Кострома (Россия) — Проект «Семейный калейдоскоп» — 1
7.1. Соцзащита --> 7.1.4. Организация системы опеки и попечительства.
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.4. Молодежная политика --> 7.4.17. Формирован.представл.о престиже раб.и технич.профессий. Воссоздан.сети специализир.профтехуч.с коротким сроком обучения и послед.предоставл.учащимся раб.мест.
Практики города Костромы
Сущность предложения
Детство — это период, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — педагогов, и особенно, родителей. Эмоциональное благополучие ребёнка зависит от системы отношений с близкими взрослыми. Формы и способы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития.
В настоящее время растёт количество так называемых «дисфункциональных семей», которые не способны удовлетворить потребности ребёнка, как материально-бытовые (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовные, прежде всего, в общении с родителями, в их любви и внимании. Дети оказываются в «трудной жизненной ситуации». Негативные показатели физического и психического здоровья детей тесно переплетаются с неблагоприятной характеристикой семейного и социального положения их родителей.
Положение детей в семье определяется не только индивидуальными характеристиками членов семьи, но и её материальным положением, социальным статусом и уровнем общей культуры взрослых. Это, в свою очередь, является причиной нарушения общего эмоционального благополучия ребёнка, что вызывает нарушения их социальной адаптации и остаётся одной из основных причин высокого уровня дезадаптации.
Социологическое исследование, проведенное в микрорайоне Первомайский города Костромы, в котором функционирует МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка — Детский сад № 73» , выявило наличие у ряда представителей данного микрорайона таких особенностей как: социальная дезадаптации; физическая и моральная деградация; низкий уровень жизни; наличие конфликтов между родителями; отсутствие заботы о воспитании ребенка; жестокое обращение взрослых с детьми.
Данные характеристики обуславливают особенности существования большой группы детей, которая находится в трудной жизненной ситуации.
С поступлением в школу проблема усугубляется, так как родители не в состоянии осуществить надлежащий присмотр и уход за детьми, согласно новому режиму жизнедеятельности. Проживая в таких условиях, дети приобретают опыт асоциального поведения, влияющий на систему их ценностных ориентаций и соответствующим образом направляющий последующее жизненное самоопределение.
Проблемы детского неблагополучия заставили коллектив МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка — Детский сад № 73» задуматься о возможности оказания социально-педагогической помощи детям, что способствовало созданию групп кратковременного пребывания для детей школьного возраста от 7 до 14 лет из социально- неблагополучных семей, а также детей, имеющих проблемы в развитии. Данная работа осуществлялась совместно с ОГУ Костромским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних в рамках совместного международного проекта с общественным объединением «Фребель» (Берлин, Германия) под руководством (с российской стороны) заведующим МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка — Детский сад № 73» Л.Ф. Макаровой и научным консультированием к.п.н., начальника отдела дошкольного образования Управления образования города Костромы Е.П. Поповой.
В результате комплексной работы с детьми и их родителями прослеживались положительные изменения в социальном статусе семей. Улучшилась психологическая атмосфера, детям стало уделяться больше внимания со стороны родителей, повысился контроль над свободным временем детей, т.е. улучшилась социальная ситуация развития.
Современная жизнь создает условия, которые требуют от ребенка умения справляться с трудностями и научиться реализовывать свои способности. В этом может помочь ребенку не только семья, но и образовательное учреждение, которые создают чувство комфорта и психологической защищенности для него, оказывая поддержку в сложном процессе адаптации. Одним из условий по окончанию реализации проекта было продолжение функционирование группы кратковременного пребывания и осуществления работы с трудными семьями.
Имеющийся опыт позволил выстроить систему работы с трудными семьями в условиях ДОУ. В результате был разработан проект «Семейный калейдоскоп», целью которого являлось установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества в системе «педагог-ребенок-родитель».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Повышение компетентности детей, родителей и педагогов;
2. Участие в процессе взаимодействия с учреждениями системы профилактики семейного неблагополучия;
3. Проведение работы по профилактике и предупреждению трудных жизненных ситуаций;
4. Развитие социально-педагогического партнёрства;
5. Защита и соблюдение интересов и прав детей;
6. Организация работы по активному вовлечению родителей в воспитательное пространство ДОУ и привлечению их к сотрудничеству в вопросах воспитания и социально-психологического развития детей.
