Калининград (Россия) — Внедрение автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» в практику работы городского округа «Город Калининград» — 7
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.1. Информатизация образовательного процесса.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.2. Новации в системе дошкольного и общего образования.
Практики города Калининграда
Сущность предложения
Основной стратегической целью развития муниципальной системы дошкольного образования в городском округе «Город Калининград» является:
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования, равных возможностей его получения и повышение качества дошкольного образования.
Развитие дошкольного образования в той или иной степени обуславливается демографическими процессами, которые влияют на рост или снижение потребностей в услугах дошкольных образовательных учреждений. Последние годы в городе увеличивается число родившихся детей.
Несмотря на то, что отмечается позитивная динамика развития муниципальной системы дошкольного образования, в том числе предшкольной подготовки, обеспечения качественным образованием детей, имеющих проблемы в здоровье, оказания системной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, наиболее актуальной остается проблема полного удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования.
Количество детей, зарегистрированных в очереди на получение места в детском саду, ежегодно увеличивается. По состоянию на 1 мая 2012 года на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях зарегистрированы 17353 ребенка. Наиболее остро вопрос обеспеченности местами в детских садах стоит для детей в возрасте от 1 года до 3 лет – 9217 человек.
В связи с этим одной из основных проблем, стоящих перед муниципалитетом, является постановка детей в очередь в дошкольные учреждения.
С целью развития единого информационного пространства в городе Калининграде и обеспечения открытости процесса комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений с 1 февраля 2011 года введена новая система комплектования дошкольных учреждений.
Введение электронной системы предоставило населению города возможность самостоятельно зарегистрировать своего ребенка в электронном Журнале автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» через сеть Интернет на сайте администрации городского округа «Город Калининград» www.klgd.ru и комитета по образованию www.eduklgd.ru . Для удобства и доступности данного сервиса в администрации города и комитете по образованию установлены информационные киоски, где в любое время, без участия специалистов отдела дошкольного образования, можно получить необходимую информацию или зарегистрировать ребенка в электронном журнале.
Одно из основных достоинств данной системы – открытость, доступность и восприимчивость к запросам граждан.
Введение электронной очереди:
• предоставляет равные права и возможности по улучшению муниципальной услуги для Заявителей;
• обеспечивает общую информированность о порядке и способах получения муниципальной услуги (в сети Интернет, в СМИ, на информационных стендах, по телефону и электронной почте);
• предоставляет возможность выбора обращения и получения муниципальной услуги (при личном обращении или в электронной форме);
• позволяет родителям сэкономить время;
• снимает значительную часть вопросов о справедливости зачисления детей и помогает ждать, показывая любые изменения списка.
• исключает коррупционную составляющую.
Организационно-технологическое решение вопроса
Программно-технические и технологические условия:
— Приобретение и внедрение специализированного программно-технического комплекса;
— Размещение информации о предоставлении муниципальной услуги на официальном портале администрации городского округа «Город Калининград» adm.klgd.ru в блоке «Постановка на учет и зачисление детей в детские сады рубрикатора «Образование» в разделе «Услуги»;
— Внесение информации о данной услуге в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (www.gosuslugi.ru).
Кадровые и педагогические условия:
— Обучение специалистов для использования системы;
— Разработка методических рекомендаций по использованию системы Заявителями;
— Выполнение регламента запуска системы: определение прав и роли пользователей, импорт первоначальных данных.
Нормативно-правовые условия:
— Подготовка нормативно-правовой базы использования системы (положения, регламенты, приказы, права доступа).
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги:
– Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), ст. 43, официальный текст Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях «Российская газета», 21.01.2009, № 7, «Собрание законодательства Российской Федерации», 26.01.2009, № 4, ст. 445, «Парламентская газета», 23-29.01.2009, № 4;
– Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; опубликована в издании «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993;
– Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании», ст. 31, первоначальный текст опубликован в изданиях «Ведомости СНД и ВС РФ», 30.07.1992, № 30, ст. 1797, «Российская газета», 31.07.1992, № 172;
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», первоначальный текст опубликован в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.08.1998, № 31, ст. 3802, «Российская газета», 05.08.1998, № 147;
– Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 23.07.2008) «О вынужденных переселенцах», ст. 7, первоначальный текст опубликован в издании «Ведомости СНД и ВС РФ», 25.03.1993, № 12, ст. 427;
– Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 23.07.2008) «О беженцах», ст. 8, первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 126, 03.06.1997, «Ведомости СНД и ВС РФ», 25.03.1993, № 12, ст. 425;
– Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 4, первоначальный текст опубликован в издании «Собрание законодательства Российской Федерации», 29.07.2002, № 30, ст. 3032;
– Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 16 п. 1 пп. 13; первоначальный текст опубликован в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации», 06.10.2003, № 40, ст. 3822, «Российская газета», 08.10.2003, № 202;
– Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», опубликован в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации», 08.05.2006, № 19, ст. 2060, «Российская газета», 05.05.2006, № 95;
– Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», опубликован в изданиях «Российская газета», № 168, 30.07.2010, «Собрание законодательства Российской Федерации», 02.08.2010, № 31, ст. 4179;
– Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
– постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», опубликовано в «Российской газете» – Федеральный выпуск №5280 от 8 сентября 2010 г.;
– распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р (ред. от 07.09.2010) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», опубликовано в издании «Собрание законодательства Российской Федерации», 28 декабря 2009 г., № 52 (часть II), ст. 6626);
– решение городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 № 257 (ред. от 14.05.2010) «О принятии Устава городского округа «Город Калининград», п.9 ст. 47, первоначальный текст опубликован в издании «Гражданин» (специальный выпуск), № 12, 21.07.2007;
– решение окружного Совета депутатов Калининграда от 16.07.2008 № 210 (ред. от 09.12.2009) «О юридических лицах администрации городского округа «Город Калининград» (вместе с «Положением о комитете по образованию администрации городского округа «Город Калининград»), первоначальный текст опубликован в издании «Гражданин» (специальный выпуск), № 17, 25.07.2008;
– уставы муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Калининграда.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Для полного внедрения продукта было затрачено:
1. Развертывание решения и его внедрение (200 000 руб.);
2. Методическое сопровождение по оказанию услуги (50 000 руб.);
3. Обучение 3-х человек (12 000 руб.);
4. Сопровождение (абонентская плата, 3500 руб. в месяц);
5. Доработка отдельных блоков программы под желание покупателя;
6. Хостинг, домен.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
В рамках перехода на электронную очередь отменена ежегодная перерегистрация, существовавшая в г. Калининграде много лет. В режиме онлайн можно посмотреть регистрационный номер заявки в любое удобное для родителей время, что дает возможность сократить затраты времени, необходимые для перерегистрации традиционным способом.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Ежегодно по вопросам перерегистрации очереди в детские сады обращалось около 8000 человек. В настоящее время произошло резкое сокращение рабочего времени сотрудников дошкольного отдела комитета по образованию. Так, для рассмотрении заявки, поданной через Интернет требуется около 5 минут, а заявки при личном обращении — около 15 минут, что в целом составляет экономию 2000 часов рабочего времени (250 рабочих дней). Внедрение данной системы позволит перенаправить деятельность специалистов отдела дошкольного образования на совершенствование образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Кроме того, внедрение системы позволяет хранить информацию не на бумажных, а на электронных носителях.
В настоящее время осуществляется работа по разработке механизма автоматизированной обработки данных и формирования отчетности.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Отдел дошкольного образования комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград».
Отрасль применения практики (технологии)
Сфера дошкольного образования.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.