Астрахань (Россия) — Внедрение единой информационно-образовательной сети
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.1. Информатизация образовательного процесса.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.2. Новации в системе дошкольного и общего образования.
Практики города Астрахани
Сущность предложения
Развитие условий, способствующих повышению качества образования, через открытость и прозрачность информации в системе образования, доступность образовательных ресурсов, формирование информационно-коммуникативных компетенций всех участников процессов:
a) процесса управления системой образования и эффективности выполнения государственного и общественного заказов в области образования;
b) образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях (далее – МОУ).
Масштаб мероприятия
I. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в управлении муниципальной системой образования и МОУ:
1) компьютеризация и автоматизация рабочих мест сотрудников комитета (95 %);
2) совершенствование работы локальной сети комитета;
3) продолжение работы по обеспечению открытости финансово-экономической деятельности комитета;
4) внедрение системы электронного документооборота между комитетом, МОУ с одной стороны и казначейством с другой;
5) расширение сферы применения электронной почты комитета и подведомственных учреждений;
6) участие МОУ в КПМО (комплексном проекте модернизации образования);
7) в администрировании МОУ автоматизация документооборота, финансовой деятельности образовательных учреждений; учета кадров; мониторинг процесса обучения и качества образовательного процесса.
8) проектирование системы электронного документооборота в рамках программы «Электронное правительство».
II. Развитие информационно-образовательного пространства:
1) деятельность по наполнению содержания сайтов администрации города и комитета (сайт комитета http://komitet.astobr.ru, раздел комитета на сайте городской администрации http://astrgorod.ru/index.php?razd=43 );
2) деятельность МОУ по наполнению собственных сайтов;
3) развитие представительства образовательных учреждений в сети Интернет (участие в региональном проекте АстраВики, всероссийских и международных – «Гимназический Союз России», «Ассоциированные школы ЮНЕСКО в России», «Конкурс В.И.Вернадского», «Глобаллаб», «Net-школа», «Дневник.ру» и др.)
4) участие в региональных проектах по развитию ИКТ-компетенций педагогов: создание муниципальной команды профессионального развития, участие в проекте «Летняя ИКТ-школа для учителей»;
5) ежегодный выпуск сборников «Учителей любимых имена»;
6) ежегодное участие в региональной выставке «Инновации: инвестиции в успех»;
7) ежеквартальное издание газеты «Информационный вестник комитета по образованию и науке»;
8) участие комитета и МОУ в работе социальных сетей и образовательных порталов («Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Педсовет.org», «Intel® Education Galaxy», «Общественно-государственная экспертиза учебников» и др.);
9) формирование единого информационно-образовательного пространства на уровне МОУ (лицеи №№ 1, 2, гимназии №№ 1, 3, 4, СОШ №№ 1, 12, 28, 32, 40, 61);
10) обучение тьюторов, курирующих реализацию информационных проектов и освоение педагогами социальных интернет-сред (совместно с Астраханским региональным центром дистанционного обучения);
11) обучение педагогов работе в информационно-образовательных проектах (Intel, Wiki) и социальных интернет-средах OpenClass. Moodle. AstraWiki (1200 человек);
12) участие в региональном проекте «Электронное портфолио педагогов» на портале АстраВики;
13) участие в социальном проекте обучения пенсионеров «Все в сеть».
III. Совершенствование образовательного процесса:
1) обновление компьютерной базы подведомственных образовательных учреждений;
2) внедрение системы дистанционного обучения детей-инвалидов;
3) активное использование МОУ в образовательном процессе электронных инструментов учебной деятельности (текстовые редакторы, интерактивные тренажеры, системы тестирования, виртуальные лаборатории), электронных учебно-методических комплексов. (КМ-школа, Виртуальная школа), имеющихся цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
4) создание педагогами города собственных ЦОР и размещение их на образовательных порталах;
5) проведение конкурсных мероприятий для педагогов, активно внедряющих ИКТ (конкурс электронных портфолио, конкурс социальных проектов);
6) внедрение системы электронной сети «Дневник.ру»;
7) проведение городского конкурса компьютерного творчества учащихся.
Организационное решение вопроса
1. Заключено соглашение о сотрудничестве между комитетом по образованию и науке администрации города и ООО «Дневник.ру» (базовое МОУ «СОШ № 32»).
2. Заключено соглашение о сотрудничестве между комитетом по образованию и науке администрации города и образовательным центром «Школьный университет», Томск (базовое МОУ «Гимназия № 1»).
3. В системе осуществляется организация обучения тьюторов и специалистов МОУ работе в социальных сетях и выполнении сетевых проектов (базовые МОУ: гимназии №№ 1, 3, 4, лицей № 1, СОШ №№ 1, 9, 28, 32, 40, 45, 48, 54, 56, 58, 61).
4. Организуется и проводится курсовая подготовка педагогов на базе Астраханского регионального центра дистанционного обучения.
5. Создана муниципальная команда профессионального развития (МКПР) для организации и проведения сетевых мероприятий.
6. Организуются и проводятся на муниципальном уровне мероприятия по обмену опытом работы в сети (семинар «Методические возможности использования социальных сетей Интернет для развития коммуникативных компетентностей учащихся» и др., круглые столы, конкурсы педагогического мастерства и др.).
7. Осуществляется контроль и консультационная помощь при внедрении проектов.
