Новосибирск (Россия) — Создание комфортной городской среды — 137
2.1. Управление --> 2.1.8. Успешное использование научного и инновационного потенциала города.
2.3. Местное самоуправление --> 2.3.4. Эффективная жилищная политика.
3. Библиотека городских практик. ЖКХ.
3.1. Благоустройство --> 3.1.1. Благоустройство города.
Практики города Новосибирска
Сущность предложения
Очевидно, что будущий Новосибирск в представлении населения должен выглядеть городом, обеспечивающим высокое качество жизни его жителям, городом, где люди живут в комфортной и безопасной среде, с благоприятным микроклиматом (экологическим, экономическим, психологическим, духовным, интеллектуальным, информационным и т.д.), городом, имеющим в России и мире привлекательный имидж включенного в мирохозяйственный процесс мегаполиса, занимающим центральное место в восточной части Российской Федерации, являющимся форпостом современной фундаментальной и прикладной науки, производителем наукоемкой продукции и услуг, мощнейшим транспортным товаропроводящим узлом, торговым и административным центром всего Зауралья, фокусирующим в себе богатую культуру и высокое искусство.
Масштаб мероприятия
Одной из целевых программ в рамках Стратегического плана устойчивого развития города стала разработка и утверждение Генерального плана Новосибирска до 2030 года. Генеральный план – это основа для пространственного развития на десятилетия вперед. Документ позволяет городу в комплексе решать такие острейшие проблемы, как:
• создание высокоэффективной транспортной системы,
• подготовка площадок для жилищного строительства в соответствии с новыми нормативами,
• повышение комфортности проживания в старых районах,
• снос ветхого и аварийного жилого фонда,
• благоустройство частного сектора,
• создание новых научно-производственных центров, в том числе Технопарка в Академгородке,
• улучшение экологической ситуации.
Организационное решение вопроса
В марте 2005 года Стратегический план, построенный в соответствии с современными тенденциями функционирования крупнейших мировых городов, создающих на своих территориях принципиально новую комфортную среду для работы и жизни людей 21-ого века, был принят городским советом депутатов, получив тем самым статус нормативно-правового документа. В документе определены не только стратегии, но и индикаторы достижения стратегических целей с разбивкой по пятилетним периодам, а также элементы сценариев развития Новосибирска до 2020 года.
Генеральной стратегической целью устойчивого развития города утверждено «Стабильное улучшение качества жизни (повышения уровня жизненного потенциала) всех слоев населения Новосибирска». Ее достижение планируется обеспечить путем реализации таких стратегических целей, как:
• улучшение качества городской среды,
• рост благосостояния жителей города,
• рост экономического потенциала,
• рост образовательного, культурного и духовного потенциала,
• обеспечение безопасности жизни в городе.
Реализация стратегического плана осуществляется путем формирования комплексных целевых программ, являющихся инструментами достижения стратегических целей. Были разработаны программы по совершенствованию демографической и социальной политики в городе, формированию и развитию в Новосибирске экономики инновационного типа, повышению инвестиционной привлекательности, обеспечению безопасности жизнедеятельности, совершенствованию системы образования и здравоохранения.
Среди мероприятий по благоустройству города стоит отметить важную роль, которую играет социальное партнерство всех ветвей власти, депутатов, инвесторов и населения, что особенно ярко проявляется в конкурсах социально значимых проектов. Чаще всего на конкурс подаются заявки, связанные с благоустройством дворов, обустройством детских и спортивных площадок. Но появляются и такие проекты, как, например, «Музей истории микрорайона», «Развитие общественного участия в управлении жильем».
Cоциальный результат
Следуя одному из принципов — информационной открытости органов власти, общественному участию и контролю при принятии и реализации управленческих решений, — проведены публичные слушания по проекту Генерального плана Новосибирска. В них участвовали десятки тысяч человек, в итоге удалось принять наиболее взвешенный и проработанный вариант. Сейчас в Новосибирске функционирует 115 Советов и Комитетов, актив территориального общественного самоуправления – это более 18 тысяч человек, а это значительная цифра даже для Новосибирска. Продолжают создаваться инициативные группы граждан, заинтересованных в учреждении ТОС у себя в микрорайоне. Сфера деятельность ТОС постоянно расширяется, они берут под свою опеку всё новые вопросы, позволяющие создать комфортную и безопасную среду для жизни в доме, во дворе, микрорайоне. Советы ТОС активно работают с управляющими организациями, ЖЭУ, службой участковых уполномоченных милиции, подразделениями инспекций по делам несовершеннолетних, школами, подразделениями социальной защиты населения, комитетом по делам молодежи, управлением по физической культуре и спорту. На их основе создаются клубы по интересам, спортивные секции, представители ТОС участвуют в охране правопорядка, помогают в работе участковым уполномоченным и многое другое. Важную роль они сыграли в процессе передачи жилья в управление частным эксплуатационным организациям. Результатом по оценке благоустройства можно считать мнение, опросы самих горожан, которые показывают, что они оценили усилия по благоустройству города. Конечно, в первую очередь, люди замечают преображение центральной части, но и в оценках благоустройства своих районов наблюдается позитивный сдвиг. В последние годы особое внимание уделяется озеленению города. Каждый год в Новосибирске появляются новые зеленые уголки. Проводится реконструкция парковых зон. Реализуются мероприятия по посадке деревьев, кустарников, цветов, устройству газонов и цветников, санитарной обрезке и сносу аварийных деревьев.
Экономический результат
В целом объем программ энергетического и жилищно7коммунального комплекса, финансируемый из городского бюджета составляет почти 2 млрд рублей. А с учетом привлеченных средств собственников, инвесторов, меценатов, спонсоров, областного бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ 7 практически 3 млрд рублей. Сейчас на развитие спорта закладывается более 1 млрд рублей. В городе реализуется городская целевая программа энергосбережения до 2010 года, призванная снизить потери тепловой и электрической энергии и повысить надежность работы энергетического комплекса Новосибирска. В прошлом году началась реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Новосибирска на 200772011 годы, а также программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2007 – 2011 годы». Действует программа по установке узлов учета и регулирования на инженерных системах. Эффективно работает городская целевая программа замены и модернизации лифтов муниципального жилищного фонда Новосибирска на 2005-2014 годы – одна из самых значимых и затратных в сфере городского хозяйства. В последующие годы будет проводиться только плановая модернизация лифтов, отработавших нормативный срок эксплуатации 25 лет.
Реализация предложения
Одной из целевых программ в рамках Стратегического плана устойчивого развития города стала разработка и утверждение Генерального плана Новосибирска до 2030 года.
Финансовые ресурсы
Приоритетной статьей расходов городского бюджета долгие годы остается образование. Ежегодно направляются дополнительные средства на текущий и капитальный ремонт помещений учреждений образования. За последние два года наступил перелом в вопросе финансирования спорта.
Нормативно-правовая база
Одной из целевых программ в рамках Стратегического плана устойчивого развития города стала разработка и утверждение Генерального плана Новосибирска до 2030 года.
Документы практики:
Контакты:
Мэрия города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34
Телефон: +7 383 227-40-00
Факс: +7 383 227-40-10
http://www.novo-sibirsk.ru
E-mail: EBorodina@admnsk.ru