Новосибирск (Россия) — Успешное использование научного и инновационного потенциала — 75
Сущность предложения
Организация системного взаимодействия всех участников производственно-инновационной сферы с целью эффективного использования научного и инновационного потенциала для формирования конкурентоспособного научно-промышленного комплекса.
Условием достижения целей стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска является формирование инновационной экономики на основе развития высокотехнологичной промышленности, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью.
В промышленном секторе города сложился целый ряд проблем, препятствующих его дальнейшему качественному развитию. К числу основных из них относятся:
критический (до 70 %) моральный и физический износ производственного аппарата, и, как следствие, низкое качество продукции;
высокие производственные издержки (материалоем-кость, энергоемкость) и, как следствие, низкая рентабельность производства;
неблагоприятная возрастная и профессионально-квалификационная структура занятости в промышленности;
дефицит инвестиционных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и недостаточной инвестиционной привлекательности предприятий, препятствующий реализации программ стратегических преобразований по модернизации производства, подготовки и привлечения квалифицированных кадров, разработки и освоения новых конкурентоспособных видов продукции и услуг;
Недостаточно эффективно взаимодействие реального сектора экономики и научно-образовательных организаций: не сформирована инновационная система полного цикла, разработки научных организаций нужда-ются в доведении до технологической готовности, это звено инновационной системы (технологические институты, инжиниринговые компании и др.) не развито, и предприятия не могут освоить высокие технологии.
Система подготовки кадров характеризуется инерционностью и отсутствием методик прогнозирования профессиональной структуры потребностей рынка труда. Слабо развито взаимодействие образовательных организаций с работодателями. Предприятия не могут освоить высокие технологии из-за отсутствия необходимых инженерных и управленческих кадров, а механизм заказа на специалистов не приобрёл системного характера и мало влияет на целевую подготовку кадров.
В итоге нарастают системные факторы ограничения промышленного роста: технологическое отставание вследствие низкой доли современных технологий и низкая конкурентоспособность продукции промышленного сектора.
Технологический уровень промышленного комплекса определяется эффективностью прикладного использования научного и инновационного потенциала. Значительная концентрация научно-исследовательских и образовательных организаций создает благоприятные условия для структурной и технологической модернизации промышленности и перехода на инновационный путь развития.
Организационно-технологическое решение вопроса
Организационное и технологическое решение вопросабудет осуществляться в рамках реализации следующих направлений:
1. Организационная, информационная, консультационная и финансовая поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска, муниципальных учреждений и предприятий, финансовая поддержка молодых ученых, в.т.ч.:
— Организация проведения ежегодного Новосибирского инновационно-инвестиционного форума, Городского дня науки;
— Организация проведения конкурсов, семинаров, конференций, праздничных мероприятий, направленных на развитие научно-промышленного комплекса города Новосибирска;
— Содействие созданию и развитию в городе Новосибирске:
организаций, осуществляющих технологический аудит промышленных предприятий;
инжиниринговых центров, осуществляющих комплексную разработку новых изделий машино- и приборостроения и технологий их изготовления с использованием новейших программных средств проектирования.
— Содействие созданию и развитию в городе Новосибирске инновационной инфраструктуры, в том числе создание центров субконтрактации и аутсорсинга, технопарков, инновационно-технологических центров, молодежного инновационного инженерного центра комплексной подготовки производства новых изделий машиностроения, центра нанотехнологий и т.п.
Содействие проведению работ по анализу и прогнозированию спроса на новую наукоемкую продукцию.
— Организация презентаций научно-технических разработок и инновационных проектов научно-исследовательских организаций и вузов города Новосибирска.
— Организация конкурсов инновационных проектов с целью выявления новых инновационных идей, технических решений, изобретений прикладного характера, товаров, услуг и технологий.
Совершенствование механизмов отбора перспективных инновационных проектов.
