Новосибирск (Россия) — Организация деятельности креативного пространства «Культурный центр «Этаж»» на базе учреждения сферы молодежной политики «Дом молодежи железнодорожного района» — 12
Сущность предложения
Свободное время молодежи может быть заполнено самыми разными формами активности, от социально опасных до социально поощряемых. Предупреждение первых и поддержка вторых – задача всех государственных, муниципальных и общественных организаций, работающих с молодежью. Однако общественно-полезные формы деятельности, предлагаемые подросткам взрослыми, при всех благих намерениях, часто оказываются упрощенными (работа промоутером, рекламным агентом, на благоустройстве, на уборке и т.п.), ставят подростка в позицию исполнителя, не соответствуют стремлению молодых людей к творческой позиции, к сложным задачам. В таких формах не могут быть воплощены творческий потенциал и творческая энергия подростка, что может привести к поискам других социально опасных способов воплощения. Таким образом, возникает проблема поиска новых форм работы с молодежью. Необходимо комплексное изменение содержания проектов и пространства, в котором осуществляется работа с молодежью, кадрового и информационного обеспечения. В настоящее время популярностью у молодых людей пользуются общественные места для неформальных встреч: кафе, библиотеки, магазины, и т.д., где люди в любое удобное для них время могут свободно и непринужденно общаться. Это так называемое «третье место» (после дома — «номера первого» и работы — «номера второго»). Именно эти места отдыха, развлечений, обмена мнениями и пр. являются важнейшей частью повседневной жизни горожан, формируют городскую среду. «Третье место» – это место с особенной атмосферой, это дом вне дома. Его придумал американский социолог Рей Ольденбург и такие места стали появляться повсеместно в мире. Формат «третьего места» или, так называемого, креативного пространства является наиболее подходящим для деятельности учреждений сферы молодежной политики. Таким местом в Новосибирске стал Культурный центр «Этаж», который является структурным подразделением МБУ «Дом молодежи железнодорожного района». Помещение Культурного центра «Этаж» оборудовано и оформлено соответственно назначению, создана комфортная, дружеская атмосфера, благоприятная для проведения молодежных событий. Все это способствует повышению посещаемости мероприятий, увеличению количества участников проектов, привлечению новых партнеров, а молодые люди, помимо общения друг с другом, в котором рождаются интересные идеи и инициативы, могут улучшить свои компетенции в определенных сферах. Такие пространства отлично подходят для проведения мастер-классов, семинаров, лекций и т.п. В Культурном центре «Этаж» что-то происходит почти каждый день: кинопоказы, фестивали, раздачи бездомных животных, праздники, приуроченные к важным датам и придуманные абсолютно без повода, лекции, выставки, турниры по настольным играм и многое другое. И все это — не просто развлечения. Молодые люди, которые придумывают все эти мероприятия, и те, кто приходит на них, пытаются решить довольно серьезные проблемы: экологии, комфортного города, бездомных животных, творчества, взаимоотношений. А в те редкие часы, когда в Культурном центре «Этаж» не кипит бурная жизнь, здесь собираются друзья, смотрят хорошее кино, разговаривают, читают, играют, слушают музыку. Одним словом, на «Этаже» всегда уютно, как в гостях у самых близких. Организация креативных пространств – важный шаг на пути позиционирования молодежного центра в качестве привлекательной площадки для реализации социальной активности молодежи через создание условий креативной среды, интересного подхода к совместной работе и развитию социокультурных компетенций молодых горожан.
Организационное и технологическое решение вопроса
Формат «третьего места» в учреждении представляет собой открытое, современное, творческое пространство для всех категорий молодежи. Формируется атмосфера доброжелательности и уюта (постоянные гости помогают адаптироваться новичкам). Отдельной задачей стоит создание универсальной среды: наличие эстетичной удобной мебели, Wi-Fi и других сервисов, отвечающих запросам молодежи и приглашенных гостей. Кроме того, необходимо своевременное, интересное информационное освещение деятельности культурного пространства. Универсальные 10 шагов к созданию креативного пространства, исходя из опыта Культурного центра «Этаж»: 1. Определение концепции пространства. 2. Формирование команды. 3. Определение целевой аудитории. 4. Создание дизайна, согласно концепции пространства. 5. Определение правил креативного пространства. 6. Проведение уникальных событий в пространстве. 7. Применение правил «искреннего сервиса» и «теплого маркетинга». 8. Информационное сопровождение деятельности в социальных сетях. 9. Привлечение партнеров на бартерных условиях. 10. Определение перспектив развития пространства. Нормативно-правовая база: 1. Федеральный закон от 28.06.95 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; 2. Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06. 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; 5. Закон Новосибирской области от 12.07.2004 № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области»; 6. Ведомственная целевая программа «Молодежь Новосибирской области на 2013-2015 годы», утвержденная приказом управления по делам молодежи Новосибирской области от 23.09.2011 г. № 106 (в редакции приказа управления по делам молодежи Новосибирской области от 25.12.2012 № 82). 7. Ведомственная целевая программа «Развитие сферы молодежной политики в городе Новосибирске» на 2015 – 2017 годы, утвержденная Постановлением мэрии города Новосибирска от 30.09.2014 № 8568. 8. Концепция развития муниципальной молодежной политики города Новосибирска, утвержденная приказом начальника департамента культуры, спорта и молодежной политики от от 23.10.2013 № 1015-од; 9. Устав МБУ «Дом молодежи Железнодорожного района». 10. Программа развития муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Дом молодежи Железнодорожного района» на 2015-2017 годы.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Около 350 тысяч рублей грантовых и партнерских средств, в том числе конкурс грантов Министерства региональной политики Новосибирской области: 50 тысяч рублей в 2015 году, 150 тысяч рублей в 2016 году. Культурный центр «Этаж» стал опорной площадкой Комитета по делам молодежи мэрии города Новосибирска по направлению деятельности «Поддержка и продвижение молодежных арт-проектов на площадке Культурного центра «Этаж» (100 тысяч рублей в 2016 году).
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
В течение 2014 – 2016 годов на площадке Культурного центра «Этаж» МБУ «Дом молодежи Железнодорожного района» активно осваивался формат «третьего места». В результате было создано открытое некоммерческое многофункциональное пространство, где молодежь получила возможность самореализации в безопасных и комфортных условиях через участие, организацию и проведение значимых для себя событий и мероприятий. С 2015 по 2016 гг. Культурный центр «Этаж» посетили порядка 8 тысяч человек, которые приняли участие в событиях, проводимых командой «Этажа» как в самом Культурном центре, так на площадках города Новосибирска.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Экономический эффект по данной технологии не рассчитывался, в связи с большим объемом косвенных результатов.
Реализация практики (технологии) возможности его распространения
Культурный центр «Этаж», МБУ «Дом молодежи Железнодорожного района». г. Новосибирск, Новосибирская область.
Отрасль применения практики (технологии)
Социальная сфера, культура, образование, молодежная политика.
Дата внедрения практики (технологии)
Ноябрь 2014 г.
География использования практики (технологии)
г. Новосибирск, Новосибирская область, Россия.
Отзывы, награды
Почетная грамота Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска. Опорная площадка комитета по делам молодежи мэрии города Новосибирска в 2016 г.
Документы практики:
Контакты:
Мэрия города Новосибирска. Комитет по делам молодежи
Телефон: +7 383 227-49-66
С дополнительными материалами можно познакомиться по адресу: http://www.timolod.ru/
Электронная версия журнала КДМ:
http://www.timolod.ru/youngcity/journal/electronic_journals/journal_of_d.php