Ижевск (Россия) — Проект нравственно-патриотической направленности «Надежда России» — 15


Сущность предложения

Организация кадетской группы в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) как эффективной формы воспитания в ребёнке основ духовно-нравственной, всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, гражданина, патриота.
Реализация проекта «Надежда России», целью которого является построение уникальной модели воспитания патриота и гражданина на ступенях дошкольного образования в рамках кадетского направления, воспитание детей с дошкольной скамьи истинными патриотами, любящими родной край, свою страну.

 

Организационное и технологическое решение вопроса

Этапы создания кадетской группы.
Подготовительный этап.
• Разработка нормативно-правовых актов документов:
— Приказ Администрации города Ижевска о создании кадетской группы;
— Положение о кадетской группе ДОУ;
— Договор о сотрудничестве с заинтересованными организациями.
• Развитие материально- технической базы для подготовки кадетов:
— музейная комната;
— строевой плац;
— универсальная полоса препятствий.
• Создание пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с кадетским направлением:
— наполнение музейной комнаты содержанием для воспитания юных кадетов;
— организация центров патриотического воспитания кадетской направленности в группах;
— создание насыщенного игрового материала для сюжетно-ролевых игр военно-патриотической направленности.
• Кадровое обеспечение:
— воспитатели кадетских групп;
— педагог дополнительного образования, офицер-запаса, имеющий педагогическое образование и опыт работы с детьми.
• Организация сотрудничества с социальными партнерами:
— составление совместного плана работы;
— заключение договора о сотрудничестве.
Основной этап.
Открытие кадетских групп в ДОУ.
Реализация проекта нравственно-патриотической направленности «Надежда России»
Содержание проекта:
Специальный уклад жизни кадетов, включает в себя:
• утреннее построение;
• поднятие флага как торжественный ритуал начала нового дня;
• ношение повседневной формы кадета со средней группы и праздничной формы со старшего дошкольного возраста. Форма «обязывает» стать лучше, честнее, выдержаннее, быть настоящим другом, не бросать товарища в беде.
Образовательная деятельность предусматривает:
• организация непосредственно- образовательной деятельности внутри ДОУ по кадетскому направлению:
Занятия с ребятами проводят педагоги дополнительного образования;
— 1 раз в неделю, цикл занятий «Юный кадет» и знакомство с элементами строевой подготовки;
— 1 раз в неделю занятия хореографией- знакомство с этикетом, бальными танцами.
• организация совместной деятельности детей и взрослых за пределами ДОУ:
— Цикл занятий «Богатыри земли русской» разработан специалистами Музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова (далее МВК СО им. М.Т.Калашникова), вводит детей в мир боевой славы наших предков;
— в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 55 (МБОУ СОШ № 55) согласно плана работы.
— использование военно-спортивных игр: «Граница», «Зарница», «Орленок».
Совместно со школьниками-кадетами дети «проходят этапы», на которых демонстрируют свою выносливость, ловкость, меткость, сноровку. Кадеты очень любят и с удовольствием съедают «солдатскую кашу», которая прибавляет силы.
Введение воспитанников в мир традиций кадетства:
• Посвящение в кадеты. (раздел 13 Дополнительные материалы Приложение №1 )
Торжественное мероприятие, с приглашением родителей, почетных гостей, представителей социальных партнеров. Дети повторяют слова клятвы юного кадета, произносимой взрослым. На этом мероприятии юным кадетам вручаются головные уборы — береты как символ доблести и мужества. В конце праздника дети исполняют гимн кадетов.
• Посадка рябиновой аллеи к знаменательным датам.
На территории ДОУ высаживаются саженцы рябины как символ памяти празднования значительных событий жизни страны. Принимают участие юные кадеты, представители организаций образования и культуры, общественных организаций.
• Кадетский бал. (раздел 13 Дополнительные материалы Приложение № 2)
Самое красочное мероприятие, на котором дети не только танцуют полонез, вальс, гавот, польку, но и знакомятся с бальным этикетом, играми, традициями русских балов.
• Акция «Письмо на границу».
Цель акции: изготовление открыток, поздравлений, подарков — сувениров, которые юные кадеты оправляют в военные гарнизоны ежегодно накануне 23 февраля.
• Смотр песни и строя. (раздел 13 Дополнительные материалы Приложение № 3)
В смотре принимают участие школьники-кадеты и кадеты-дошколята. Преемственность поколений, встречи с выпускниками детского сада в качестве школьников-кадетов позволяет наглядно оценить важность этих мероприятий.
• Встречи с ветеранами ВОВ, пограничной службы.
Юные кадеты приобщаются к духу военных-пограничников, встречи мотивируют детей и педагогов становиться достойными продолжателями традиций.
• Торжественная линейка у Вечного огня в День Пограничника.
Здесь чествуют лучших из лучших: юных кадетов и их старших товарищей, родителей и педагогов.
Социальное партнерство
Дошкольные образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда могут обеспечить соответствующее качество процесса социализации, поэтому для детского сада очень важно привлекать дополнительные ресурсы, имеющиеся в районе, городе резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства. Социальное партнерство в деле воспитания кадетов – это совместная распределенная деятельность различных обществ и организаций, которая приводит к позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.
В городе Ижевске дошкольные учреждения имеют возможность сотрудничать с общественными объединениями и организациями:
• Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Граница» имени Героя России Сергея Борина» (МБОУ ДОД ДЮЦ «Граница»);
• Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова (МВК СО им. М.Т.Калашникова)
• Удмуртская региональная общественная организация воинов-пограничников запаса «Патриоты границы»;
• Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 55 (МБОУ СОШ № 55);
• Библиотека имени Мусы Джалиля;
• Дом народного творчества «Спартак»;
• Совет ветеранов Ленинского района города Ижевска;
• Международный Союз общественного объединения ветеранов (пенсионеров) пограничной службы.(г. Москва)

