Ижевск (Россия) — Создание системы подготовки и сопровождения приемных родителей при передаче ребенка в замещающую семью — 39
7.1. Соцзащита --> 7.1.4. Организация системы опеки и попечительства.
Практики города Ижевска
Сущность предложения
В городе Ижевске проживает более 112 тысяч детей, из них 1797 детей относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1 392 ребенка находятся на воспитании в семьях. 257 детей являются воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитание детей в специализированном учреждении в основном решает задачу физической безопасности ребенка. Задача психологической безопасности, полноценного развития и интеграции в социум в стенах учреждения решается не в полной мере по причине отсутствия стабильной системы семейных отношений, привязанностей. Именно эти дети нуждаются в устройстве в семьи. На начало 2009 года в Ижевске функционировало 5 приемных семей. Одной из причин того, что институт приемной семьи не получал достаточного распространения в городе Ижевске являлось то, что в Удмуртской Республике не была создана единая служба подготовки и сопровождения замещающих семей. Поэтому Администрацией города Ижевска было принято решение о разработке правовой, организационной, экономической базы для создания такой службы.
Организационно-технологическое решение вопроса
На территории города Ижевска в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законами Удмуртской Республики: от 17.03.2008г. №6-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» и от 06.03.2007г. №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия органов опеки и попечительства осуществляются Администрацией города Ижевска.
В рамках реализации данных законов было издано постановление Администрации города Ижевска от 07.05.2008г. №321 «О реализации закона Удмуртской Республики от 17 марта 2008 года № 6-РЗ», которое определило уполномоченным должностным лицом по вопросам осуществления государственных полномочий по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в городе Ижевске начальника Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска, а Глав Администраций районов города Ижевска должностными лицами, уполномоченными обеспечивать государственные полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
В 2009 году между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Администрацией города Ижевска было заключено Соглашение о реализации Закона Удмуртской Республики от 17 марта 2008 года №6-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». В целях реализации Соглашения Администрация города Ижевска организует исполнение на территории муниципального образования переданных полномочий. Для реализации Соглашения Администрации города выделяются финансовые средства. В целях оптимизации расходов было принято решение об активизации деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях, в семьи граждан. Затраты, производимые на финансирование содержания 1 ребенка в приемной семье в год, в 2 раза меньше затрат государства на содержание 1 ребенка в специализированном учреждении, при несомненном преимуществе воспитания
детей в семейной среде.
На заседании Рабочей группы по развитию различных форм устройства детей-сирот в семью, созданной постановлением Администрации города Ижевска от 26.06.2009 года №578, 19 августа 2009 года было принято решение о создании городского Центра по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при муниципальном учреждении «Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» города Ижевска». Основными задачами Центра являются: 1) проведение диагностических процедур по определению ресурсности семьи; 2) организация обучения (подготовки) граждан, желающих взять на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого Центр так же осуществляет психолого-педагогическое сопровождение указанных граждан и оказывает консультативные услуги специалистам, работающим с данной категорией семей. К основным полномочиям Центра относятся: консультирование граждан по вопросам семейных форм устройства различных категорий детей и по вопросам
воспитания ребенка в семье, организация помощи семьям, желающим взять ребенка в семью, либо воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание методической и организационной помощи органам опеки и попечительства. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», позволяющим передавать отдельные полномочия органов опеки и попечительства определенным организациям, 23 сентября 2009 года было подписано Соглашение между Администрацией города Ижевска и муниципальным учреждением «Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» города Ижевска» о реализации части полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Создание этого центра позволило также снизить достаточно большой объем работы органов опеки и попечительства. Деятельность центра направлена на упрощение процедуры подготовки замещающих родителей и сбора ими
необходимого пакета документов. Соблюдая принцип «одного окна», в центре организовано на этапе первичного приема граждан помимо оказания правовой помощи квалифицированными юристами, также сопровождение граждан закрепленным социальным работником на всем протяжении подготовки пакета документов. Социальный работник так же координирует взаимодействие с отделами опеки и попечительства районных Администраций города Ижевска и учреждениями социальной помощи семье и детям, территориально приближенными к приемным семьям. Кроме того, немаловажным является то, что центр оказывает правовое и психолого-педагогическое сопровождение уже функционирующих семей, принявших на воспитание детей. Таким образом, институт замещающей семьи получил дополнительную поддержку. Это позволило выявлять и устранять проблемы, возникающие в замещающих семьях, и не допустить отказа родителей от принятых на воспитание детей.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Источник финансирования – субвенции в сфере социального обслуживания.
Заработная плата специалистов, участвующих в работе с замещающими семьями, составила:
2009г. (октябрь-декабрь) – 110 080,6 руб.
2010г. – 761 641,43 руб.
2011г. (январь – август) – 684 224,5 руб.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Снижение количества детей — воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Увеличение количества детей-сирот, переданных на воспитание в семьи.
Передача в замещающие семьи детей подросткового возраста и детей-инвалидов.
Повышение в общественном сознании ценностей детства и семьи как гаранта устойчивого развития города Ижевска.
В 2009 году в Ижевске функционировало 5 приемных семей, в которых воспитывалось 17 детей. В настоящее время в городе 80 детей-сирот проживают в 41 приемной семье.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Уменьшение в 2 раза финансовых средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- воспитанников специализированных учреждений при передаче детей в семьи граждан.
Создание Центра по развитию семейных форм устройства детей-сирот на базе функционирующего муниципального учреждения не повлекло увеличения штатной численности работников и увеличения расходов на организацию деятельности Центра.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» города Ижевска.
Отрасль применения практики (технологии)
Социальная поддержка семьи, охрана прав несовершеннолетних.
Дата внедрения практики (технологии)
Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот создан 23 сентября 2009 года.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.