Новосибирск (Россия) — Стратегическое планирование и практическая реализация инновационного развития в крупном городе — 138


Сущность предложения

В последние несколько лет город развивается особенно энергично. Ориентиры его роста определены Стратегическим планом устойчивого развития Новосибирска, который был разработан еще в декабре 2002 года при широком привлечении городского сообщества. Публичные слушания и апробации, тщательная выверка долгосрочных целей с представителями бизнеса, науки, производства, социальной сферы и общественными организациями шли почти 2 года. В мае 2005 года Стратегический план, построенный в соответствии с современными тенденциями функционирования крупнейших мировых городов, создающих на своих территориях принципиально новую комфортную среду для производительной работы и обитания людей XXI века, был принят городским советом депутатов, получив тем самым статус нормативно. правового документа. В документе определены не только стратегии, но и индикаторы достижения стратегических целей с разбивкой по пятилетним периодам, а также элементы сценариев развития Новосибирска до 2020 года, в том числе, разумеется, и по привлечению инвестиций. Маркетинговый подход к обоснованию выбора стратегических целей основывался на классическом анализе конкурентоспособности Новосибирска. Были получены предложения по обеспечению роста привлекательности города на внешнем и внутреннем рынке, улучшению его стратегического положения за счет использования конкурентных преимуществ и возможностей новосибирских геополитических, производственных, технологических, научно. образовательных, презентационных и других систем. В рамках маркетингового подхода выполнен SWOT.анализ города, т.е. определены сильные и слабые стороны социально.экономического положения Новосибирска, выявлены угрозы его устойчивому развитию, а также сформированы стратегии, обеспечивающие усиление наиболее эффективных направлений развития города, снижающие влияние негативных факторов и блокирующих угрозы развитию. Это позволило сформулировать наиболее приоритетные стратегические направления развития города.

 

Масштаб мероприятия

Реализация стратегического плана осуществляется путем формирования комплексных целевых программ, являющихся инструментами достижения стратегических целей. Одной из таких программ стала разработка Генерального плана Новосибирска до 2030 года, в котором сделана привязка Стратегии устойчивого развития города к городской территории. Разрабатываются программы по совершенствованию демографической и социальной политики в городе, формированию и развитию в Новосибирске экономики инновационного типа и повышению инвестиционной привлекательности. При разработке и обсуждении в городском сообществе Стратегического плана и комплексных целевых программ, в процессе их исполнения удалось сформировать несколько мобилизационных механизмов развития, осуществляемых в тесном партнерстве власти, науки, бизнеса и общественности. Весьма эффективным мобилизационным механизмом оказалось проведение муниципальной научно. промышленной политики, нацеленной в соответствии со Стратегическим планом на формирования спроса на наукоемкую продукцию новосибирских предприятий.

 

Организационное решение вопроса

Для устойчивого экономического роста города в целом важно, чтобы в нем продолжали формироваться и получили дальнейшее развитие направления, наиболее эффективно использующие:
• выгодное срединное географическое и геополитическое положение Новосибирска;
• центральное его положение в обширной сельскохозяйственной зоне;
• развивающиеся транспортные коммуникации и средства связи;
• высокий технологический уровень промышленности города;
• потенциал науки и научного обслуживания, прежде всего, в научно.исследовательских организациях Сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, а также конструкторских и проектно.технологических организациях;
• систему уникальных наукоемких технологий . промышленных, организационных, медицинских, биогенетических, химических, информационных, образовательных и т.д.;
• экономическую активность населения Новосибирска и значительную долю в нем высокообразованных и квалифицированных жителей;
• развитый рынок труда на территории города;
• мощный многопрофильный и многоуровневый образовательный комплекс города;
• творческие достижения в сфере художественной культуры и искусства, особенно музыкально.исполнительского, театрального, кинематографического;
• развитие банковской системы и всевозможных финансовых институтов;
• сложившуюся базу оптовой и розничной торговли;
• функции центра Сибирского федерального округа с наличием важнейших федеральных административных структур;
• градостроительный потенциал Новосибирска.
Чтобы задействовать перечисленные преимущества Новосибирска в полной мере, требуется мобилизация всего городского сообщества на принципах стратегического партнерства, создание системы управления приоритетными направлениями, формирование у жителей отношения к городу как к своему дому, хозяйского подхода ко всему, что создано в нем прежде и создается вновь, восприятия городской с

 

Экономический результат

Результаты совместной работы власти, науки и бизнеса не замедлили сказаться. Начиная с 2003 года, рост промышленности в Новосибирске существенно опережает базовые темпы роста промышленности по России и Сибирскому Федеральному округу. Соответственно значительно выше и среднегодовые темпы. Сегодня в Новосибирске налажено производство различной военной техники, например, серийный выпуск боевых истребителей.бомбардировщиков СУ.34, производственная модернизация массовых боевых самолетов СУ.24 и Су.24М, разработка и изготовление радиолокационных станций, систем ближней локации, бортовых вычислительных машин, систем радиосвязи различного исполнения, приборов ночного видения высоких поколений, военной оптики и другой наукоемкой продукции. По предложению Минобороны в городе проведена паспортизация земель крупных оборонных предприятий, идет работа по их оптимизации. Уже сейчас на этих землях намечаются участки, где можно строить жилье, в том числе для военнослужащих. Активно реализуется совместно с Федеральным агентством водных ресурсов программа по очистке малых рек. Можно привести примеры успешного сотрудничества с Минтрансом и другими ведомствами. Муниципалитет систематически оказывает поддержку ученым во внедрении научно. технологических разработок. Среди крупных инновационных проектов, внедряемых в данный момент, есть проект организации промышленного производства в Новосибирске лекарственного препарата «Тромбовазим», созданного Институтом ядерной физики и Институтом цитологии и генетики СО РАН на основе электронно.лучевых технологий. Он не имеет аналогов в мире и применяется для лечения ишемической болезни сердца и проблем, связанных с образованием тромбов в сосудах. Земельный участок для фабрики, которая будет выпускать это лекарство, мэрия оформила за три недели. Поддержку со стороны муниципалитета получило строительство Технопарка, где планируется создать условия наибольшего благоприятствования для адаптации студенческой молодежи к профессиональной деятельности.

 

Реализация предложения

Новосибирск играет роль скрепляющего и административно.политического центра региона, форпоста России на Азиатском континенте и центрального места каркаса сибирских городов. Отсюда естественное притяжение в центральное место товарной массы и финансовых ресурсов, а, следовательно, прогрессивное развитие города как мощного транспортно.логистического узла и крупнейшего центра оптовой и розничной торговли. Сегодня, например, по объемам и темпам строительства логистических объектов город занимает одно их первых мест в России и продолжает развиваться.

 

Финансовые ресурсы

Почти ежегодно, начиная с 2000 года, бюджет Новосибирска прирастает более чем на треть. В текущем году, например, доходы превысят 28 млрд рублей, что позволяет ставить в число приоритетов развитие инфраструктурных отраслей городской экономики.

 

Нормативно-правовая база

В мае 2005 года был принят Стратегический план устойчивого развития Новосибирска до 2020 года.
Содержание:
• общие сведения о Новосибирске
• концептуальная платформа стратегического плана
• принципы устойчивого развития города
• стратегические цели устойчивого развития

 


                                                                                                                                              

Документы практики:


                                                                                                                                              

Контакты:

Мэрия города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34
Телефон: +7 383 227-40-00
Факс: +7 383 227-40-10
http://www.novo-sibirsk.ru
E-mail: EBorodina@admnsk.ru