Новосибирск (Россия) — Управление развитием образования в муниципальной системе образования города Новосибирска — 39


Сущность предложения

Организация методического сопровождения деятельности образовательных учреждений города по вопросам реализации государственных образовательных стандартов, мониторинга деятельности, сопровождения инноваций, прогнозирования развития и оценки системы качества образования.
Учреждение создано для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Новосибирска в части сопровождения инновационного развития, прогнозирования, оценки качества муниципальной системы образования и дополнительного образования взрослых:
— методическое обеспечение функционирования и развития системы образования города Новосибирска;
— содействие обновлению содержания образования через разработку и апробацию инновационных концепций, технологий и моделей обучения и воспитания;
— обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования;
— удовлетворение потребностей работников образования в повышении их квалификации, внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Предметом деятельности Учреждения является информационно-методическое обеспечение процесса развития муниципальной системы образования в условиях формирования и реализации современной модели образования.
Видами деятельности Учреждения являются:
— методическая, опытно-экспериментальная и консультационная деятельность в области образования;
— удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о современных достижениях педагогической теории и практики и других отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
— информационно-методическое и образовательное сопровождение профессионально-личностного роста педагогического работника в рамках системного и систематического повышения квалификации;
— информационно-методическое и консультационное сопровождение процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации муниципальных образовательных учреждений и аттестации педагогических работников образования муниципальных образовательных учреждений;
— консультационное сопровождение процедуры подготовки уставов к государственной регистрации;
— консультационно-методическое и правовое сопровождение деятельности образовательных учреждений в части выполнения предписаний контрольно-надзорных органов;
— консультационно-методическое сопровождение образовательных учреждений, центров по вопросам устойчивого социально-экономического и стратегического развития, проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов;
— разработка, апробация и адаптация к условиям регионального и муниципального уровней образовательных моделей инновационного типа, прогрессивных педагогических технологий и программ;
— разработка перспективных приоритетных концепций и программ развития образования;
— организация и проведение мониторинга образовательных систем, комплексных проектов модернизации образования;
— проведение аналитико-прогностических социологических исследований и разработок;
— анализ основных проблем и прогнозирование развития муниципальной системы образования в условиях модернизации на основе результатов мониторинга;
— реализация программ дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировка, руководящих, педагогических (в том числе психологов) кадров муниципальных учреждений образования;
— разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования, предусматривающих освоение информационно-коммуникационных технологий, в том числе в дистанционных формах обучения;
— обобщение, описание и тиражирование материалов по содержанию местного, российского и зарубежного передового опыта в развитии образования, в вопросах разработки и внедрения педагогических технологий и инноваций;
— издание методической, учебной и научной литературы, пособий, бюллетеней, справочников, дидактических материалов, периодических журналов, газет и других видов печатной продукции;
— культурно-просветительская деятельность;
— организация и участие в выставках, семинарах, продажах, аукционах, культурных программах, праздниках, других научных и культурных мероприятиях.

Организационно-технологическое решение вопроса

Решать задачи организационного, информационно-методического сопровождения модернизации муниципальной системы образования призвано муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых города Новосибирска «Городской центр развития образования» (МКОУ ДОВ «ГЦРО», ГЦРО).
— 2005 год – в состав ГЦРО входят методические службы районов города (Постановление мэра г.Новосибирска от 31.12.2004 №1489).
— 2011 год – в результате реорганизации к ГЦРО присоединён Городской центр мониторинга образования (Постановление мэра г.Новосибирска от 28.12.2010 №6579).

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Бюджет г. Новосибирска.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Городские экспериментальные площадки.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» инновационная деятельность стала ведущим фактором развития муниципальной системы образования города Новосибирска.
Профессиональный интерес педагогов к экспериментальной работе в образовательном учреждении достаточно высок и является одной из форм инновационного развития образовательного учреждения.
В ходе эксперимента образовательные учреждения разрабатывают методические материалы, психолого-педагогическую диагностику, мониторинг результативности педагогического эксперимента, аналитические материалы, подтверждающие эффективность нововведения. С целью диссеминации инновационного опыта образовательные учреждения регулярно публикуют статьи по теме исследования в методических журналах, информационных сборниках, сборниках материалов научно-практических конференций.
Обеспечение независимой и компетентной экспертизы инновационных проектов и программ осуществляет Городской экспертный совет, созданный при Главном управлении образования в 2004 году.
На начало 2012-2013 учебного года в г.Новосибирске функционируют 25 экспериментальных площадок,5 из которых являются сетевыми. Общее количество образовательных учреждений, включённых в деятельность городских экспериментальных площадок, составляет 84 учреждения(16,5%).
На протяжении ряда лет Городским центром развития образования совместно с Главным управлением образования проводится системная работа по обобщению и распространению результатов, полученных в ходе экспериментальной деятельности, через:
— проведение городских научно-методических семинаров, конференций, практикумов, мастер-классов;
— публикации в вестнике «Педагогическое обозрение», электронной газете «Интерактивное образование»;
— публикацию информационного сборника «Городские экспериментальные площадки в муниципальной системе образования Новосибирска» (29 ОУ обобщили свой опыт экспериментальной работы).
Образовательные учреждения, закончившие экспериментальную деятельность, обладают прогрессивным опытом, методическим ресурсом для осуществления работы по повышению квалификации педагогов других школ.
Мероприятия, направленные на совершенствование муниципальной системы образования (семинары, круглые столы, мастер-классы, совещания, консультации), формируют единое образовательное, инновационное пространство города.

Год

Количество мероприятий

Число участников

2008

98

6890

2009

109

7000

2010

113

7250

2011

136

8000

2012

120

6500

Городские конкурсы
В целях выявления и поддержки инновационных проектов, направленных на развитие муниципальной системы образования, содействия развитию проектной и исследовательской деятельности педагогов и руководителей ОУ, управления качеством образования в проводятся:
— городской конкурс инновационных проектов «Новая школа Новосибирска»

Год

Число участников

Число победителей

Число лауреатов

ОУ

педагоги

2009

204

432

8

17

2010

153

448

9

33

2012

144

423

9

34

— V городской конкурс проектов (2011-2012 уч.г.) «Модернизация образования как фактор инновационного развития города Новосибирска». На конкурс было представлено 252 проекта по 5 номинациям:
— «Инновации в содержании образования» — 42 работы;
— «Одарённые дети» — 39 работ;
— «Организация введения ФГОС» — 31 работа;
— «Новые подходы в образовании дошколь-ников» — 51 работа;
— «Современные технологии в развитии образо-вания» — 89 работ.
Жюри отметило высокий научно-методический уровень конкурсных работ, актуальность и практическую значимость инновационных проектов, эффективность апробации новых управленческих подходов в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
По итогам конкурса решением жюри определено 9 победителей и 34 лауреата. 47 участников, показавших высокие результа-ты, награждены благодарственными письмами Городского центра развития образования. (http://www.gcro.nios.ru/index.php?pid=news&id=89)
Важным ресурсом развития инновационной культуры является выставочная деятельность.
Городской центр развития образования – постоянный участник Международных образовательных выставок «УЧСИБ».
Результаты участия: 13 Больших Золотых медалей, 15 Малых Золотых медалей, 3 Золотые медали Международного образовательного форума «УЧСИБ», 3 памятных знака Главного управления образования мэрии г. Новосибирска «За большой вклад в развитие муниципальной системы образования».
Издательская деятельность.
— Информационный вестник «Педагогическое обозрение» (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ 54-00235 от 16.04.2010)

Год

Количество выпусков

Общий тираж
(экз.)

Число авторов (чел.)

2008

11

2750

112

2009

11

3300

131

2010

11

3850

168

2011

11

4125

180

2012

8

2400

154

— информационно-методический журнал «Управление развитием образования» (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ 54-00229 от 09.04.2010)

Год

Количество выпусков

Общий тираж
(экз.)

Число авторов

2010

2

600

№ 1 — 45
№ 2 — 41

2011

2

600

№ 1 (3) — 36
№ 2 (4) — 39

2012

1

350

№ 1 (5) — 40

Курсы повышения квалификации работников образования (Лицензия А№207889 от 18.03.2010)по программам:
— «Управление качеством образования»;
— «Управление развитием образования»;
— «Педагогическое проектирование»;
— «Специфика работы с детьми раннего возраста»;
— «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе»;
— «Содержание и методика краеведения в современной школе».
Новым в подходах к организации повышения квалификации стало внедрение модульно-накопительной системы повышения квалификации, позволяющей педагогам конструировать свой образовательный маршрут.

Статистика прохождения курсовой подготовки
 в МКОУ ДОВ «ГЦРО»
2007 год
381 чел.
2008 год
460 чел.
2009 год
897 чел.
2010 год
1281 чел.
2011 год
453 чел.
2012 год (1 полугодие)
580 чел.

В целях оценки эффективности деятельности и определения траектории развития МКОУ ДОВ «ГЦРО» ежегодно проводит опрос педагогического сообщества города. Данные по опросу 2011 года приведены в дополнительных материалах.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Сокращение фонда оплаты труда на 20% в результате оптимизации штатного расписания при расширении функционала в соответствии с муниципальным заданием.
Разработка и внедрение модели сетевого взаимодействия, способствующей обобщению и распространению передовых педагогических технологий, вычленению успешных методик организации образовательного процесса и дальнейшей их адаптации в другие условия, а также внедрению и апробации инновационных форм, средств и методов обучения.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Данная деятельность распространяется на город Новосибирск.
По аналогии выстроены модели методических служб г. Барнаула, г. Омска.
Частично практика реализуется в г. Томск, г. Кемерово.

Отрасль применения практики (технологии)

Образование:
— дошкольное образование;
— общее образование;
— дополнительное образование детей;
— дополнительное образование взрослых.

Дата внедрения практики (технологии)

С 2005 по настоящее время.

Отзывы, награды

2007 г. -МБОУ ДОВ «ГЦРО» победитель межрегионального (Сибирь, Дальний Восток) и лауреат Всероссийского конкурса методических служб (вошёл в 5 лучших методических служб страны).
Результаты участия в Международных образовательных выставках «УЧСИБ»: 13 Больших Золотых медалей, 15 Малых Золотых медалей, 3 Золотые медали Международного образовательного форума «УЧСИБ», 3 памятных знака Главного управления образования мэрии г. Новосибирска «За большой вклад в развитие муниципальной системы образования».
Грамоты мэра города Новосибирска, департамента образования Новосибирской области, Главного управления образования мэрии города Новосибирска.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


                                      

Документы практики:


                                      

Контакты:

Город Новосибирск. МКОУ ДОВ «Городской центр развития образования»

Россия, 630032, г. Новосибирск, ул. Котовского, д. 8
Телефон: +7  (383)3-55-51-25, 3-55-61-28
Факс: +7 (383)3-55-51-25
E-mail: gcro@list.ru
http://www.gcro.nios.ru