Работа строится на следующих принципах, реализация которых позволяет обеспечивать эффективность не только профилактической работы, но коррекционной и реабилитационной работы с дошкольниками и их семьями.
— Приоритет интересов ребенка и его благополучие. Реализация этого принципа предполагает построение отношений с ребенком исключительно на основе ориентации на личность ребенка.
— Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создавать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей развития.
— Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка предусматривает исследование познавательной деятельности эмоционально-волевой сферы и поведения.
— Принцип своевременности. Реализация этого принципа дает возможность наладить взаимоотношения в семье. Также он подразумевает то, что проблемы семьи важно отслеживать и решать их на ранних стадиях нарушения внутрисемейных отношений, не доводя их до крайности.
— Принцип индивидуального подхода. Для каждого случая составляется индивидуальный план работы, в который вносится корректировка в процессе реализации, основанная на анализе эффективности выбранных направлений.
— Принцип стимулирования семьи к самопомощи. Очень важно заинтересовать родителей в сотрудничестве.
— Принцип комплексности. Помощь семье охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции.
Для успешной реализации задач определены педагогические условия:
— Профессиональная компетентность, постоянное самообразование, заинтересованность в достижении положительных результатов членов педагогического коллектива;
— Уважение к личности ребенка, создание доверительной атмосферы, что позволяет убрать барьер в общении и снять внутреннее напряжение;
— Построение взаимоотношений с родителями и детьми на основе сотрудничества;
— Использование разнообразных форм работы.
Ожидаемые результаты:
1. Выработка навыков внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми и повышение морального авторитета родителей в глазах детей;
2. Повышение профессионального уровня специалистов ДОУ;
3. Формирование системы своевременной дифференцированной помощи семьям, нуждающимся в дополнительной поддержке.
Организационно-технологическое решение вопроса
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Данный этап предполагает выявление «трудных» семей внутри ДОУ. При этом выбор целей и задач деятельности социально-психологической службы определен наличием трудностей, имеющихся среди контингента детей и родителей, посещающих детский сад. Работа осуществляется в системе «социальный педагог – воспитатель – педагог-психолог».
Цель: создание необходимых организационно-педагогических условий.
Задачи:
— Разработка диагностического инструментария;
— Отслеживание запросов педагогов и воспитателей по работе с семьей.
Сроки проведения этапа: начало учебного года (сентябрь-октябрь).
Для эффективности работы «трудные» семьи в зависимости от причины и характера неблагополучия разделили на три группы:
— Конфликтные семьи;
— Асоциальные семьи;
— Педагогически несостоятельные семьи.
— Конфликтные семьи – семьи, где существует внутрисемейный конфликт между родителями или детьми и родителями.
— Асоциальные семьи — семьи, где дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общественным нормам и наблюдается правонарушение по отношению к ним.
— Педагогически-несостоятельные семьи – семьи, где наблюдается низкий уровень или отсутствие общей и психолого-педагогической культуры.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.
Данный этап направлен на получение более полной информации о семье для построения алгоритма работы с ней.
Деятельность осуществляется в системе «специалисты социально-психологической службы ДОУ – семья – воспитатель».
Цель: выявление семей, нуждающихся в помощи специалистов социально-психологической службы ДОУ.
Задачи:
— Проведение социально-педагогической и психолого-педагогической диагностики групп ДОУ;
— Оформление социально-педагогических паспортов групп, ДОУ, микрорайона;
— Выявление проблемы семьи;
— Создание и обновление картотеки семей «группы риска».
Сроки проведения этапа: в течение месяца после выявления семьи.
Социально-психологическая служба:
Деятельность социального педагога:
— патронаж;
— социально-педагогическая диагонстика.
Деятельность педагога-психолога:
— взаимодействие со специалистами;
— психолого-педагогическая характеристика.
Результат работы социально-психологической службы:
— заключение специалистов о психологическом состоянии и социальной ситуации развития ребенка;
— заполнение документации;
— постановка семьи на учет внутри ДОУ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.
Данный этап предполагает коррекционную работу с «трудной» семьей. Она проводится по индивидуальной план-программе.
Цель: организация социально-психологической помощи «трудной» семье.
