Красноярск (Россия) — Технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении соци-ального обслуживания неинтернатного типа — 17

 

Сущность предложения

Дети и подростки с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости требуют особой организации социально-реабилитационной работы с ними для обеспечения максимально возможной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни. Для этого в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа требуется более структурированная технологизация реабилитационного процесса

Организационно-технологическое решение вопроса

Эффективная социализация и реабилитация подростков с умеренной и тяжелой степенью ум-ственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа будет повы-шена при условии использования социально-педагогической технологии, включающей:
— комплексный характер организации реабилитационной работы;
— индивидуально-ориентированный подход при соблюдении принципов доступности, практиче-ской направленности, последовательности реабилитационных мероприятий;
— условия, обеспечивающие объективизацию проблем социальной адаптации подростка, создание развивающей среды, стимулирующие разработку программного обеспечения процесса реабилитации с учетом психофизических особенностей данного контингента подростков;
— этапность технологии социально-педагогической реабилитации;
— использование интегрального оценочного критерия результативности реабилитационной работы.
Технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости включает следующие структурные элементы:
— принципы: комплексный характер воздействия; индивидуально-ориентированный подход; доступность и практическая направленность, последовательность реабилитационных мероприятий;
— методы: словесные, наглядные, практические;
— формы: индивидуальная и групповая работа;
— основные направления деятельности: реализация потенциальных психомоторных возможностей и формирование навыков самообслуживания как операционного компонента жизненной компетентности;
— реализация потенциальных речевых возможностей и формирование навыков общения как ком-муникативного компонента жизненной компе-тентности; реализация потенциальных возможно-стей саморегуляции и самоконтроля как регуля-тивного компонента жизненной компетентности;
— функции: обучающая, воспитательная, развивающая, социализирующая;
— субъекты: специалисты учреждения социального обслуживания, подростки, родители;
— условия реализации: выявление актуального уровня жизненной компетентности и объективизации имеющихся проблем социальной адаптации подростка; разработка программного обеспечения процесса социально-педагогической реабилитации подростка для достижения им максимально возможной социализированности и подготовки к самостоятельной жизни; создание развивающей среды, стимулирующей активность подростка в приобретении социально-значимых умений, навыков и личностных качеств;
— этапы реализации: информационно-аналитический, деятельностный, результативный.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Грантовая поддержка:
— 2004-2005 годы, «Институт Открытое общество» (Фонд Сороса) 700 тыс. руб.;
— 2007 год, Всероссийская партия «Единая Россия» 150 тыс. руб.;
— 2009 год, Государственная грантовая программа Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» 50 тыс. руб.;
— 2011 год, Государственная грантовая программа Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» 90 тыс. руб.
Текущее финансирование МБУ ЦСПСиД «Первомайский» на содержание деятельности учреждения.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Реализация разработанной в условиях МБУ ЦСПСиД «Первомайский» технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости способствовала развитию и раскрытию индивидуального потенциала каждого подростка. Позитивная динамика выразилась в значительном улучшении всех изучаемых компонентов жизненной компетентности. Выявлено существенное по-вышение показателей операционного компонента: сформированность моторных навыков на 36% и связанных с ними социально-бытовых навыков на 64%. Со стороны коммуникативного компонента отмечено значительное улучшение показателей сформированности речевых навыков на 38% и связанных с ними показателей сформированности коммуникативных навыков на 50%. Наличие выраженного повышения показателей сформированности простейших навыков самоконтроля и саморегуляции (на 40%) отражает позитивную динамику регулятивно-мыслительного компонента

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Использование технологии социально-педагогической реабилитации подростков с уме-ренной и тяжелой степенью умственной отстало-сти в условиях учреждений социального обслуживания неинтернатного типа является альтернативным решением реабилитации подростков данной категории вне детских психоневрологических интернатах.
Реализация данной технологии помогает семье создать оптимальные условия для развития под-ростка и поддержание родителей в их усилиях воспитывать ребенка в семье, а не отдавать его в государственное интернатное учреждение.
Проживание в семье данной категории детей и подростков позволяет также улучшить «качество жизни» и принцип «нормализации жизни», что является на сегодняшний день актуальной гуманистической и государственной задачей в отношении лиц с нарушениями развития.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

С 2004 года технология социально-педагогической реабилитации подростков с уме-ренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа апробирована и реализуется в муниципальном бюджетном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский».
В 2006 году обобщена практическая работа специалистов учреждения в данном направлении и представлена в сборнике методических материалов «Социально-трудовая адаптация подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта» под редакцией доктора психологических наук, профессора кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева.
В 2012 году планируется выпуск научно-методического пособия для социальных педагогов, психологов, социальных работников, педагогов-дефектологов, работающих с данной категорией подростков, в котором полно будет представлена технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа.
Указанное пособие будет распространено для специалистов города Красноярска, Красноярского края и других регионов (планируемый тираж 500 экз.).
Представление технологии на международной Он-Лайн конференции «Проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и США» (2011 год).
С 2012 года технология будет транслирована на территории Красноярского края и другие регионы (обеспечение научно методическим пособием).

Отрасль применения практики (технологии)

Социальная сфера.

Дата внедрения практики (технологии)

С 2004 года апробация технологии, с 2007 года реализация технологии в условиях муниципального бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский».

Отзывы, награды

Экспертные заключения, рецензии на технологию социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа:
— Алексеев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии Уральского педагогического университета (г. Екатеринбург);
— Храпаль Лариса Рудольфовна, доктор педагогических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань);
— Агаева Индира Бабаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Института специальной педагогики Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева (г. Красноярск);
— Беляева Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Института специальной педагогики Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева (г. Красноярск);
— Мамаева Анастасия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Института специальной педагогики Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева (г. Красноярск)


Документы практики:


Контакты:

МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский» г. Красноярск

660003, г. Красноярск, ул. Кочубея
Директор — Сафонова Людмила Михайловна
Телефон: +7 (391) 265-91-91
E-mail: pervomay@krasmail.ru