Астана (Казахстан) — Создание специальной экономической зоны «Астана – новый город» (далее – СЭЗ) — 47
1.2. Инвестиции --> 1.2.01. Организация привлечения инвестиций.
Практики города Астана
Сущность предложения
СЭЗ была создана в целях ускоренного строительства административноделового центра столицы путем
привлечения инвестиций и использования передовых технологий в строительстве, а также создания современной
инфраструктуры. Бурное инвестирование в СЭЗ, прежде всего, обусловлено благоприятным инвестиционным
климатом. На территории СЭЗ определен особый правовой режим, предоставляющий инвесторам льготы:
освобождение от уплаты НДС, земельного налога, налога на имущество, таможенных пошлин.
Себестоимость строительства объектов в СЭЗ для инвестора примерно на 1320 % ниже, стоимости аналогичных объектов построенных в обычном
режиме (без применения льгот).
Строительство на территории СЭЗ кроме налоговых и таможенных льгот имеет для инвесторов и другие выгоды. В качестве одной из приоритетных
задач застройки территории СЭЗ является строительство инженерных сетей, дорог и инженерная подготовка территории застройки за счет бюджетных
средств.
Масштаб мероприятия
Основными приоритетами деятельности СЭЗ, определены ускоренное строительство столицы путем привлечения инвестиций.
Если вернуться к истокам образования специальной экономической зоны то можно отметить, что территория СЭЗ изначально составляла 1052,6 га,
планируемый объем привлеченных инвестиций должен был составить 238 млрд. тенге, срок функционирования был определен до 2007 года
Реалии сегодняшнего дня показывают, что результаты превзошли ожидания. Сейчас территория СЭЗ составляет 5900,9 га, т.е. в 5,6 раз больше
первоначальной территории.
Срок функционирования СЭЗ продлен до 2010 года. В настоящее время Правительством Республики Казахстан рассматривается проект Указа
Президента Республики Казахстан, предусматривающий продление срока функционирования СЭЗ до 2015 года.
На территории специальной экономической зоны со дня образования зарегистрировано 249 объектов, из них: 79 объектов инженернотранспортной
инфраструктуры, 68 – жилых зданий, объектов социальнобытового значения – 61, административных зданий – 30 и 11 производственных объектов.
В 2008 году зарегистрировано 23 объекта. На сегодняшний день 136 объектов введены в эксплуатацию актами рабочей и государственной комиссиями,
в том числе в 2008 году 14 объектов. На 113 объектах продолжается строительство.
Организационное решение вопроса
1. Разработка экономического обоснования создания СЭЗ;
2. Создание СЭЗ Указом Президента Республики Казахстан;
3. Создание исполнительного органа на территории СЭЗ. Исполнительным органом является ГУ «Управление
администрирования «Астана – новый город», которое входит в состав акимата города Астаны;
4. Создание территориальных налогового и таможенного органов;
5. Разработка нормативных документов, касающихся порядка взаимодействия
государственных органов на территории СЭЗ;
6. Ограждение территории СЭЗ.
Cоциальный результат
На сегодняшний день освоено 559,5 млрд. тенге. С начала года по состоянию на 7 ноября 2008 г. освоено 53,1 млрд. тенге.
Экономический результат
Прослеживается тенденция по преобладанию доли частного капитала в общей структуре инвестиций. На сегодня она составляет 56,7 % или около
489,5 млрд. тенге.
Необходимо отметить, что большая часть бюджетных средств была направлена на строительство инженерных коммуникаций (дорог, водопроводов,
каналов, прокладку кабелей) и обустройство парковых зон.
За 7 лет существования СЭЗ прослеживается динамика освоения инвестиций, если в 2002 году было освоено 30,7 млрд. тенге, то в 2007 году уже
158,7 млрд. тенге.
Реализация предложения
СЭЗ преимущественно расположена на левом берегу реки Есиль города Астаны, создана Указом Президента Республики Казахстан № 645 от 29 июня
2001 года, начала функционировать с 2002 года. В целях распространения льготного режима на строительство Индустриального парка города Астаны
было принято решение о включении его территории в состав СЭЗ.
Мировой опыт создания специальных экономических зон говорит о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, где
эта зона находится. Это своего рода катализатор внешнеэкономических и межрегиональных связей и экономики. В связи с чем считаем что создание
специальной экономической зоны позволит решить те задачи которые стоят перед конкретным регионом.
Финансовые ресурсы
За весь период функционирования СЭЗ привлечено 863,9 млрд. тенге, а это в 3,5 раза больше запланированного объема привлечения инвестиций
Нормативно-правовая база
Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 24 апpеля 1995 года №
2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 296 «О статусе столицы Республики
Казахстан», Указ Президента Республики Казахстан от 29 июня 2001 года № 645 «О создании специальной экономической зоны «Астана новый
город».
Документы практики:
Контакты:
Акимат города Астаны
Телефон: +7 (771-72) 55-66-41, 55-66-42, 55-66-49
Факс: +7 (771-72) 55-74-07