Москва (Россия) — Единая система размещения государственного заказа — 49


Сущность предложения

Единая система размещения государственного заказа

 

Полное описание концепции решения

В настоящее время в столице сформирована и функционирует Единая система размещения государственного заказа, которая является централизованной и унифицированной по нормативно-методическому обеспечению и по информационному обеспечению (автоматизированная информационная система, интернет-сайт, печатный орган) и распределенной (двухуровневой) в части организации размещения заказа (торги, проводимые Тендерным комитетом и непосредственно государственными заказчиками в соответствии функциональными обязанностями и полномочиями). Обеспечено системное планирование проведения торгов, открытость и гласность процедур проведения торгов, соблюдение законных прав и интересов участников торгов, методическое и нормативно-правовое обеспечение торгов, организовано обучение, повышение квалификации и аттестация кадров по вопросам торгов.
Размещаемые на конкурсной основе государственные заказы разбиты на два уровня. К 1-му уровню отнесены закупки свыше 10 млн. руб. и подрядные работы свыше 20 млн. руб. Торги по размещению государственных заказов 1-го уровня проводятся централизовано Тендерным комитетом, а государственные заказы 2-го уровня размещаются в отраслевых структурах города и его административных округах.
В состав Единой городской торговой площадки входят: служба «одного окна» с техническими возможностями приема заявок, выдачи претендентам конкурсной документации, регистрации государственных контрактов и т.д., оснащенная современными техническими и электронными средствами для ее функционирования и полного информирования потенциальных претендентов о государственном заказе, размещаемом в Москве; помещения с необходимым техническим оснащением для проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и освещения хода размещения государственного заказа, включая возможности аудио- и видеозаписи, трансляции торгов в сети Интернет; архив для хранения в течение трех лет документации по размещению государственного заказа; пресс-центр для освещения хода наиболее значимых торгов, получения оперативной информации СМИ, проведения брифингов и пресс-конференций. По аналогии созданы Единые окружные и отраслевые торговые площадки для размещения государственных заказов 2-го уровня.

 

Перечень автоматизируемых деловых процессов

Система позволяет обеспечить единую регламентацию всех процедур размещения государственного заказа, начиная с планирования и до момента исполнения обязательств по договору.

 

Перечень и характеристики существующих объектов внедрения

К основным задачам развития Единой торговой площадки города Москвы следует отнести:
обеспечение потребностей города в организации и проведении торгов и иных конкурсных процедур;
обеспечение единых нормативно-методических подходов, стандартов и правил проведения торгов, формирование единого информационного пространства;
обеспечение исполнения требований законодательства и нормативно-правовых актов по вопросам размещения государственного заказа и защиты конкуренции при проведении торгов;
повышение эффективности системы управления и создание условий для повышения экономической эффективности процессов размещения государственного заказа и привлечения инвестиций.

 

Нормативно-правовая база

Постановление Правительства Москвы от 31.07.2007 г. «О развитии Единой торговой площадки города Москвы» с IV квартала 2008 г.
Постановление Правительства Москвы «О мерах по совершенствованию системы размещения государственного заказа города Москвы»

 

Архитектура решения, требования к инфраструктуре

Единая торговая площадка — это такая инфраструктура размещения государственного заказа и привлечения инвестиций, обеспечивающая обязательный и типовой для всего города набор функций государственных органов и сервиса для бизнес-сообщества, которая предназначена для планирования, организации и проведения торгов, заключения контрактов, контроля за их исполнением. При этом от стадии планирования до окончательного исполнения контракта каждая процедура отслеживается технологически.
Торговая площадка в отдельности — это территориально обособленный элемент единой городской инфраструктуры, обеспечивающий нужды конкретного государственного заказчика, где каждый такой элемент обладает необходимой совокупностью стандартных ресурсов, определенных соответствующими нормативами.
Наличие единых требований позволяет создать их оптимальное число. Уже сегодня такие площадки обеспечивают возможность эффективной организации и проведения конкурсных процедур по единой технологии, которая позволяет рассматривать совокупность элементов ЕТП как единое целое пространство, в котором все процедуры учтены в едином реестре.

 

Методология внедрения решения

В настоящее время в плане развития ЕТП значится ввод в эксплуатацию свыше 70 торговых площадок, при этом осуществляется методическое обеспечение проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок на данных площадках. Департаментом города Москвы по конкурентной политике в 2006-2007 гг. приняты в эксплуатацию 23 торговых площадки, осуществляющих размещение городского государственного заказа второго уровня, в том числе 10 окружных и 13 отраслевых.
Для проведения процедур размещения городского заказа и контроля в городе внедрена единая информационная система (Автоматизированная информационная система ведения Единого реестра контрактов и торгов города Москвы (АИС ЕРКТ)), в которой имеются данные в режиме реального времени обо всех контрактах и основаниях их заключения. Вместе с тем Департамент продолжает работу по дальнейшему развитию и усовершенствованию АИС ЕРКТ и Портала государственных закупок города Москвы (ПГЗМ). Так, введены в практику визуальные отличительные признаки городских программ и торгов для субъектов малого предпринимательства. Введены запреты на: регистрацию комиссий, в которых доля членов прошедших соответствующую подготовку, составляет менее 50 %; регистрацию государственных контрактов по результатам торгов с увеличением суммы контрактов более чем это предусмотрено законодательством; регистрацию торгов без соответственного обеспечения, предусмотренного законодательством; объявление конкурсов на предметы торгов, которые требуют аукционной формы размещения заказа.
Разработан и внедрен раздел аналитики, позволяющий вести мониторинг размещения государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства. Он включает сведения об участии субъектов малого предпринимательства в размещении государственного заказа; анализ объемов размещенного государственного заказа на процедурах среди субъектов малого предпринимательства; анализ номенклатуры закупаемой продукции среди субъектов малого предпринимательства.
В рамках развития функционала контрольного органа разработаны функционалы: рабочего места сотрудника контрольного органа, позволяющее вести в режиме реального времени мониторинг размещения городского заказа по любому из заказчиков, проводить плановые и внеплановые проверки с возможностью автоматизированного формирования предписания и приостановки процедуры размещения заказа непосредственно с рабочего места и размещения соответствующих извещений на ПГЗ. — согласования конкурсной документации и регистрации дополнительных соглашений к государственным контрактам.
Доработана подсистема планирования размещения государственного заказа, позволившая перейти на трехлетние планы проведения процедур с возможностью мониторинга исполнения плана торгов на первом уровне.
Введена в опытную эксплуатацию технология согласования проектов распорядительных документов по реализации инвестиционных процессов в электронной форме, позволяющая ответственным представителям органов исполнительной власти города производить рассмотрения и согласования документов с использованием электронной цифровой подписи на основе безбумажных технологий.
Обеспечивается ввод в промышленную эксплуатацию разработанного в рамках АИС ЕРКТ функционала формирования конкурсной (аукционной) документации в электронном виде, что позволит полностью исключить нарушения процедурного характера.

 

Дополнительные материалы

. Создание Единой городской инфраструктурной системы размещения заказов позволило в 2007 году обеспечить проведение 80,5 тыс. процедур размещения городского заказа (в 2006 году — 42 тыс.) на сумму 447 млрд. рублей (в 2006 году — 293 млрд. рублей), в том числе на 1-м уровне Городской конкурсной комиссией — 6,5 тысяч торгов (лотов) объемом 281 млрд. рублей (63 % от всего городского заказа). Зарегистрировано 262 тыс. государственных контрактов на сумму 754 млрд. рублей.
При этом доля закрытых конкурсов, за исключением размещения государственных заказов, составляющих государственную тайну, была практически сведена до нуля.
По сравнению с 2004 годом число процедур выросло в 11 раз, а объем размещаемого заказа более чем в 3 раза. В 1-ом квартале этого года уже размещен заказ на сумму 186 млрд. рублей, что превышает весь объем 2005 года. Число процедур — 15,2 тысячи, превышает количество процедур, проведенных всего в 2005 году. В размещении заказа в настоящее время участвует более 5 тысяч государственных заказчиков и прямых бюджетополучателей.
Правительство Москвы активно практикует проведение аукционов в электронной форме в сети Интернет с использованием электронной цифровой подписи в режиме реального времени. Опыт проведения таких аукционов показал их весьма высокую эффективность как по снижению трудоемкости и получению экономического результата (в среднем 14% снижения начальной цены контрактов), так и в части повышения прозрачности процедуры размещения заказа. Дело в том, что не только сами участники, но и любой желающий может наблюдать за ходом аукциона, сравнивать цены и делать выводы.
По итогам исследования, проведенного Национальной ассоциацией участников электронной торговли и общественным движением «Против коррупции» при поддержке Госдумы РФ, ФАС России и Счетной палаты РФ Москва в 2007 году точно также как и в 2006г. получила высший бал «ПР++гарантированная прозрачность».

 


Документы практики:


Контакты: