Москва (Россия) — Опыт по созданию единой диспетчерской службы объектов дорожного хозяйства региона — 47
4.1. Транспортное обслуживание --> 4.1.1. Организация городских служб, занимающихся вопросами транспортного обслуживания. Эффективное реформирование и развитие городского транспорт.
4.2. Дорожное и мостовое хозяйство --> 4.2.1. Организация строительства новых дорог.
4.2. Дорожное и мостовое хозяйство --> 4.2.2. Организация ремонта дорог.
4.2. Дорожное и мостовое хозяйство --> 4.2.3. Организация и ремонт мостов.
Практики города Москвы
Сущность предложения
Значимым этапом автоматизации деятельности комплекса городского хозяйства г. Москвы явилось создание Объединенной диспетчерской службы, которая призвана решить задачи мониторинга, контроля и анализа процессов уборки объектов дорожного хозяйства. Содержание объектов дорожного хозяйства (ОДХ) — одна из наиболее затратных статей финансирования, и в настоящее время во многих регионах и, в частности, в г. Москве, уделяется серьезное внимание вопросам их информатизации. В столице работа по созданию Автоматизированной системы управления «Объединенная диспетчерская служба» (АСУ ОДС) была начата в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» в 2008 году. Исполнителем проекта стала компания ФОРС – Центр разработки.
Масштаб мероприятия
Целью АСУ ОДС является повышение оперативности и достоверности принимаемых решений при организации оперативно-диспетчерского управления. Был обеспечен контроль и оптимизированы затраты бюджета региона на осуществление работ по уборке объектов дорожного хозяйства за счет автоматизации следующих процессов:
• планирования, мониторинга, анализа содержания объектов коммунального, дорожного хозяйства и их благоустройства;
• управления сбором отчетных данных с подведомственных организаций и предоставления отчетных данных по различным параметрам;
• обработки фактической информации с целью фиксации и анализа регламентных действий заказчиков/подрядчиков.
Создание системы направлено на решение следующих основных задач:
• предварительный расчет объемов вывозимого снега с целью автоматизированного выбора оптимальных вариантов использования ресурсов уборочной техники при формировании производственного задания на уборку объектов дорожного хозяйства с учетом применения противогололедных материалов (ПГМ) в зависимости от текущих и прогнозных метеоусловий;
• учет фактической информации о процессах зимней/летней уборки объектов дорожного хозяйства, основанный на оперативной информации заказчиков/подрядчиков и данных систем телеметрического контроля с целью сопоставления с расчетными показателями для дальнейшего анализа и принятия решений.
Организационное решение вопроса
Несмотря на то, что решение технических вопросов при внедрении системы не потребует значительных усилий, организационно-методическому обеспечению работ должно быть уделено значительное количество сил и времени. Во-первых, должна быть проделана работа по нормативно-правовому и организационному обеспечению процессов, связанных с содержанием ОДХ и, в том числе, разработаны:
— модели для описания регламентов реагирования на возникающие
ситуации в городском хозяйстве.
— алгоритмы реализации карт процессов управления ЖКХ на основе
использования регламентов выполнения работ.
Как и многие другие информационные системы, призванные усилить контроль над деятельностью должностных лиц и исполнителей работ, можно предположить, что внедрение АСУ ОДС будет сопряжено со значительными проблемами по привлечению пользователей к работе с системой. Ведь преимущественное использование субъективных показателей в оценке объемов выполненной работы не позволяет муниципальным и региональным органам власти принимать объективные и рациональные решения, в том числе, в вопросах управления деятельностью подрядчиков. Таким образом, в результате внедрения АСУ ОДС на иной качественный уровень поднимаются:
— Планирование работ самим заказчиком и контроль подрядных
организаций;
— Возможности управления и мониторинга процесса уборки ОДХ
органами исполнительной власти региона;
— Возможности анализа данных для принятия дальнейших
управленческих решений.
Технологическое решение вопроса
Подсистема предварительного расчета, мониторинга, контроля и анализа процессов уборки объектов дорожного хозяйства, используя первичные данные, обеспечивает:
• предварительный расчет;
• фактический учет;
• навигационное позиционирование техники (телеметрии).
Задачи предварительного расчета включают в себя расчет объемов вывоза снега (с учетом времени начала, окончания, интенсивности снегопада, естественного таяния, таяния от ПГМ и динамики изменения температуры окружающего воздуха) и расчет количества ПГМ для обработки объектов дорожного хозяйства (с учетом высоты остаточного снежного покрова после обработки дорог плужно-щеточными и иными снегоочистителями).
Предварительные расчеты осуществляются автоматически с использованием расчетных зависимостей и математических моделей, заложенных в бизнес-логику подсистемы, на основании первичных данных метеоусловий и норм, определенных
соответствующими регламентами вывоза, утилизации снега и использования ПГМ. На основании 3-х часового прогноза погоды, автоматически полученного от Гидрометеобюро, в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства (ДЖКХиБ) формируются задания по заказчикам, ответственным за содержание ОДХ. Задание по каждому заказчику можно скорректировать с учетом особенностей обработки ОДХ. В зависимости от погодных условий, формируются
проходы обработки ПГМ по ОДХ. Для каждого заказчика рассчитывается объем расхода ПГМ, исходя из установленного норматива обработки и площадей, где должна происходить уборка. Также определяется вид ПГМ, который в данном случае следует использовать. На основании данных об объемах выпавшего снега, естественного таяния и таяния от ПГМ осуществляется планирование вывоза снега по каждому заказчику. Заказчик может планировать свою работу на основании сформированного задания и видеть потребность в ПГМ отдельно по каждому подрядчику, включая те базы, с которых планируется их отпускать.
На основании отчетности по расходу ПГМ, вывозу снега, его утилизации, операциям на базах ПГМ, введенных в АСУ ОДС заказчиками, ДЖКХиБ имеет возможность провести анализ процессов уборки ОДХ, в частности, получить информацию об остатках ПГМ на базах, сводку по использованию различных видов ПГМ в зависимости от метеоусловий за определенный период времени, проанализировать отклонения объемов использования ПГМ от плановых значений, планировать сроки и объемы снеговывоза с учетом нескольких снегопадов. Также система позволяет анализировать соотношение выпавшего снега с учетом естественного снеготаяния и плавления под действием реагентов с объемом вывезенного подрядчиками снега и снега, утилизированного на снегосплавных пунктах. Данные для анализа могут быть представлены в графическом виде при
помощи диаграмм. Реализация задач фактического учета включает в себя ввод и фиксацию количества единиц уборочной техники, фактического объема вывезенного снега, объема расплавленного снега, количества использованных за отчетный период ПГМ.
Реализация предложения
Разработанная ФОРС система не имеет жесткой привязки к организационной структуре городских или коммерческих предприятий, вовлеченных в процессы содержания объектов дорожного хозяйства. Права и полномочия пользователей в системе могут быть делегированы в соответствии с их профилем или зоной ответственности. В АСУ ОДС используется технология тонкого клиента, не требующая установки на рабочие места никакого дополнительного программного обеспечения. Средой передачи данных может выступать Интернет, что позволяет минимизировать время для ввода системы в эксплуатацию.
Нормативно-правовая база
В столице работа по созданию Автоматизированной системы управления «Объединенная диспетчерская служба» (АСУ ОДС) была начата в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» в 2008 году
Документы практики:
Контакты:
Отделение по работе с корпоративными клиентами компании «ФОРС – Центр разработки»
Евгений Николаевич Ефименко
заместитель директора отделения