Технологическое решение вопроса
1. Готовится открытие образовательного центра дистанционного обучения детей-инвалидов (Лицей № 1).
2. Проводится мониторинг информатизации образовательного процесса (ежеквартально).
3. Определены и действуют в качестве опорных школы, реализующие на практике идею единого информационно-образовательного пространства на уровне МОУ, их опыт получает свое распространение в муниципальной системе образования (лицеи №№ 1, 2, гимназии №№ 1, 3, 4, СОШ №№ 1, 12, 28, 32, 40);
4. Создана муниципальная экспериментальная площадка на базе МОУ «СОШ № 61» по проблеме «Создание единой информационно-образовательной среды ОУ как условие повышения эффективности и качества образовательного процесса».
5. Подготовлен и проведен межмуниципальный сетевой мастер-класс «Проектная технология в формировании социальных компетенций обучающихся» на федеральном образовательном портале «Открытый класс».
6. Осуществляется участие в сетевых проектах.
7. Обеспечивается легитимность внедрения информационных технологий (обучение работе с ОС Linux и его приложениями)
8. Используются интернет-ресурсы (информационные и образовательные), ЦОР.
Cоциальный результат
1. 100% общеобразовательных учреждений города пользуются информационными ресурсами Интернет.
2. 100% ОУ используют возможности электронной почты.
3. 68 МОУ имеют свой сайт, 35 учителей поддерживают свои сайты.
4. 65 МОУ зарегистрированы в сети «Дневник.ру», более 130 классов ведут электронные дневники, зарегистрировано более 200 работников МОУ, более 900 обучающихся, 450 родителей.
5. 89,6% педагогов имеют электронное портфолио на портале АстраВики, 25 педагогов приняли участие в муниципальном этапе конкурса электронных портфолио, 7 педагогов (по квоте) участвуют в его региональном этапе.
6. 18% учителей регулярно работают в профессиональных объединениях социальных сетей «Open Class», «Сеть творческих учителей», «Педсовет.org», «Intel® Education Galaxy», «АстраВики», «Общественно-государственная экспертиза учебников».
7. 1200 учителей прошли дистанционные курсы повышения квалификации.
8. 60 детей-инвалидов получат возможность осуществить дистанционное обучение.
9. 100 обучающихся из лицея № 1, гимназии № 1, СОШ № 4 получают дополнительное образование по информационным технологиям в рамках программ, предложенных ОЦ «Школьный университет» (г. Томск).
10. Повысился уровень подготовки обучающихся к итоговой аттестации по информатике и др. предметам.
11. Обеспечивается открытость деятельности МОУ (размещение на сайтах публичных докладов, документов по новой системе оплаты труда, деятельности управляющих советов, информации для родителей и др.) и комитета по образованию и науке (отчеты о деятельности, нормативно-правовой блок, информация для ОУ и др.).
12. Осуществляется и упрощается процедура обращения жителей города в электронную приемную на сайте комитета.
13. Расширились возможности общественного управления образовательным процессом в ОУ и развитием системы муниципального образования.
14. Увеличилась доля применения ИКТ и электронных ресурсов в образовательном процессе.
15. 1000 пожилых людей прошли бесплатное обучение по работе в Интернете.
16. Осуществляется информационно-методическое сопровождение конкурсов педагогического мастерства («Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», грант мэра города), научно-практических конференций педагогов, семинаров.
17. Популяризация и распространение передового педагогического опыта.
18. Осуществляется информационно-методическое сопровождение интеллектуальных и творческих конкурсов обучающихся, научно-практической конференции старшеклассников.
19. Развитие информационно-образовательного пространства города, МОУ, учителя, ученика.
Экономический результат
1. Все договоры суммой более 100 тыс. руб. заключаются после проведения электронных торгов.
2. Экономия времени при взаимодействии с казначейством, финансово-кредитными учреждениями.
3. Сокращение временных рамок на обработку и передачу информации, мобильное коммуницирование комитета с подведомственными учреждениями, между самими МОУ.
4. Интенсификация и повышение эффективности административной деятельности.
5. Привлечение внебюджетных средств через участие в программах.
Реализация предложения
1. Реализуется во всех общеобразовательных учреждениях города.
2. Планируется:
а. внедрение в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей;
б. расширение числа участников «Дневник.ру» и др. сетевых проектов;
в. увеличение числа обучающихся на дистанционном обучении;
г. увеличение числа учителей на дистанционных курсах повышения квалификации, получение второго высшего образования дистанционным методом;
д. построение индивидуальной образовательной траектории педагога (в системе повышения квалификации) и ученика.
Финансовые ресурсы
В 2009 году комитетом по образованию и науке на приобретение компьютерной техники было выделено 4 294,6 тыс. руб., кроме того, активно привлекались дополнительные средства, например:
— в рамках Регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО) получена компьютерная техника для 34 общеобразовательных учреждений на сумму 6 млн. 719, 29 тыс. руб.;
— победители регионального конкурса «Лидеры в образовании» средние школы № 36, 61, гимназия № 3, Дом детского творчества «Успех» получили комплекты презентационной техники на сумму 819,4 тыс. руб.;
— участие самих МОУ в грантовых проектах позволило привлечь более 7 млн. руб. Так, в целях реализации президентской программы «Информатизация образовательных учреждений» Сбербанком РФ было выделено 6 млн. 500 тыс. руб. на установку нового информационного оборудования в гимназии №3.
Документы практики: