Астрахань (Россия) — Разработка комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Астрахани
Сущность предложения
Город Астрахань признан моногородом в соответ-ствии с параметрами градообразующего предприятия ООО «Газпром добыча Астрахань», объемы производи-мой продукции которого занимают более 50% в общем объеме промышленного производства города Астраха-ни.
На предприятии работает более 9 тысяч астраханцев, профессионалов высшего класса. В 2009 году в связи с влиянием общемирового кризиса показатели финансо-во-экономической деятельности ООО «Газпром добыча Астрахань» значительно ухудшились:
-объем промышленного производства снизился в 1,7 раза;
-произошло сокращение численности работников из числа жителей города Астрахани на 478 чел;
-получен отрицательный финансовый результат про-тив прибыли 2008 года;
-произошло снижение поступления налогов в мест-ный и региональный бюджеты.
Ухудшение финансово-экономической ситуации на градообразующем предприятии отрицательно сказыва-ется на социально-экономическом состоянии города, в т.ч. на рынке труда. Увеличивается число незанятых граждан, растет безработица.
В целях снижения зависимости моногорода Астраха-ни от градообразующего предприятия был разработан Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Астрахани (КИП).
КИП рассматривался на заседании Правительства Астраханской области 17.11.2010 и был одобрен. В ближайшее время КИП будет направлен на рассмотре-ние на заседании Межведомственной рабочей группы Министерства регионального развития РФ.
Масштаб мероприятия
Главной целью Комплексного инвестиционного плана является обеспечение экономического роста и социальной стабильности города Астрахани путем:
— создания дополнительных рабочих мест;
— уменьшения зависимости города от колебаний конъюнктуры мировых рынков продуктов, выпускае-мых градообразующим предприятием путем перехода на выпуск современной, конкурентной продукции;
— увеличения количества предприятий малого и сред-него предпринимательства и количества работающих на них горожан.
Реализация КИП позволит:
-создать около семи тысяч новых рабочих мест;
-увеличить налоговые поступления по НДФЛ в местный бюджет до 170 млн. руб. в год;
-снизить безработицу до 0,1%;
-увеличить доходы населения в 3,8 раза.
Организационное решение вопроса
Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Астрахани разработан по поручению Ми-нистерства регионального развития РФ на период до 2020 года. Для разработки КИПа были созданы рабочие группы на областном и местном уровне, на заседаниях которых вырабатывались стратегические направления модернизации и развития моногорода Астрахани.
Технологическое решение вопроса
Комплексный инвестиционный план включает около двухсот проектов, из них шесть являются «Якорными» для города Астрахани.
Якорные проекты:
1. «Комплексное освоение промышленной зоны в Заболдинском планировочном районе г.Астрахани».
Данный проект инвестиционно привлекателен для бизнеса. Основой его является наличие свободных участков.
— Создание новых рабочих мест – 3070 мест,
— Привлечение средств – 7,4 млрд.руб.
Проект включает три направления:
• «Строительство инженерных сетей на территории Заболдинского района г.Астрахани».
В перспективе предусмотрено строительство жилья, а также инженерных сетей и коммуникаций в целях увеличения имеющихся мощностей.
• Формирование Транспортно – логистического кла-стера на территории Заболдинского района города Аст-рахани.
Развитие транспортно-логистической системы явля-ется важным фактором повышения конкурентоспособ-ности региона в долгосрочной перспективе. Проект предусматривает размещение и современную организа-цию на территории Заболдинского района новых склад-ских территорий и терминалов для хранения и перевал-ки грузов, создание комплекса предприятий сервиса, связи и телекоммуникаций, торговли, гостиниц, страховых, экспедиторских компаний, представительств авиа, железнодорожных и др. компаний.
• Создание предприятий по переработке сельскохо-зяйственной продукции на территории Заболдинского района города Астрахани.
Внедрение данного проекта будет способствовать созданию рабочих мест, формированию дополнительного потока денежных средств в бюджет города и области, а также внесет свой вклад в улучшение сложившейся ситуации в российском аграрном секторе.
2. «Развитие системы водоснабжения и водоотведения города Астрахани на 2010-2020 годы МУП г.Астрахани «Астрводоканал».
Реализация данного проекта позволит стабилизировать работу систем водоснабжения и водоотведения города Астрахани, повысить надежность работы очистных сооружений водопровода и канализации, решить проблемы экологического характера, связанные со снижением выбросов и сбросов загрязняющих веществ, как в бассейн реки Волги, так и в атмосферный воздух.
— Создание новых рабочих мест – в процессе реализа-ции будет создано 629 временных рабочих мест,
— Привлечение средств – 9,45 млрд.руб.
3. «Реконструкция МУЗ г. Астрахани «Клинический родильный дом» под объект «Перинатальный центр».
Реализация проекта реконструкции МУЗ г. Астраха-ни «Клинический родильный дом» под объект «Перинатальный центр» позволит повысить качество оказания специализированной акушерской и неонатологической помощи, направленной на снижение и предупреждение материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности, инвалидности детства.
— Создание новых рабочих мест – 100 постоянных и 20 временных рабочих мест,
— Привлечение средств – 1,4 млрд.руб.
4. «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».
Проблема ликвидации аварийного жилищного фонда относится к числу первоочередных задач социально-экономического развития города Астрахани. Главной целью программы является обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными, а также его ликвидация.
— Привлечение средств – 13,8 млрд.руб.
5. «Проведение капитального ремонта многоквар-тирных домов города Астрахани в 2010 — 2020 годах».
Данная программа направлена на создание безопас-ных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом.
— Привлечение средств – 3417,95 млн.руб.
6. «Организация спутниковой системы ГЛОНАСС для мониторинга транспортных средств в МУЗ г.Астрахани «Станция скорой медицинской помощи».
Реализация этого проекта направлена, прежде всего, на повышение качества предоставляемой скорой меди-цинской помощи. Спутниковая навигация бригад ско-рой помощи позволит значительно сократить время до-езда до места вызова, тем самым вовремя оказать боль-ному первую медицинскую помощь и быстрее доста-вить его в стационарное учреждение.
— Привлечение средств – 1,7 млн.руб.
Cоциальный результат
— Увеличение численности населения города на конец 2020 года на 13,8 тыс.человек;
— Создание около семи тысяч новых рабочих мест;
— Снижение безработицы до 0,1%;
— Увеличение доходов населения в 3,8 раза.
Экономический результат
— Привлечение более 97 млрд. рублей инвестиций;
— Увеличение налоговых поступлений по НДФЛ в мест-ный бюджет до 170 млн. руб.в год.
Реализация предложения
Реализация проектов на территории города Астрахани, в т.ч.:
— Освоение промышленной зоны Заболдинского района.
— Модернизация технической инфраструктуры города.
— Развитие муниципальных учреждений социальной сферы.
Финансовые ресурсы
Реализация КИПа будет финансироваться за счет средств всех уровней бюджета, Фонда содействия ре-формированию ЖКХ, средств предприятий, частных инвесторов и др.
Общий объем финансирования КИПа составляет 97350,6 млн.рублей, в т.ч. за счет средств:
— местного бюджета – 5588,11 млн руб.;
— бюджета Астраханской области – 8614,56 млн руб.;
— Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 3176,53 млн руб.;
— федерального бюджета – 38060,07 млн руб.;
— внебюджетных – 41911,34 млн руб.
Финансирование Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Астрахани может осуществляться с применением следующих механиз-мов:
— федеральных, региональных и местных целевых программ,
— средств отраслевых госкорпораций и ВЭБ,
— присвоения статуса территории комплексного раз-вития Астраханской области,
— налоговых преференций,
— концессии,
— инструментов государственно-частного парт-нерства,
— имущественных и гарантийных залоговых фондов и т.д.