Москва (Россия) — Совместный пилотный проект в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между городом Москвой и ЮНЕСКО — 73
Сущность предложения
Цель проекта – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование,
обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как
основы их успешного обучения в школе. Проект разработан Департаментом образования города Москвы в
период с июля по август 2008 г. Проект реализуется в образовательных учреждениях Департамента
образования города Москвы в период с 2008 по 2012 гг.
Масштаб мероприятия
Основные задачи проекта:
• накопление и систематизация передового опыта, организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с целью
повышения качества дошкольного образования, в котором реализуются высокие технологии развития воображения, способность к поиску знаний,
мотивация к обучению и другие базовые способности детей;
• разработка рекомендаций по усовершенствованию политики и стратегии раннего воспитания и образования детей и инновационных технологий с целью
повышения доступности высококачественных услуг;
• разработка методических и учебных ресурсов (методические пособия, учебные и вспомогательные материалы) для обеспечения равноправного
доступа к высококачественному раннему воспитанию и образованию детей;
• расширение доступа к раннему воспитанию и образованию детей через предоставление широкого спектра образовательных услуг и разработку
специфических моделей воспитания и образования детей с разнообразными потребностями, предыдущим жизненным опытом и из семей с различным
социальным статусом;
• обеспечение соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие в условиях дошкольных образовательных
учреждений;
• внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий;
• развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования;
• обеспечение доступности образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья и определение для них индивидуальных образовательных маршрутов;
• повышение качества дошкольного образования по основным линиям развития ребенка: социальное, познавательное, художественно эстетическое и
физическое;
• проведение научных исследований и обмен передовым опытом по теме «Современные дети – какие они?»;
• разработка модели дошкольного образовательного учреждения, как особого пространства, позволяющего спроектировать и реализовать
индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка;
• использование ресурсов дошкольного образ
Организационное решение вопроса
Департаментом образования города Москвы создана городская экспериментальная площадка «Московское образование: от младенчества до школы»,
в которую включено 30 дошкольных образовательных учреждений. Организованы 15 образовательных ресурсных центров по актуальным
направлениям развития детей дошкольного возраста:
1. «Детский сад для всех» – инклюзивное, интегративное и специальное образование для детей с
2 месяцев до 7 лет.
2. «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» – организация дошкольного воспитания детей в условиях дву и многоязычия.
3. «Маленькие гении» – интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
4. «Мы и природа» – раннее экологическое образование.
Cоциальный результат
В ходе реализации проекта предполагается получить следующие результаты:
• увеличение до 90% количества детейинвалидов, охваченных
дошкольным образованием посредством развития инклюзивного, интегративного и специального образования, включая новые формы дошкольного
образования (2008 г. – 36%);
• открытие дополнительно 51 лекотеки для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 месяцев до 3 лет (2008 г. – 57 лекотек);
• открытие дополнительно 111 центров игровой поддержки для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет (2008 г. – 87 центров игровой поддержки);
• открытие дополнительно 52 служб ранней помощи, осуществляющих психологопедагогическую и социальную поддержку семьи от рождения ребенка
до 4 лет (2008 г. – 10 служб ранней помощи); • открытие дополнительно 281 консультативного пункта для родителей и детей, не посещающих
дошкольные образовательные учреждения (2008 г. – 210 консультативных пунктов);
• увеличение до 100% количества дошкольных образовательных учреждений, реализующих в практике работы здоровьесберегающие технологии (2008
г. – 55% учреждений);
• реализация в 100% центров развития ребенка и детских садов с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей разрабатываемой
модели поддержки интеллектуального развития детей дошкольного возраста (2008 г. – 15% центров развития ребенка);
• увеличение до 95% количества дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы экологического воспитания детей дошкольного
возраста (2008 г. – 30% учреждений);
• внедрение разных форм работы с детьми по интеграции программ эстетического воспитания и художественного развития в практику работы 75%
дошкольных образовательных учреждений (2008 г. – 35% учреждений);
Экономический результат
Исследование раннего дошкольного обучения (Abecedarian early childhood study), 2003 (США) показало, что эффективность вложений в развитие
дошкольного образования составляет $4 на каждый затраченный доллар.
Реализация предложения
Проект реализуется в 30 дошкольных образовательных учреждениях города Москвы. В настоящее время организовано сетевое взаимодействие с 80
детскими садами города Москвы с целью расширения границ реализации проекта. К проекту проявляют интерес другие города и страны. 2728 марта
2008 г. город Москву посетила делегация Секретариата ЮНЕСКО. Делегация приняла участие в заседании круглого стола по теме «Партнеры по
проекту Москва – ЮНЕСКО в области воспитания и образования детей младшего возраста» и финале Московского городского конкурса «Воспитатель
года Москвы – 2008». Гости также посетили ресурсный центр «Все лучшее детям» (детский сад №47 Центрального окружного управления
образования), в котором ознакомились с условиями развития и воспитания детей в возрасте от 6 месяцев до 3х лет, в том числе с включением детей с
синдромом Дауна в образовательный процесс массового дошкольного учреждения.
Нормативно-правовая база
Соглашение о совместном пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от
младенчества до школы» между городом Москвой и ЮНЕСКО. Приказы Департамента образования города Москвы от 19.03.2008г. №108 «О создании
городской экспериментальной площадки «Московское образование: от младенчества до школы» и от 12.03.2008г. №82 «О ресурсном центре в рамках
реализации совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества
до школы» между городом Москвой и ЮНЕСКО».
Документы практики:
Контакты:
Управление дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы
Телефон (495) 3651318
tsapenko@educom.ru