Нарьян-Мар (Россия) — Новации в системе дошкольного и общего образования — 5

 

Сущность предложения

Цели:
— повышение доступности, качества и эффективности образования в городе Нарьян-Маре с учетом запросов личности, общества и государства;
— создание условий для модернизации школьного образования и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий;
— достижение высоких результатов на муниципальном, региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников;
— эффективное использование учебно-лабораторного оборудования для организации и проведения проектной и исследовательской работы, лабораторных работ в рамках учебного процесса и при подготовке к сдаче ГИА;
— получение навыков использования компьютерных технологий;
— формирования у обучающихся умения и навыков использования цифрового лабораторного оборудования.
Задачи:
— обеспечение доступности и качества общего и дополнительного образования детей;
— создание условий для повышения качества и эффективности образования и воспитания, совершенствования учебно-материальной базы образовательных учреждений (организаций) в соответствии с современными требованиями;
— увеличение количества призеров муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников;
— формирование у учащихся универсальных умений самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии), а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания;
— развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями г. Нарьян-Мара;
— использование учебно-лабораторного оборудования для организации внеурочной деятельности обучающихся.

Использование учебно-лабораторного оборудования

Образование в сфере естественных наук закладывает основу для знаний, даёт возможность ученикам анализировать, исследовать, экспериментировать.
Новые образовательные стандарты требуют от образовательных организаций серьёзной перестройки всего учебного процесса. Образование на всех уровнях — от школы до вуза — нуждается как в новых методиках преподавания, так и в новых дидактических средствах, связанных с ними. Переход на новые стандарты и схемы обучения требует оснащения образовательных организаций современными техническими средствами обучения, такими как аппаратно-методический комплекс, характерным представителем которых является учебная лаборатория. Данное оборудование является многоуровневым пособием.
Физика – это наука, для обучения которой нужны развитое воображение и развитая логика. Поэтому для успешного изучения физики необходимо активизировать эмоционально-значимую информацию.
Для этого нужно:
— максимально применять знаковые системы, развивающие воображение обучающихся, это графики, схемы, рисунки, модели и т.п.;
— воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся, используя примеры из литературных произведений и искусства;
— повышать интерес через применение компьютерных технологий в обучении.
С этой целью в 2014 году на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» для двух общеобразовательных организаций было приобретено учебно-лабораторное оборудование немецкой компании PHYWE для физической лаборатории.
Кабинет химии и химическая лаборатория – место получения знаний, проведения опытов, хранения химических веществ и химического оборудования. В 2014 году в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нарьян-Мара» поступило новое оборудование: наборы немецкой фирмы PHYWE excellence in science и комплекты моделей органической и неорганической химии английской фирмы MOLYMOD. Оборудование позволяет изучать материал с применением различных образовательных технологий:
— объяснительно-иллюстративного обучения;
— проблемно-поискового обучения;
— личностно-ориентированного обучения;
— обучения в сотрудничестве (групповая работа).
Учебно-лабораторное оборудование комплекса «PHYWE»:
-повышает интерес к предмету;
-повышает мотивацию к учению, развивает их интеллектуальные способности, самостоятельность,
ответственность, умение планировать, принимать решения, оценивать результаты;
-повышает качество преподавания;
-активно используется во внеурочной деятельность;
-используется при создании проекта и исследовательской деятельности;
-эффективно в подготовке экспериментальной части ЕГЭ и ГИА-9.
Данное оборудование в течение учебного года эффективно используется для проведения лабораторных работ в 7, 8, 9, 10, 11-ых классах, демонстрационных опытов при объяснении нового материала, подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Оборудование активно используется при проведении межшкольных элективных курсов, которые проводятся учителями школ г. Нарьян-Мара.
В марте 2015 года для обучающихся 10-11 классов состоялись курсы по физике повышенного уровня с привлечением преподавателей ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет».

Организационно-технологическое решение вопроса

Все мероприятия разделены на блоки по направлениям:
1. Организация и проведение уроков физики и химии с использованием учебно-лабораторного оборудования.
2. Проведение курсов довузовской подготовки для обучающихся 9-11 классов.
3. Организация межшкольных элективных курсов (развитие сетевого взаимодействия).
4. Организация внеурочной деятельности.
Данные направления реализуются в рамках муниципальной программы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» «Образование» (на 2014-2016 годы), утвержденной постановлением Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 12.11.2013 № 2419, в соответствии с планом мероприятий Управления образования, молодежной политики и спорта Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», а также в соответствии с планами работ общеобразовательных организаций г. Нарьян-Мара.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансирование мероприятий осуществляется за счет спонсорских средств нефтяных компаний.
Общий объем финансирования мероприятий составляет 11 004 465,12 рублей.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

-повышение качества и эффективности образования и воспитания, совершенствование учебно-материальной базы образовательных учреждений (организаций) в соответствии с современными требованиями;
-увеличение количества обучающихся, которые принимают участие в элективных курсах;
-увеличение количества призеров муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников;
-увеличение форм работы при организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях г. Нарьян-Мара;
-по результатам сдачи ЕГЭ по физике в 2015 году средний балл выше на 1,25 по сравнению с 2014 годом, а по химии средний балл вырос на 4,56.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Оценка экономического эффекта (увеличение доходов бюджета, сокращение расходов) при реализации направления не используется как показатель эффективности.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

На территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» для двух общеобразовательных организаций приобретено учебно-лабораторное оборудование для кабинетов физики, для одной общеобразовательной организации приобретено оборудование для кабинета химии. В рамках распространения опыта данное оборудование активно используется при проведении межшкольных элективных курсов, в которых принимают участие как обучающиеся общеобразовательных организаций, так и учащиеся учреждений среднего профессионального образования.

Отрасль применения практики (технологии)

Образование непосредственно является отраслью, которую применяют в решении вопросов социальной сферы.

Дата внедрения практики (технологии)

Мероприятия реализуются с 2014 года.

География использования практики (технологии).

Город Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, Россия, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нарьян-Мара», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нарьян-Мара», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Нарьян-Мара».

Отзывы, награды

В конечном счёте, работа с лабораториями оставляет у учителей общеобразовательных организаций ощущение, что они получили для работы современный, надежный, информативный инструмент, существенно улучшающий учебный процесс, позволяющий преподавателю быстрее и эффективнее излагать учебный материал, а учащимся более полно и качественно его осваивать.


Документы практики:


Контакты:

Администрация МО «Город Нарьян-Мар». Управление образования, молодежной политики и спорта

166000 Ненецкий автономный округ г. Нарьян-Мар, ул. Ленина-12;
Телефон: +7(81853)4-21-11, +7(81853)4-60-55;
Факс: +7(81853) 4-56-70;
E-mail: GorUO83@mail.ru.