецкое издание Daily Sabah. «ПолитРоссия» представляет своим читателям эксклюзивный перевод этой публикации.
Несмотря на то, что из-за пандемии коронавируса во всем мире наблюдается некоторый спад спроса на голубое топливо, как и на другие энергоносители, компания «Новатэк», второй по величине производитель газа в России, продолжает наращивать производство сжиженного природного газа (СПГ), используя возможности завода «Ямал СПГ» и новые мощности проекта «Aрктик СПГ-2».
«Компания совсем недавно подписала новые контракты на пополнение своего ледокольного флота, – отмечают обозреватели турецкого издания. – Очевидно, что Россия решила сделать Северный морской путь более выгодной альтернативной привычному южному маршруту. Это позволит доставлять огромные объемы природного газа на европейские и азиатские рынки по более низкой цене и гораздо быстрее».
Как пишет Daily Sabah, Россия стремится увеличить свою долю в мировом энергетическом секторе, рассчитывая на пока еще неосвоенные арктические природные богатства. Ставку Москва будет делать на СПГ, уверены авторы статьи.
«Россия уже обратилась к холодным водам Арктики, которые, как говорят, хранят пятую часть мировых запасов природного газа, – указывает Daily Sabah. – Освоение этих ресурсов позволит Москве конкурировать с другими крупными поставщиками СПГ, такими как Катар, Австралия и США».
Главным потребителем российского газа станет Китай: Поднебесная заинтересована в развитии новых северных маршрутов, свободных от возможного политического давления, в отличие от традиционного маршрута по Суэцкому каналу.
Daily Sabah цитирует главу турецкого исследовательского центра энергетических стратегий Огужана Акенера, который считает действия Москвы грамотными и продуманными. По его словам, роль СПГ в ближайшее время значительно возрастет, и масштабные инвестиции в газовые проекты себя оправдают.
«Россия, которая хорошо оценивает тенденции на энергетическом рынке, перестраивает свою политику экспорта голубого топлива, – отмечает Акенер. – Она уже создает фиксированную распределительную систему с тремя новыми трубопроводными проектами и вливает значительные инвестиции в сферу СПГ».
Он отметил, что Москва стремится постоянно увеличивать мощность своих заводов по производству СПГ. Таяние арктических льдов и развитие Северного морского пути превратит Россию в крупнейшего игрока на мировом энергетическом рынке.
Северный морской путь позволяет поставлять СПГ, произведенный в российской Арктике, азиатским покупателям за пятнадцать дней. Это вдвое быстрее, чем путешествие по традиционному Суэцкому каналу, а соответственно, транспортные расходы также снижаются, отмечают аналитики турецкого издания.
«Россия уже является вторым по величине поставщиком СПГ в Европу после Катара, – констатирует Daily Sabah. – Американские производители идут вслед за лидерами, но, по прогнозам, отстанут еще больше, если на рынок попадет дешевый российский газ, который будет доставляться потребителям круглогодично».
По мнению турецкого аналитика Огужана Акенера, США уже не вполне могут конкурировать с Россией в плане экспорта СПГ как по объему, так и по ценам.
«Между тем новый арктический маршрут будет означать, что рука России станет еще сильнее», – цитирует эксперта Daily Sabah.