Новосибирск (Россия) — Инновационный подход к стратегическому планированию развития города Новосибирска — 130


Сущность предложения

Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, принятый в 2005 г, единственный в своем роде документ, содержащий детально проработанную систему индикаторов (общее число отслеживаемых позиций – 236), количественно и качественно характеризующих уровень достижения стратегических целей до 2020 года с разбивкой по пятилетиям. По итогам каждого контрольного пятилетия прогнозные ориентиры уточняются.

 

Масштаб мероприятия

Генеральная цель стратегического плана – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения города Новосибирска. Интегральный показатель качества жизни распределен по 5 стратегическим направлениям, каждое из которых представлено набором прогнозных индикаторов по двум альтернативным сценариям, задающим инерционный и инновационный варианты развития города. Реализация стратегического плана должна обеспечить переход от инерционного сценария социально-экономического развития города к инновационному. Траектория перехода задается системой комплексных целевых программ (КЦП), составляющих механизм реализации стратегического плана. Набор программ определяется исходя из установленных приоритетов. Так, в 2010 году в состав стратегического плана принята КЦП «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года», заменившая на более высоком качественном уровне 3 действовавшие отраслевые КЦП.

 

Организационное решение вопроса

Издание муниципальных нормативных правовых актов, закрепляющих:
— формирование организационных структур стратегического планирования;
— принятие стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска;
— формирование и оптимизацию механизма реализации стратегического плана – системы комплексных целевых программ;
— организацию мониторинга исполнения стратегического плана и его корректировки.

 

Технологическое решение вопроса

В ходе разработки и реализации стратегического плана использовались инновационные технологии и инструменты:
— маркетинг города;
— принципы устойчивого развития городов (согласно концепции ООН) и социального партнерства;
— анализ иерархий (метод Саати) при определении коэффициентов относительной важности стратегических целей;
— сценарный подход при формировании системы индикаторов – ориентиров достижения стратегических целей;
— встроенный механизм реализации стратегического плана – система комплексных целевых программ, определяющих траекторию движения к заданным ориентирам по каждому стратегическому направлению.

 

Cоциальный результат

В результате разработки и реализации стратегического плана городское сообщество получает ориентиры, позволяющие оценивать, в каких направлениях и какими темпами будет развиваться город, и принимать активное участие в его развитии, исходя из базовых ценностей и интересов каждой социальной группы.

 

Экономический результат

Стратегическое партнерство, проявляющееся в совместной работе власти, науки и бизнеса, приносит ощутимые результаты. Скоординированные действия участников позволили обеспечить докризисный рост промышленного производства в Новосибирске, опережающий аналогичные показатели по России и Сибирскому Федеральному округу. Практически ежегодно, начиная с момента реализации стратегического плана (кроме кризисного и посткризисного периодов), бюджет города прирастал на треть. Современные экономические реалии подтвердили: в условиях преодоления последствий кризиса оперативные антикризисные меры не могут заменить стратегического видения целей и задач развития города. Совместные усилия общества по исполнению комплексных целевых программ позволяют экономить бюджетные ресурсы и непосредственно привлекать заинтересованных участников к воплощению стратегических приоритетов.

 

Реализация предложения

Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска успешно реализуется. В декабре 2008 года в Государственной Думе РФ в рамках Дней Новосибирска были проведены тематические выставки и ряд круглых столов по актуальным вопросам перспективного развития крупных муниципальных образований. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления сформулировал предложения участников мероприятия. В них город получил высокую оценку практики стратегического планирования и рекомендации представить свой опыт разработки и реализации стратегического плана для изучения и использования в других муниципальных образованиях России. Опыт формирования организационных структур стратегического планирования позволил Новосибирску стать экспериментальной площадкой по отработке технологий экспертной работы на уровне муниципального образования. Новосибирск – постоянный участник общероссийского форума лидеров стратегического планирования в Санкт-Петербурге.

 

Финансовые ресурсы

В 2009 году на актуализацию стратегического плана путем разработки уточненного вариантного прогноза социально-экономического развития города Новосибирска до 2020 года выделено 300 тыс. рублей из бюджета города Новосибирска.

 

Награды

Практика отмечена дипломом III Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2010 год.

 


                                                                                                                                      

Документы практики:


                                                                                                                                      

Контакты:

Мэрия города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34
Телефон: +7 383 227-40-00
Факс: +7 383 227-40-10
http://www.novo-sibirsk.ru
E-mail: EBorodina@admnsk.ru