Барнаул (Россия) — Снижение объема долговых обязательств и минимизация расходов на обслуживание муниципального долга — 69
1.1. Экономика и бюджет --> 1.1.02. Эффективное управление долгом мэрии
Практики города Барнаула
Сущность предложения
Снижение объема долговых обязательств и минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Масштаб мероприятия
Расходы на обслуживание муниципального долга относятся к первоочередным расходам наравне с выплатой заработной платы и начислениями на нее, оплатой коммунальных услуг. В условиях кризиса при снижении доходов бюджета в целях выполнения расходных обязательств осуществляется привлечение заимствований, снижение расходов на их обслуживание становится приоритетной задачей.
В этих целях администрация города проводит следующие мероприятия:
— установление в бюджете города реальных пределов муниципального внутреннего долга, в том числе по муниципальным гарантиям и объемов расходов на обслуживание муниципального долга;
— анализ инвестиционных программ, в целях определения способа заимствования (выпуск облигаций, привлечение кредита);
— ежеквартальный мониторинг действующих процентных ставок в банках города и банков соседних регионов;
— заключение муниципальных контрактов на привлечение кредитов сроком до 6 месяцев с помощью формализованных процедур (открытых аукционов), где ценой контракта является сумма процентов за пользование кредитом;
— снижение процентных ставок по уже заключенным контрактам;
— привлечение кредитных ресурсов в случае крайней необходимости;
— оценка возможности сокращения объема долга за счет доходов местного бюджета.
В целях исключения риска, связанного с исполнением муниципальных гарантий, администрация города осуществляет их выдачу под высоколиквидный залог, контролирует целевое использование предоставленных под муниципальную гарантию кредитных средств и соблюдение договорных обязательств.
Организационное решение вопроса
С целью обеспечения обязательств юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории города муниципальные гарантии предоставляются с правом регрессного требования или без такого права в порядке, определяемом постановлением администрации города от 07.08.2009 №3876 «Об утверждении порядка предоставления юридическим лицам муниципальных гарантий города Барнаула» (ранее постановлением главы города от 22.02.2007 № 475).
В соответствии с постановлением муниципальные гарантии не предоставляются юридическим лицам, находящимся в стадии реорганизации или ликвидации, при наличии признаков банкротства, имеющим просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, на имущество которых обращено взыскание, а также юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации азартных игр, финансовое посредничество, производство алкогольных напитков, табачных изделий, что позволяет снизить риск возникновения дополнительных расходов бюджета города в результате неисполнения обязательств по гарантиям.
Муниципальные заимствования осуществляются в соответствии с решением Барнаульской городской Думы 10.06.2010 №314 «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования заемных средств городским округом — городом Барнаулом Алтайского края» (ранее решение от 30.11.2007 №664). Положение устанавливает порядок привлечения, использования, учета заемных средств, а также сроки их привлечения.
Ведение муниципальной долговой книги города Барнаула осуществляется в соответствии с постановлением главы города от 09.01.2008 №04 «Об утверждении Порядка ведения муниципальной долговой книги городского округа — города Барнаула Алтайского края». Порядок обеспечивает контроль за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре долговой книги, а также по порядку ее ведения и хранения.
Технологическое решение вопроса
Нет.
Cоциальный результат
Нет.
Экономический результат
Сокращение долга в 2010 году по сравнению с 2008 годом составило 483,8 млн.руб. или 87,6%, по сравнению с 2009 годом – 366,4 млн.руб. или 84,2%.
Проведение аукционов по привлечению кредитных средств позволило во втором полугодии снизить размер процентной ставки за пользование кредитом с 23,0% годовых в 2009 году до 6,0% годовых в текущем году.
Досрочное погашение кредитов коммерческим банкам и бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета, привело к экономии расходов на обслуживание муниципального долга. Расходы на обслуживание долга в 2010 году по сравнению с 2008 годом снизились на 83,6% или 11,7 млн.руб. по сравнению с 2009 годом на 95,1% или 44,5 млн.руб.
Гарантийные случаи в 2008-2010 гг. не наступали.
Реализация предложения
Мероприятие реализовано в 2008-2010 годах.
Финансовые ресурсы
Ежегодно в бюджете города предусматривается Программа осуществления муниципальных заимствований, расходы по обслуживанию муниципального долга и на исполнение муниципальных гарантий.
Награды
Практика отмечена дипломом III Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2010 год.
Документы практики: