Новосибирск (Россия) — Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство — 41


Сущность предложения

Межведомственный проект (культура и образование) — «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (далее по тексту — Проект). Проект разработан муниципальным бюджетным учреждением культуры города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств» (далее по тексту — Центр) и реализуется с 2010 года посредством устойчивого сотрудничества (со-творчества) специалистов Центра, Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, образовательных учреждений города, ведомственных структур управления, учащихся, педагогов и родителей, профессиональных художников.
Конкретное целевое назначение:
Приобщить детей, подростков и молодежь к отечественному культурному наследию, мировому искусству, к современному изобразительному творчеству с погружением в музейную профессиональную среду. Что будет способствовать формированию у обучающихся общей культуры, воспитанию духовно-нравственного и патриотического отношения к собственной культуре, развитию и формированию духовных потребностей, основанных на контактах с профессиональным искусством. Пробудить интерес у подрастающего поколения к самореализации в творчестве. Инициировать потребность в творческом подходе к будущей профессиональной деятельности. Краткое изложение содержания практики.
Концепция и общая программа.
Проблемно-тематические программы.
Групповые программы (школы, классы, возрастные группы) и индивидуальные (с учетом потребностей отдельного учащегося) проекты/программы.
Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные проекты/программы.
Договор о сотрудничестве (образовательные учреждение – Центр).
Описание проблемы, на полное или частичное решение которой она ориентирована:
Неспособность личности полностью самореализоваться в том числе в профессиональной деятельности из-за невозможности полноценно активизировать в подростковом возрасте свои художественно-эстетические и творческие способности.
Низкий уровень визуальной культуры и визуальной грамотности, музейной и зрительской культуры.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Перечень и краткое описание организационных мероприятий.
Проект реализуется в выставочных залах Центра с целью приобщения учащихся и молодежи к музею, как культурной среде и изобразительному искусству во всех его проявлениях.
В Проекте участвуют общеобразовательные школы города Новосибирска.
С учащимися занимаются ведущие профессиональные и молодые художники города по индивидуальным программам. Занятия проходят в непринужденной обстановке, в режиме свободного общения с художником. Учащиеся обеспечены необходимыми художественными материалами, оборудованием, также на занятиях используются медиатехнологии.
Поэтапное описание реализации практики (перечень управленческих действий, ссылки на соответствующие нормативные правовые акты).
Первый этап: В 2010 году Центр, при поддержке Главного управления образования («Искусство родного края») и Управления культуры мэрии города Новосибирска разработал проект – «Передвижная образовательная выставка Сибирских художников для учащихся образовательных учреждений г. Новосибирска». Выставка была представлена в пяти районах г. Новосибирска. Участвовало в проекте 39 школ. Интерактивные занятия в рамках выставки посетило 1058 детей. Основным показателем эффективности передвижной выставки стало создание в соавторстве с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Гимназия №14 Университетская» пилотного варианта Проекта.
Второй этап: 2010-2012 учебный год — реализация пилотного варианта Проекта.
Третий этап: 2012-2015 учебные годы — МБУК ГЦИИ приказом Главного управления образования мэрии города Новосибирска объявлено экспериментальной площадкой по реализации Проекта. В эксперимент вошло 10 школ города Новосибирска.
Концепция проекта на 2012 — 2013 учебный год заключается в выстраивании виртуального образовательного, коммуникационного пространства в области культуры и искусства, а именно: Организация дистанционных образовательных, просветительских, методических, творческих контактов. Проектирование работы с партнерами проекта городского, регионального, российского и международного уровней. Знакомство участников проекта с медиаискусством, как частью современного искусства.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

2012 финансовый год — 1600000 руб.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Отличительной особенностью реализуемой модели художественно-эстетического образования (занятий по визуальному искусству) выступает диалог, со-трудничество, со-творчество учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства то есть со всеми участниками Проекта.
Занятия в Проекте содействуют развитию образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-художественного восприятия действительности, творческого потенциала учащихся.
Тесная связь художественно-эстетической деятельности, музейной среды с повседневной жизнью детей призваны выступать важными составляющими в воспитании личности, самопрезентации «собственного Я» ребенка, подростка, молодого человека. Акцентуация внимания на роли визуального искусства и творчества для любой будущей профессиональной деятельности содействует перспективному развитию личностно-ориентированного подхода подростка к месту в жизни, обществе.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

В 2010-2011, 2011-2012 учебных годах Проект был реализован, как пилотный вариант Центром в партнерстве с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Гимназия №14 Университетская». В 2012-2015 учебных годах Проект реализуется, как экспериментальная площадка на базе Центра для 10 общеобразовательных школ города Новосибирска: СОШ № 36 ( Дзержинский район) СОШ № 131 ( Заельцовский район) СОШ № 144 (Первомайский район) СОШ № 58 (Заельцовский район) СОШ № 7 (Дзержинский район) СОШ № 197 (Дзержинский район) СОШ № 12 (Центральный район) СОШ № 163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (Советский район) СОШ № 90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (Ленинский район) Гимназия №14 «Университетская» ( Ленинский район)

 

Отрасль применения практики (технологии)

На стыке двух сфер: культуры и образования.

 

Дата внедрения практики (технологии)

C 2010 года.

 


                                        

Документы практики:


                                        

Контакты:

Город Новосибирск. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской центр изобразительных искусств»

Руководитель проекта — директор Ценрта Сергеева Наталья Владимировна
Телефон: +7(383)223-97-99
Сайт Проекта: http://dcii.ru/