Барнаул (Россия) — Повышение доходного потенциала, укрепление финансовой самостоятельности бюджета города — 49


Сущность предложения

Главным приоритетом в области налоговой политики на период 2009-2011 годов являлось сохранение и развитие налогового потенциала.
По предложению администрации города с 01.01.2009:
— увеличены ставки по налогу на имущество физических лиц для дорогостоящих объектов жилого имущества в 2 раза и крупную коммерческую недвижимость в 1,3 раза;
— увеличена ставка земельного налога под объектами торговли, встроенными, пристроенными к жилым домам с 0,3% до 1,5%;
— увеличены корректирующие коэффициенты базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— в целях легализации заработной платы установлен корректирующий коэффициент по единому налогу на вмененный доход для субъектов предпринимательской деятельности, учитывающий уровень среднемесячной заработной платы в зависимости от величины прожиточного минимума на территории края;
— при принятии решений о субсидировании части банковской процентной ставки субъектам малого предпринимательства отдавать преимущество субъектам, у которых уровень заработной платы не ниже 10,0 тыс. рублей.
В 2010 году, в условиях действия кадастровой стоимости земли после переоценки, проведенной в 2009 году, администрации города в ходе совместной работы с депутатами городской Думы, Координационным советом предпринимателей при главе города и Советом директоров промышленных предприятий удалось оставить ставки земельного налога на прежнем уровне, что повлияло на значительный рост поступлений земельного налога.
В целях увеличения доходной части бюджета города ежегодно принимается План мероприятий по повышению эффективности исполнения бюджета города.
Для увеличения налоговых и неналоговых доходов администрацией города проводятся:
— совещания с приглашением предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом города, а также представляющих нулевые декларации либо уплачивающих минимальный налог при применении упрощенной системы налогообложения;
— мероприятия по легализации заработной платы и повышению ее уровня до величины прожиточного минимума, утвержденного на территории края;
— разъяснительная работа с населением по оформлению прав собственности на объекты недвижимости.
В целях упорядочения процесса предоставления и сокращения объема муниципальных преференций принято постановление администрации города от 14.06.2011 №1788 «О создании постоянно действующей комиссии по рассмотрению муниципальных преференций в отношении муниципального имущества».

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Решение городской Думы от 26.08.2008 №805 «О внесении изменений в решение городской Думы от 28.09.2005 №184 «О введении земельного налога на территории города Барнаула»;
Решение городской Думы от 26.08.2008 № 806 «О внесении изменений в решение городской Думы от 28.09.2005 №185 «О ставках налога на имущество физических лиц на территории города Барнаула»;
Решение городской Думы от 26.08.2008 №807 «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 28.09.2005 №186 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Барнаула;
Постановление администрации города от 14.06.2011 №1788 «О создании постоянно действующей комиссии по рассмотрению муниципальных преференций в отношении муниципального имущества»;
Постановление администрации города от 14.02.2011 №422 «Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности исполнения бюджета города на 2011 год»;
Распоряжения администрации города от 19.01.2009 №06 «Об утверждении планов мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и оптимизации расходов бюджета города на 2009 год», от 27.03.2009 №63 «Об установлении задания по мобилизации доходов источников внутреннего финансирования дефицита в бюджет города на 2009 год», от 25.03.2010 №71 «Об утверждении плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и оптимизации расходов бюджета города на 2010 год».

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Увеличение бюджетной обеспеченности за счет налоговых и неналоговых доходов на душу населения с 7329 рублей в 2008 году до 9222 рублей в 2011 году (на 25,8%).
Увеличение ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу не затронуло социально незащищенные слои населения.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Увеличение поступления налоговых и неналоговых доходов в 2011 году к уровню 2010 года на 11,0%, к уровню 2009 года — на 32,3%, к уровню 2008 года — на 30,3%.
Увеличение удельного веса налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета города с 62,9% в 2008 году до 66,6% в 2011 году.
Снижение уровня дотационности бюджета города с 12,6% в 2005 году до 0,7% в 2011 году.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Финансы города

 

Дата внедрения практики (технологии)

С 2009 года

 

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.

 


  

Документы практики: