Астана (Казахстан) — Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 14
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.2. Здравоохранение --> 7.2.3. Охрана материнства и детства.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.2. Новации в системе дошкольного и общего образования.
Практики города Астана
Сущность предложения
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребёнку, в том числе ребёнку-инвалиду, гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей. Признание права ребёнка быть здоровым, счастливым, полноценным сегодня, а не завтра, формирование механизмов помощи освещены в таких международных правовых актах, как «Конвенция о правах ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Декларация о правах инвалидов».
Организационно-технологическое решение вопроса
Детский сад №64 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Асылбобек» является первым в Казахстане дошкольным учреждением, где решаются проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Необходимо отметить, что указанная патология развития зачастую имеет сопутствующие пороки развития, такие как интеллектуальные нарушения, нарушения зрения и слуха, нарушение психоречевого развития. Целью коррекционного воздействия в случаях сочетанного нарушения развития является выбор оптимального индивидуального коррекционного маршрута развития каждого ребёнка.
В детском саду «Асылбобек» предпосылки к успешной социальной адаптации детей формируются с помощью создания развивающей среды, организации работы с семьей, построения доброжелательных отношений между педагогами и детьми, реализации общеобразовательных и специальных программ.
К настоящему времени накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также вопросы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями (К. А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.В. Ипполитова, Н.В.Симонова, И.И. Мамайчук, И.И.Панченко, Э.С. Калижнюк и др.). Для таких детей характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания, более 30% детей 4-7 лет гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые. Таким детям тяжело выслушать информацию до конца, выполнить задание правильно и четко. Уже после трехминутного сидения за столом эти дети ощущают дискомфорт, неудобство, часто отвлекаются и не могут до конца выполнить задание.
В работе с такими детьми важную роль играет эмоциональный настрой детей на занятие, их желание активно работать, способность проявлять волевые усилия для достижения цели. К таким детям требуется индивидуальный подход и щадящий режим.
В связи с этим в детском саду выработалась четкая система методической работы, направленная на построение доброжелательных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
На педагогических советах, консультациях, круглых столах, семинарах, обсуждаются вопросы общего, индивидуального развития детей; с помощью промежуточной, итоговой диагностики ведется анализ усвоения детьми программных задач; на основе полученных результатов строится воспитательно-образовательная и коррекционно-оздоровительная работа.
На сегодняшний день отсутствует Программа для детских садов с НОДА (далее – нарушения опорно-двигательного аппарата), что существенно затрудняет работу дошкольного учреждения. В России и странах СНГ каждое дошкольное учреждение разрабатывает для себя систему работы самостоятельно.
Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики Министерства образования и науки Республики Казахстан (ННПЦ КП РК) разработана «Типовая специальная образовательная учебная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии: ДЦП в сочетании с другими нарушениями», которая и взята за основу работы в нашем детском саду. Кроме того, нами внедряются элементы авторских программ российских коллег (М.В.Гилёва «Рабочая программа для детей с ЗПР», Свердловск,2010; Симонова Н.В. «Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом», Москва; Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП», учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург 2003г.), прошедших практическую апробацию и имеющих успешные результаты с детьми, имеющими аналогичные нарушения.
Основой для построения воспитательно-образовательной работы в группах является уровень развития детей, заданный в общеобразовательной программе дошкольного образования. Организация непосредственно образовательной деятельности осуществляется через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы.
Специфика сопровождения ребенка в нашем дошкольном учреждении такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Для профилактики и оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родителей.
Тесное взаимодействие педагогов и медиков в воспитательно-образовательной и коррекционно-оздоровительной работе в группах проявляется в следующем: важным требованием при составлении режима является соблюдение объема учебной нагрузки в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами. Работа с детьми строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности. Время, отведенное для образовательной деятельности ребенка, разумно соотносится с достаточным временем для отдыха, расслабления, релаксации, удовлетворения его личных планов и интересов.
При составлении режима двигательной активности учитывается соотношение времени на проведение режимных моментов, организованную и самостоятельную деятельность детей, которая строго регламентирована. Режим составляется с учетом внедрения здоровье сберегающих технологий (ЛФК, массаж, физиолечение,гидромассажные процедуры, закаливающие мероприятия, физические паузы между образовательной деятельностью, смена посадочных мест, двигательные досуги, праздники, неделя игры и игрушки,предметных и сюжетно-ролевых игр и забав и др.), предусматривает четкую ориентацию на возрастные и индивидуальные особенности детей, их физический и психоэмоциональный статус.
Коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа начинается утром, до завтрака проводится массаж, гидромассаж стоп ног с целью профилактики и коррекции плоскостопия, физиотерапия и др. процедуры, утренняя гимнастика с элементами дыхательной гимнастики.
В утренние часы большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе, но сам воспитательно-образовательный процесс строится так, что становится возможным проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. На утренней и вечерней прогулке оздоровительный эффект достигается за счет пребывания детей на свежем воздухе, проведения подвижных игр различной двигательной активности, индивидуальной работы по физическому развитию. После дневного сна проводится азбука пробуждения, которая включает в себя физические упражнения в сочетании с воздушными ваннами и дыхательной гимнастикой, ходьбу по ортопедической дорожке.
Педагогический коллектив — это, в основном, молодые педагоги, которые стремятся осваивать новые направления педагогики, передовые и эффективные методики. Опытные педагоги являются наставниками молодых, успешно внедряют свой опыт в работу детского сада.
Педагогический коллектив работает над повышением профессиональной компетентности по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в группе, обучению детей навыкам общения и взаимодействия со сверстниками. Доброжелательное отношение к ребенку сочетается с разумной требовательностью со стороны взрослого.
Детский сад оснащен современным оборудованием по всем видам деятельности, создана хорошая предметно-развивающая среда для обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию и подготовке их к школе.
Необходимым инструментом для комплексной терапии, направленной на коррекцию психического здоровья и улучшению физического состояния детей является сенсорная комната. В сенсорной комнате современное мультисенсорное оборудование, благодаря которому ребенок погружается в волшебный и увлекательный мир визуальных эффектов, ярких световых и звуковых стимулов, интерактивных систем. Комната состоит из оборудования, которое воздействует на ребенка: видеопроектор со спецэффектами, мерцающий сухой бассейн, фиброоптическое волокно, различные световые, звуковые, тактильные настенные панели с интерактивными переключателями, воздушно-пузырьковые трубы с интерактивными переключателями.
Занятия, проводимые в Монтессори-кабинете на основе особой методики, учат детей чувствовать себя любимыми, а взрослых любить малышей и видеть в них равных себе людей.
Комплексы физических упражнений повышенной двигательной активности для детей, не умеющих ходить, выполняемые на тренажерах и без них, используя способы реабилитации за счет вертикализации тела, тренировки вестибулярного аппарата, нормализации пространственных восприятий значительно повышают двигательные и функциональные возможности детей-инвалидов.
Бассейн с подъемником способствует закаливанию и укреплению здоровья детей, профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
Систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу. Цикличность движений, свойственная плаванию, не только гармонично развивает двигательный аппарат, но и с детьми, имеющими такие заболевания, как ДЦП в бассейне — отрабатывается прямостояние, вертикализация туловища, координация движений и снимается спастика мышц.
Занятия по плаванию создают положительный психоэмоциональный настрой, служат профилактикой детских неврозов.
Лечебные процедуры проводятся строго по назначению врача.
Осуществление комплексного корригирующего воспитания, предельно возможное восстановление нарушенных функций у детей, имеющих дефекты опорно-двигательного аппарата, путем использования различных методов и новых компенсирующих технологий; взаимодействие с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку для обеспечения полноценного развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата; оказание консультативной помощи родителям в области воспитания и образования детей данной категории будет способствовать охвату детей качественным дошкольным воспитанием и обучением и подготовки их к школе.
Основной своей задачей во взаимодействии с семьей, мы считаем формирование у родителей доброго, оптимистического взгляда на будущее ребенка. Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата у ребенка в младенческом или раннем возрасте усилия родителей направлены преимущественно на развитие и коррекцию нарушенных двигательных функций, т. е. на восстановительное лечение. Это происходит потому, что одни родители, хотя и замечают некоторые особенности психического и речевого развития ребенка, не торопятся обращаться к специальным педагогам, логопедам, психологам. Другие считают, что психическое и речевое развитие выровняется после того, как малыш будет вылечен или добьется больших успехов в двигательном развитии. Третьи полагают, что болезнь всегда накладывает отпечаток на психику, поведение ребенка, и это невозможно изменить. Любое из этих мнений свидетельствует, что многие взрослые не знают о существовании системы специального (коррекционного) обучения и воспитания детей с патологией опорно-двигательного аппарата. Часто в семьях, где воспитывается ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, складываются сложные внутрисемейные взаимоотношения. В таких семьях, как правило, развивается специфический вид взаимоотношений, когда больной ребенок становится «эпицентром» жизни всей семьи.
В работе с родителями мы используем традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия: консультации, круглые столы, индивидуальные беседы, практические советы, спортивные и музыкальные праздники, досуги, творческие задания, функционирует клуб «Мамина школа», задачи которого — оказание помощи родителям в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка с ДЦП и формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни.
К сожалению, пока не все родители готовы к тесному сотрудничеству с детским садом и способны правильно понимать, чувствовать и принимать внутренний мир своего ребенка таким, какой он есть. Некоторые из родителей не интересуются вопросами воспитания и развития детей, не принимают участие в организуемых педагогами мероприятиях, с трудом идут на контакт со специалистами, формально относятся к выполнению заданий.
Мы понимаем, что роль семьи в коррекционно-оздоровительной работе трудно переоценить, поэтому в своей деятельности мы стремимся привлечь родителей к сотрудничеству и активному участию в воспитательно-образовательном и коррекционном процессе.
Приоритетные задачи в работе с родителями в создании единого образовательного пространства «Детский сад – семья». Для родителей создан Семейный клуб «Открой свое сердце», оказывающий компетентную помощь в решении возникающих проблем.
Работники детского сада «Асылбобек» секрет развития детской личности «особого ребенка» видят в любви и безграничном терпении со стороны взрослых, и, конечно, профессионализме.
Дети, которых плохо слушается их собственное тело, беспомощные и наивные, с ограниченными умственными способностями, еле говорящие – при оказании комплексной квалифицированной помощи педагогов, медиков и родителей в условиях нашего детского сада проявляют творческую индивидуальность и обретают чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.
Учитывая то, что у каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступныхвозможностей, тщательно изучая и используя зону ближайшего развития, к каждому ребенкуподбирается наиболее адекватная доля нагрузки; для каждого ребенка разработана специальная программа.
Зная, что каждая личность уникальна и талантлива, мы только помогаем ей раскрыться.
Залог успеха — в планомерной, терпеливой и целенаправленной работе.
Открытие детского сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в городе Астане позволило решить не только некоторые проблемы ребенка, но и семьи. Как правило, наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями требует вовлечения членов семьи в процессы ухода за ним.
Посещение ребенком специального дошкольного учреждения позволило реализовать трудовой потенциал родителей, сохранить их занятость, поддержать экономическую активность семей.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
На реализацию данного социального проекта местным бюджетом выделено 145 млн.тенге.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.
Документы практики:
Контакты:
Акимат города Астаны
Телефон: +7 (771-72) 55-66-41, 55-66-42, 55-66-49
Факс: +7 (771-72) 55-74-07