МБОУ ДОД ДЮЦ «Граница»
оказывает организационно-методическую помощь в работе с детьми кадетской группы:
— планируют и проводят занятия,
— педагоги ДЮЦ организуют совместную деятельность с детьми кадетской группы
— совместное проведение мероприятий:
• кадетский бал;
• военно-спортивных игры «Зарница», «Орленок»
• урок мужества «День Героев Отечества»;
• смотр-конкурс по строевой подготовке среди обучающихся МБОУ СОШ № 55 и воспитанников кадетских групп ДОУ № 247, посвященный Дню кадета и Дню защитника Отечества;
• встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн, пограничной службы.

— музеем разработана программа «Богатыри земли русской», особенностью данной Программы является то, что исторический, военный подвиг русского народа раскрывается на примерах отдельных героических личностей во взаимосвязи с литературными, музыкальными, изобразительными произведениями искусства, экспонатами и музейными предметами, хранящимися в музее;
— спортивно-интеллектуальное мероприятие для дошкольников, посвящённое Международному дню музеев «Богатырские забавы».

МБОУ СОШ № 55 в течение года дети кадетских групп принимают участие в мероприятиях:
• урок мужества;
• экскурсия в Музей Славы им. Ильфата Закирова;
• спортивная игра «Зарничка» (февраль), «Орленок» (июнь);
• экскурсия в Центр «Граница»;
• торжественная линейка у Вечного огня в День Пограничника.

Удмуртская региональная общественная организация воинов-пограничников запаса «Патриоты границы»
• встречи с военнослужащими действующей армии и запаса;
• уроки мужества;
• акция «Письмо на границу»;
• концерт для воинов запаса в День Пограничника и защитника Отечества.

Совет ветеранов Ленинского района
• встречи с ветеранами;
• акция «Открытка ветерану» и «Георгиевская ленточка»;
• возложение цветов к Вечному огню;
• концерт для ветеранов района «Этот день Победы».

Международный Союз общественного объединения ветеранов (пенсионеров) пограничной службы
• торжественные мероприятия на уровне Российской Федерации, встречи с ветеранами.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Бюджет Удмуртской Республики.
Внебюджетные средства (спонсорская помощь, платные услуги) — 100 тысяч рублей.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

За 13 лет реализации проекта:
• Выпущено из ДОУ№ 247 – 200 дошкольников- кадетов;
• Поступили в кадетские классы – 100;
• Поступили в ВУЗЫ пограничной направленности – 15;
• Охват семей – 200.
Расширение круга социальных партнеров:
• Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Граница» имени Героя России Сергея Борина» (МБОУ ДОД ДЮЦ «Граница»);
• Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова;
• Удмуртская региональная общественная организация воинов-пограничников запаса «Патриоты границы»;
• Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 55 (МБОУ СОШ № 55);
• Совет ветеранов Ленинского района города Ижевска;
• Международный Союз общественного объединения ветеранов (пенсионеров) пограничной службы.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Экономический эффект от реализации практики отсроченный во времени.

 

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Проект реализуется в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад № 247» с 2003 года.
Присоединение к кадетскому направлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 169» города Ижевска Удмуртской Республики в период с 2005 года.
Внедрение опыта Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 247» Республикой Татарстан в образовательное пространство детского сада города Набережные Челны в 2014 году.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Дошкольное образование

 

Дата внедрения практики (технологии)

Реализация проекта «Надежда России» с сентября 2003 года

 

География использования практики (технологии)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247»

 

Отзывы, награды

• Дипломант второго Инновационного городского фестиваля проектов и программ «Инновация – путь к обновлению» 2005 год;
• Призер третьего Инновационного городского фестиваля проектов и программ «Инновация в дошкольных образовательных учреждениях – средство реализации современных идей образования» 2009 год;
• Благодарственное письмо от Удмуртской региональной общественной организации воинов-пограничников запаса «Патриоты граница» за активное участие в работе по пропаганде, приумножению боевых традиций погранвойск и военно-патриотическому воспитанию молодого поколения 2012 год;
• Памятная медаль «За заслуги в патриотическом воспитании молодежи» от Председателя Удмуртской региональной общественной организации воинов-пограничников запаса Андреева М.А.2015 год;
• Благодарность Администрации Ленинского района города Ижевска за активную плодотворную работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения 2016 год
• Грамота за 1 место в конкурсе пограничной песни «Крылатая песнь о храбрых сердцах» в рамках Слета поколений «Надежда России» в возрасте категории до 12 лет от Удмуртской региональной общественной организации воинов-пограничников запаса «Патриоты граница» 2016 год.

 


 

Документы практики: