Кострома (Россия) — Организация работы Лекотеки для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детский сад — 2
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.2. Новации в системе дошкольного и общего образования.
Практики города Костромы
Сущность предложения
Социальная интеграция инвалидов, согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов (принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года), рассматривается как наиболее перспективное направление современной социокультурной политики.
Наличие государственного заказа (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» Федеральный закон «Об образовании») и регионального заказа (областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2008-2012 годы») обусловлено тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями деформированы привычные жизненные стереотипы, нарушена сложившаяся система социальных контактов, иной статус личности, имеются барьеры важнейших биологических и социальных потребностей.
Актуальность реализации модели психолого – медико — педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития обусловлена пониманием роли среды в становлении личности ребенка. Знание сущности среды (социального пространства), ее важной роли в становлении личности, понимание подвижности отношений между растущим ребенком и социальным окружением ориентирует педагогический процесс на актуализацию социальной ситуации развития каждого ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение.
Высокая эффективность психолого – медико – педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья мировой практикой. В последние годы в научных работах значительно возрос интерес к проблеме интеграции лиц с ограниченными возможностями развития (В.И.Лубовский, Л.Пожар, Р.Фридман и др.). Научные исследования в области раннего выявления профилактики и коррекции нарушений позволили предложить систему ранней психолого-педагогической помощи, что явилось новым направлением в отечественной педагогике.
Принятие отечественной концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья сориентировало образовательные учреждения, родительские ассоциации детей-инвалидов, общественность региона на новые подходы к социально-педагогической помощи таким детям.
Л.С.Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии, указывая на важность социального, а не биологического аспекта. Он считал необходимым условием компенсации не исключение из общества детей с проблемами в развитии, а, наоборот, включение в совместное обучение с нормально развивающимися детьми, что способствует саморазвитию, самоутверждению, личностному росту каждого ребенка.
Сегодня дети-инвалиды, воспитывающиеся в домашних условиях, лишены каналов получения информации, доступных их здоровым сверстникам: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием социального опыта. Они также часто испытывают затруднения в предметно-практической деятельности, ограничены в проявлениях игровой деятельности и общении, что негативно сказывается на их развитии.
Научно доказана важность возраста ребенка — инвалида в эффективности его абилитации – чем младше ребенок, тем эффективнее процесс абилитации. Проведение адекватного систематического лечения и абилитации с первых дней жизни ребенка — инвалида позволяют исключить или максимально минимизировать тяжесть инвалидизации.
В большинстве развитых стран абилитация выделилась из сферы медицины и перешла в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснением медицинских методов абилитации психолого – педагогическими.
В России отдельные методы абилитации уже внедряются в учреждения здравоохранения и образования в Санкт – Петербурге, Москве, Архангельске и некоторых других городах. Особое значение придаётся разработке и использованию оптимальных форм психолого – педагогической работы, одной из которых является ЛЕКОТЕКА.
В Костромском регионе, так же как в России и во всем мире, наблюдается рост числа детей с особыми образовательными потребностями. Согласно данным ООН, каждый десятый из живущих на Земле людей — инвалид.
Число детей-инвалидов в возрастной категории 0 — 17 лет составляет около 450 тысяч человек. На основании данных Росстата, около 40 процентов детей-инвалидов не получают образования вообще. 40 тысяч детей обучаются на дому, т.е. в полной изоляции, и 70 тысяч — в системе специального образования. 140 тысяч детей-инвалидов имеют доступ к обучению в общеобразовательных школах.
В 1994 году в областной Совет депутатов поступил социальный заказ от родительской общественности города Костромы с предложением о создании на базе детского сада группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. В том же году Администрацией города было принято решение об открытии двух групп для детей с церебральным параличом (Приказ № 134 от 17.08.1994 года).
По данным Филиала детской поликлиники №2 объединения 1-ой городской больницы на сентябрь 2011 года, только в микрорайоне Давыдовский, где находится наше учреждение, состоит на учете 13 детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и органическим поражением ЦНС, не посещающих детские дошкольные учреждения.
Наше учреждение единственное в городе, имеющее 17-летний опыт работы с детьми-инвалидами такой категории заболевания.
Таким образом, организация Лекотеки на базе дошкольного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата и органическим поражением ЦНС), не посещающих дошкольное образовательное учреждение крайне важно.
Образовательное учреждение сможет удовлетворить запросы родителей посредством:
— оказания психолого-педагогической помощи;
— подбора адекватных средств общения с ребенком;
— обучению методам игрового взаимодействия с детьми.
Создание ЛЕКОТЕКИ на базе дошкольного учреждения сможет обеспечить решение ряда проблем, а именно:
1. Охват дошкольным образованием детей – инвалидов с нарушением опорно — двигательного аппарата.
2. Приобретение социального опыта ребенком-инвалидом.
3. Квалифицированная помощь специалистов детям и родителям.
Концепция дошкольного воспитания выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного образования. В Учреждении данный аспект является ведущим. Ведь только на основе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.
В поле интересов ребенка могут быть сенсорные, предметно-функциональные, эмоциональные составляющие предметно-развивающей среды. Соответственно, образовательное пространство содержит в себе следующее:
— специальная информационная направленность предметно-развивающей среды, построенной на учете особенностей и трудностей сенсорных и познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (оптимальная информационная целесообразность предметно-развивающей среды основывается на сенсорной обедненности познавательных процессов у детей с нарушениями в развитии и необходимостью формирования компенсаторных механизмов);
— соответствие содержания предметно-развивающей среду уровню психофизического развития ребенка (доходчивость не обозначает упрощенность, а может быть выражена в доступности дидактических условий, вариативности восприятия, дозированности информационного материала, структурированности вербальных и невербальных коммуникативных действий);
— пропедевтическая и коррекционно-развивающая направленность содержательной стороны общения ребенка с окружающим пространством, многоэтапное и постепенное освоение ребенком информации об окружающем мире (ориентация на качественные параметры развития);
— преобразующее взаимодействие ребенка с нарушениями в развитии с окружающей средой на основе выделения ведущих компенсаторных способов ориентации (актуализация сохранных анализаторов, формирование межанализаторных связей, развитие коммуникативных умений).
Комфортная среда способствует адаптации ребенка в новых условиях, стимулирует регуляцию поведения, формирует механизмы компенсации. Инклюзивное воспитание детей с нарушениями в развитии не противоречит принципам развивающей среды, наоборот, гармонизирует взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса:
— регулирует социальное поведение,
— сглаживает социальную напряженность,
— активизирует эмоциональную, коммуникативную, когнитивную сферы,
— уравновешивает взаимоотношения в семье.
Специалисты дошкольного образовательного учреждения работают в системе взаимодействия. Междисциплинарная команда профессионалов состоит из старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструкторов по плаванию и физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей, медицинских работников. По результатам наблюдений за ребенком они определяют зону ближайшего развития, намечают перспективы развития, уточняют индивидуальный образовательный маршрут, выстраивают этапы индивидуального сопровождения ребенка и его семьи.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника, одна из форм психолого — педагогической поддержки личностного и жизненного самоопределения воспитанников.
Специалисты сопровождают развитие каждого ребенка по своему направлению, а их взаимодействие между собой (обмен информацией, согласование форм и методов работы, выстраивание единого индивидуального образовательного маршрута) обеспечивает целостное развитие ребенка. Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка и направлена на преодоление трудностей в познании окружающего мира, формирование осознания ребенком себя как личности и члена общества, соблюдающего правила совместной жизни.
Благодаря ведению карт индивидуального сопровождения детей и определения маршрутов развития каждого ребенка, осуществлению взаимодействия всех специалистов детского сада, наличию необходимых кадровых и материально-технических ресурсов, в Учреждении создана эффективная практика индивидуального сопровождения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Пребывание детей в ЛЕКОТЕКЕ определяется с учетом пожеланий родителей в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей ребенка. На основе этого составляются план индивидуального сопровождения (маршрута) и расписание индивидуальных коррекционных занятий. Вся работа с детьми строится на основе индивидуальных возможностях каждого.
Сначала организуются индивидуальные занятия с ребенком, его адаптируют к помещениям детского сада. Специалисты демонстрируют родителям методы и приемы игры и общения с ребенком, активно включая родителей в игровую деятельность. Педагог-психолог оказывает квалифицированную консультативную помощь и дает рекомендации, объясняя закономерности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Организует интерактивные беседы по проблемам воспитания ребенка-инвалида в семье, соблюдению единых требований к нему о налаживании семейных взаимоотношений.
Постепенно от индивидуальных занятий осуществляется переход к подгрупповым занятиям с двумя, тремя детьми. Далее к работе подключается вся группа вместе с родителями, что дает возможность организовать такие занятия как, музыкальные и другие, включающие совместную детско-взрослую деятельность.
Решая задачу социализации и интеграции детей, посещающих Лекотеку, мы планируем создать большую компанию друзей. Дети участвуют в совместных праздниках, общих мероприятиях, приходят на музыкальный досуг, на прогулку к ребятам, посещающим группы общеразвивающей направленности.
Цель, задачи проекта.
Цель проекта: организация ЛЕКОТЕКИ на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата и органическим поражением ЦНС), не посещающими детский сад.
Задачи:
— разработать нормативные правовые документы для организации ЛЕКОТЕКИ;
— оборудовать образовательное пространство Учреждения современными играми и пособиями, способствующими развитию личности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
— повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников и стимулировать условия труда сотрудников Учреждения;
— разработать план мероприятий по оздоровлению и социализации детей;
— разработать модель индивидуального маршрута развития ребенка, комплекс коррекционно-образовательных занятий с детьми, имеющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата;
— организовать психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) о методах взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, обеспечить психологическую поддержку семей;
— обеспечить взаимодействие социальных институтов семьи и детского сада.
Организационно-технологическое решение вопроса
Кораблева Елена Владимировна — заведующий.
Осуществляет подбор кадров, общее руководство проектом, формирует нормативную правовую базу учреждения, несет полную материальную ответственность, ведет работу по привлечению средств, инвестиций и спонсоров.
Кайтанова Наталья Васильевна — старший воспитатель.
Осуществляет общее руководство проектом, организует методическую работу, планирует работу с кадрами, осуществляет контроль за деятельностью специалистов, корректирует работу ЛЕКОТЕКИ по результатам мониторинга.
Правовое обеспечение.
— Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 3260-1 «Об образовании».
— Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
— Письмо Минобразования России от 16.01.02 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
— Письмо Минобразования России от 26.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».
— Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (НИИ дефектологии АПН СССР, 1986 г.), методическое пособие Международного университета семьи и ребёнка «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений» (С.-Петербург, 1995 г.).
— Пакет документов, необходимых для функционирования Учреждения: Устав ДОУ, Лицензия на право ведения образовательной деятельности (бессрочно) № 31011/П от 28.02.2011г.,Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ФС-44-01-000385 от 03.06.2011 г. и др.).
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
— Распоряжение № 34 от 15.01.2007 г. Начальника Управления образования Администрации города Костромы «Об организации и открытии групп кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях».
— Постановление Главы города Костромы от 12.01.2011 г. № 3 «Об установлении тарифов на платные услуги, предоставляемые Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 69 комбинированного вида города Костромы».
— Положение об организации в МБДОУ д/с № 69 группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».
— Положение об оплате труда работников МБДОУ д/с № 69 города Костромы.
— Договор с родителями.
№ |
Наименование этапа |
Цель и задачи |
Сроки |
Ответственный |
|
Подготовительный |
Цель: Изучение условий реализации проекта. |
Сентябрь-декабрь |
Заведующий Е.В.Кораблева, |
|
Организационный |
Цель: объединение усилий коллектива Учреждения, педагогической общественности города, социальных партнеров по созданию ЛЕКОТЕКИ. |
Декабрь 2011 г. – август 2012 г. |
Заведующий Е.В.Кораблева, |
|
Экспериментальный |
Цель: создание ЛЕКОТЕКИ для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детский сад. |
Сентябрь 2012 г. — сентябрь 2014г. |
Заведующий Е.В.Кораблева, |
|
Результативно-аналитический |
Цель: осуществление первичного анализа результатов деятельности. |
2014 г. |
Заведующий Е.В.Кораблева, |
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
ПРОЕКТНАЯ СМЕТА РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
|
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Социальная оценка инновации.
Общественная оценка:
— предоставление разнообразных услуг населению;
— увеличение видового разнообразия дошкольных учреждений;
— увеличение охвата детей с ОВЗ дошкольным образованием за счет создания группы кратковременного пребывания.
Муниципальное сообщество:
— муниципалитет поддерживает идею реализации проекта, его перспективность, практическую значимость.
Корпоративное сообщество:
— финансирование и возможность дополнительного заработка позволит повысить профессиональный уровень и творческий потенциал, создать условия для карьерного роста, благоприятный эмоциональный климат среди сотрудников.
Перспектива в оценке:
— поддержка проекта родительской общественностью,
— поддержка проекта на всех уровнях управления образования: муниципальном, региональном;
— приобретение социального статуса в образовательном пространстве города;
— создание программы работы с детьми имеющими ОВЗ.
Родители детей, посещающих ЛЕКОТЕКУ:
— получают практическую и консультационную помощь в воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— приобретают навыки игрового взаимодействия с детьми;
— получают психологическую помощь и поддержку по гармонизации детско-родительских отношений.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Финансовое обеспечение объекта.
Финансирование осуществляется по смете, составленной на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, действующей в городе Костроме и смете за счёт средств дополнительного финансирования от родителей (законных представителей), добровольных пожертвований.
Понимая, что положительная установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности педагогов, одной из задач является мотивирование участников работы в ЛЕКОТЕКЕ:
— материальное стимулирование (разработка положения о материальном стимулировании работников ДОУ из фонда стимулирующих выплат);
— оплата труда педагогических работников, расходы, связанные с организацией и реализацией проекта;
— оплата за посещение ЛЕКОТЕКИ;
— имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
— международные инвестиции;
— гранты.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
города Костромы «Детский сад № 69» с 1 сентября 2012 года.
Отрасль применения практики (технологии)
Образовательная сфера городского хозяйства. Практика может быть применена в сети дошкольных образовательных учреждений и сети дополнительных образовательных услуг. Частные детские сады и развивающие центры.
Дата внедрения практики (технологии)
1 сентября 2012 года.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.