Задачи:
— Составление план-программы по работе с «трудной» семьей;
— Формирование направленности на достижение результатов в социальной деятельности (общении, игре);
— Формирование уровня социально-психологической грамотности детей и их родителей;
— Развитие у педагогов умения применять методы изучения семьи и осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения.
Сроки проведения этапа: зависит от времени постановки семьи на учет.
Деятельность на данном этапе осуществляется по принципу объектности. При этом осуществляется текущий контроль за изменениями социально-психологической ситуации развития ребенка и сотрудничеством с семьями воспитанников.
Социально-психологическая службавзаимодействует с:
— детьми;
— родителями;
— воспитателями.
Для осуществления комплексной помощи семье разработаны следующие программы:
— Программа «Семья Я» направлена на повышение уровня психологической и педагогической состоятельности родителей, их социально-правовой культуры;
— Программа «Учусь чувствовать другого» направлена на развитие самосознания личности ребенка, его личностных качеств, адекватной самооценки и эмпатичности;
— Программа «Семейная терапия» направлена на оказание психолого-педагогической помощи семье, повышение ценности семьи, возрождение семейных традиций.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Данный этап предполагает отслеживание эффективности работы специалистов с семьей, то есть фиксирование изменений текущего контроля над взаимодействием социально-психологической службы с «трудной» семьей, что позволяет осуществлять управление процессом коррекционной работы.
Цель: осуществление мониторинга изменений внутрисемейных отношений.
Задачи:
— Проведение социально-психологической диагностики семьи;
— Составление профиля изменений взаимоотношений в семье;
— Оценка работы педагогов;
— Корректировка программы работы с семьей.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Внебюджетные средства: гранты (участие в конкурсах) – повышение квалификации, проведение фестивалей, конкурсов; добровольные пожертвования – создание комфортных, безопасных условий (ремонтные работы, дизайн), приобретение оборудования, поездки детей на конкурсы, проведение мероприятий; благотворительные взносы – ремонтные работы, приобретение оборудования, проведение мероприятий. Платные образовательные услуги – заработная плата, приобретение оборудования, повышение квалификации, проведение мероприятий.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Подробную информацию смотрите в разделе «Документы».
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Результаты реализации проекта (представленные в пункте 5.) свидетельствуют о снижении количества дисфункциональных семей, что позволяет уменьшить трудовые и финансовые затраты на групповую и индивидуальную работу с разными категориями трудных семей.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Проект реализуется с 2008 года на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Центр развития ребенка – Детский сад № 73». В реализации проекта принимали участие: ОГУ Костромской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; Специализированный дом ребенка с органическим поражением ЦНС и нарушением психики, МБОУ СОШ № 1 города Костромы, МБОУ СОШ № 14 города Костромы.
Отрасль применения практики (технологии)
Отрасль применения данной практики – сфера образования (воспитательная работа учреждений образования разного типа).
Дата внедрения практики (технологии)
Проект разработан и реализуется с 2008 года.
Отзывы, награды
— 2006 год — открытие на базе МДОУ № 73 города Костромы опорной площадки на тему «Охрана прав ребенка в условиях ДОУ» в соответствии с приказом № 860.
— 2008 год — Диплом III степени за разработку инновационного проекта «Семейный калейдоскоп», вклад в повышение социальной роли семьи в обществе и победу в конкурсе «Педагогическая мозаика: Вместе дружная семья» (город Кострома). Распоряжение №896 от 19.05.2008г.
— 2008 год — издание методического пособия для общественных инспекторов по охране детства и социальных педагогов дошкольных образовательных учреждений «Содержание работы общественного инспектора по охране детства в дошкольном образовательном учреждении».
— 2009 год — Диплом I степени в Конкурсе педагогического мастерства 2009 (город Кострома) в номинации «Лучшая методическая разработка» (Методические рекомендации)» за методическое пособие «Содержание работы общественного инспектора по охране детства в дошкольном образовательном учреждении».
— 2009 год – Диплом I степени в номинации «Методические пособия» регионального методического конкурса учителей образовательных учреждений Костромской области.
— 2009 год — МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка — Детский сад № 73» становится дипломантом в номинации «Опыт реализации инновационной модели профилактики социального сиротства учреждениями и организациями» Всероссийского конкурса лучшего регионального опыта по профилактике социального сиротства, проводимого Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.
— 2010 год – положительный отзыв о содержании работы МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка — Детский сад № 73» с воспитанниками и их семьями от доктора педагогических наук, профессора В.М. Басовой.
— 2010 год – получение положительного отзыва о содержании инновационной деятельности опорной площадки по теме «Охрана прав ребенка в условиях ДОУ» на базе МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка — Детский сад № 73» от доктора педагогических наук, профессора А.И. Тимонина.
— С 2007 г. по настоящее время – положительные устные и письменные отзывы на мероприятия, проводимые опорной площадкой для представителей ДОУ города Костромы по работе с трудной семьей и разными категориями семей «группы риска», а также организации социально-педагогической деятельности в ДОУ:
— Семинар «Система работы по охране прав детей в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 73 комбинированного вида города Костромы». Категория участников: заведующие ДОУ города Костромы. Дата проведения: 29 января 2008 г. Количество участников: 56 человека.
— Семинар «Работа общественного инспектора по охране прав детства с неблагополучной семьей в условиях ДОУ». Категория участников: общественные инспекторы по охране прав детства ДОУ города Костромы. Дата проведения: 26 февраля 2008 г. Количество участников: 49 человек.
— Деловая встреча по обсуждению вопросов инновационной деятельности МДОУ ЦРР—детского сада № 73 города Костромы с делегацией общественного объединения «Фребель» (Берлин, Германия). Категория участников: делегация общественного объединения «Фребель» (Берлин, Германия), педагоги ДОУ города Костромы. Дата проведения: 20 июня 2008 г. Количество участников: 14 человек.
— Семинар «Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности в ДОУ». Категория участников: заведующие ДОУ города Костромы. Дата проведения: 29 октября 2008 г. Количество участников: 58 человек.
— Секционное заседание городской научно-практической конференции «Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье» на тему «Система работы по охране прав ребенка в условиях ДОУ». Категория участников: старшие воспитатели и общественные инспекторы по охране детства МДОУ г. Костромы и Костромской области. Дата проведения: 12 декабря 2008 г. Количество участников: 35 человек.
— Семинар «Повышение правовой компетентности педагогов ДОУ». Категория участников: старшие воспитатели МДОУ г. Костромы и Костромской области. Дата проведения: 25 марта 2009 г. Количество участников: 52 человека.
— Круглый стол «Результаты сетевого взаимодействия по вопросам охраны прав ребенка в условиях ДОУ». Категория участников: заведующие, инспекторы по охране детства МДОУ города Костромы. Дата проведения: 4 июня 2009 г. Количество участников: 46 человек.
— Семинар «Содержание работы с неблагополучными семьями в условиях ДОУ». Категория участников: общественные инспекторы ДОУ города Костромы и Костромской области. Дата проведения: 3 ноября 2009 г. Количество участников: 62 человека.
— Выступление в рамках городского научно-методического семинара «Актуальные проблемы дидактики дошкольного и начального образования», посвященного юбилею кафедры педагогики и методики начального образования КГУ им. Н.А. Некрасова. Категория участников: педагоги ДОУ города Костромы и Костромской области, преподаватели Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. Дата проведения: 26 февраля 2010 г. Количество участников: 96 человек.
— Семинар «Правовое поле» общения педагога с родителями». Категория участников: начинающие воспитатели ДОУ города Костромы. Дата проведения: 10 марта 2010 г. Количество участников: 25 человек.
— Семинар «Особенности работы с семьями «группы риска» в условиях ДОУ». Категория участников: общественные инспекторы и старшие воспитатели МДОУ г. Костромы и Костромской области. Дата проведения: 9 ноября 2010 г. Количество участников: 53 человека.
— Учебно-демонстрационная игра «Я-педагог и имею права». Категория участников: старшие воспитатели ДОУ города Костромы с опытом работы менее трех лет. Дата проведения: 25 января 2011 г. Количество участников: 15 человек.
— Семинар «Особенности работы с многодетными семьями в условиях ДОУ». Категория участников: общественные инспекторы и старшие воспитатели МДОУ г. Костромы и Костромской области. Дата проведения: 26 апреля 2012 г. Количество участников: 43 человека.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.