Липецк (Россия) — Организация школьного питания, в том числе производства стандартных наборов школьных завтраков и обедов — 9


Сущность предложения

Создание оптимальной современной системы школьного питания, способной обеспечить обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Липецка качественным питанием в соответствии с действующей нормативной базой за счет повышения эффективности организации и регулирования школьного питания, индустриализации школьного питания и перевод его на новые экономически эффективные технологии приготовления и хранения,максимальной централизация приготовления питания.

 

Масштаб мероприятия

В процессе реализации проекта решалась проблема сохранения здоровья детского населения г. Липецка, связанная с отрицательной динамикой заболеваемости в целом по детскому населению города, и прежде всего заболеваний органов пищеварения:

 

Наименование показателя
(в промилях)

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1.3 ожирение

3,5

3,6

3,8

3,9

1.4 болезни органов пищеварения

263,7

265,9

267,1

270,2

Реализация проекта была направлена на снижение влияния факторов риска школьной среды, связанных с неудовлетворительной организации питания школьников, низким процентом охвата горячим питанием (ниже 50 % школьников). Проект предполагал вовлечение в его реализацию 43000 учащихся в возрасте от 7 до 18 лет, 3500 педагогических работников.

 

Организационное решение вопроса

Основные мероприятия реализации проекта на 2008, 2009 годы включали:
— утверждение нормативной базы по реализации проект по совершен-ствованию системы школьного питания (план реализации, сетевой график реализации, создание рабочей группы по реализации проекта);
— модернизация технологической базы 45 школьных столовых (те-кущий ремонт пищеблоков, обеденных залов, замена инженерных сетей; поставка, монтаж необходимого кухонного оборудования, в том числе параконвекционного), установка парконвекционного оборудования в не экспериментальных школах;
— повышение эффективности организации и регулирования школьного питания через организацию деятельности единого оператора питании;
— переход всех образовательных учреждений на организацию питания по технологии «Cook @ Chill»;
— информационное сопровождение модернизации системы школьного питания;
— организация мероприятий по пропаганде здорового питания и формировании культуры питания школьников.
— индустриализация школьного питания (подготовка проекта и строи-тельство нового школьного комбината питания).

 

Технологическое решение вопроса

Концепция реализации проекта и последовательность осуществляемых действий, связана с отработкой организации питания на основе технологии «Cook@Chill» на базе единого Оператора питания. Современные технологии организации питания основаны на индустриальных подходах и предусматривают: централизованное производство готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности, доставку продукции в столовые общеобразовательных учреждений с применением современных технологий транспортировки пищевых продуктов, доготовку продуктов питания в пароконвектоматах или регенерацию охлажденных продуктов и их раздачу непосредственно в образовательном учреждении. В период проведения эксперимента осу-ществлен частичный переход образовательных учреждений на организацию питания по технологии «Cook @ Chill». С 1 сентября 2009 года производство пищевой продукции осуществляется на созданных 10 школьных базовых столовых. Одиннадцать школьных столовых работают в режиме нулевого цикла, оставшиеся 48 школ работают в режиме раздаточных столовых. Приготовляемая в 10 школьно-базовых столовых пищевая продукция (первые блюда, вторые блюда, закуски, салатная продукция) предварительно охлаждается в «шокерах» и холодильных камерах, доставляется в раздаточные столовые специализированным транспортом (с наличием изотермического кузова) в гастроемкостях и термосах. Регенерация пищи производится в парокон-вектоматах.
К 2013 году планируется введение в эксплуатацию комбината школь-ного питания мощностью 60 тыс. наборов питания в день и переход 100 % школьных пищеблоков в режим раздаточных столовых.
Разработчиком концепции является НО «Институт отраслевого пита-ния» (г. Москва).

 

Cоциальный результат

В целом реализацией мероприятий по совершенствованию системы школь-ного питания было охвачено 43 276 школьников общеобразовательных учреждений г. Липецка. При этом охват горячим питанием увеличен за 2 года до 70 %, с прогнозируемым показателем 80 % к концу 2012 года. Отмечена положительная тенденция изменений в состоянии здоровья школьников, поскольку число имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта за последние два года сократилось на 4%.

 

Экономический результат

Ликвидация муниципального предприятия по обслуживанию школьных столовых позволила сократить расходы на его содержание в объеме 5345 тыс. руб. Сокращен штат персонала школьных столовых с 500 чел. до 310 чел. То есть соответствующие издержки по заработной плате исключены из стоимости школьного питания. Коммунальные платежи (прежде всего электроэнергия и вода) в школьных столовых сокращены на 50 % за счет уменьшения количества необходимого технологического оборудования.

 

Реализация предложения

Мероприятия по совершенствованию системы школьного питания реализованы на базе всех общеобразовательных учреждений города Липецка в 2008, 2009 годах. Внедрение отработанной практики запланировано в других городских округах Липецкой области (г. Елец, г. Задонск, г. Данков). Интерес к опыту реализации проекта проявляют региональные центры, планирующие или реализующие на своей базе подобные мероприятия (г. Курск, г. Воронеж, г. Рязань, г. Хабаровск, г. Калуга, г. Калининград). После строительства комбината школьного питания отрабатываемая технология может быть перенесена на другие объекты социальной сферы города: организация питания в учреждениях НПО, частично медицинские учреждения и дошкольные учреждения. В связи с единообразием конструкционных характеристик школьных столо-вых, разработанные в процессе эксперимента проекты реконструкции помещений, а также спецификации на поставку технологического оборудо-вания могут быть использованы на базе любого муниципалитета с целью более оперативной реализации подобных проектов.

 

Финансовые ресурсы

На выполнение мероприятий проекта использованы средства феде-рального, регионального и городского бюджетов в общей сумме 243739 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 87750,0 тыс. руб., регионального бюджета 67209,0 тыс. руб., муниципального бюджета 88780,0 тыс. руб.

 

Награды

Практика отмечена дипломом III Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2010 год.

 


Документы практики:


Контакты:

Администрация города Липецка

телефон приемной — 8 474-2 23-91-00

факс приемной — 8 474-2 22-51-15

e-mail: root@munitcom.Lipetsk.su

Официальный сайт органов местного самоуправления города Липецка http://www.lipetskcity.ru/lipetsk/index.htm