2. Расширение взаимодействия научных и промышленных организаций в целях внедрения новых технологий, коммерциализации научных разработок, формирования высокотехнологичных кластеров и освоения производства наукоемкой конкурентоспо-собной продукции, повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, в т.ч.:
— Разработка механизмов внедрения и коммерциализации научных разработок молодых ученых – получателей грантов мэрии города Новосибирска, создание в сети Интернет базы данных проектов молодых ученых – получателей грантов мэрии города Новосибирска.
— Реализация Плана мероприятий по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук до 2013 года, утвержденного соглашением между мэрией города Новосибирска и СО РАН 20 февраля 2008 года, в ча-сти инженерно-коммуникационного обеспечения деятельности научно-инновационного комплекса.
— Реализация инновационных и инвестиционных проектов.
3. Содействие продвижению продукции на рынках сбыта, в том числе через выполнение работ для муниципальных нужд, развитие межрегионального и международного сотрудничества, кооперации и внешнеэкономических связей, реализацию проектов по Федеральным целе-вым программам; совместной деятельности с крупными отечественными и зарубежными корпорациями для увеличения экспортного потенциала, позиционирования города Новосибирска как инновационной площадки международного уровня, в т. ч. :
— Формирование коллективных экспозиций мэрии города Новосибирска, организаций города для участия в выставках, презентациях, днях делового и экономического сотрудничества, мероприятиях ВАТ, МАГ, АСДГ и т.п.
— Содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества, кооперации и внешнеэкономических связей; совместной деятельности с крупными отечественными государственными корпо-рацииями (Ростехнологии, РОСНАНО, ОАО «РЖД» и др.) и зарубежными корпорациями, в том числе с привлечением существующих проектов.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется в объеме 64795947,0 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств бюджета города — 1157443,0 тыс. рублей, из них:
I этап:
2010 год – 38740,0 тыс. рублей;
2011 год – 49553 ,0 тыс. рублей;
II этап:
2012 – 2020 годы – 1069150,0 тыс. рублей;
за счет привлеченных средств – 63638504,0 тыс. рублей, из них:
I этап:
2010 год – 11213121,5 тыс. рублей;
2011 год – 14630021,5 тыс. рублей;
II этап:
2012 – 2020 годы – 37795361,0 тыс. рублей.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Ожидаемый социальный эффект в результате проводимых мероприятий — повышение престижа научно-исследовательской деятельности и рабочих профессий;
стимулирование технического творчества ученых, инженерно-технических работников и учащейся молодежи как основы инновационного развития экономики города Новосибирска;
улучшение условий и производительности труда в промышленности на базе высокоэффективной занятости.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Рост объема отгруженных товаров собственного производства по отношению к уровню 2009 года (в ценах 2009 года)1, %: 2009 г-100,0; 2010 г – 114,2; 2012 г — 109,1; 2020 г — 230,0;
Рост инвестиций в основной капитал по промышленности к уровню 2009 года (в ценах 2009 года), %:2009 г-100,0;
2010 г – 115,8; 2012 г — 120,0; 2020 г — 260,0;
Рост среднемесячной заработной платы в промышленности по отношению к уровню 2009 года, %:2009 г-100,0;
2010 г – 113,1; 2012 г — 140,0; 2020 г — 330,0;
Удельный вес организаций, осуществляющих выпуск инновационных товаров в общем числе организаций промышленного производства, %: 2009 г — 15,02 ; 2010 г — 15,0; 2012 г — 20,0; 2020 г — 40 — 50;
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %: 2009 г — 4,02; 2010 г — 4,0 ; 2012 г — 6 – 7; 2020 г — 25 — 35;
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Актуально для внедрения в городах с развитым научным и инновационным потенциалом.
Отрасль применения практики (технологии)
Отрасли промышленности, науки, социальной сферы и городское хозяйство.
Дата внедрения практики (технологии)
2010-2020 гг.
Документы практики:
Контакты:
Мэрия города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34
Телефон: +7 383 227-40-00
Факс: +7 383 227-40-10
http://www.novo-sibirsk.ru
E-mail: EBorodina@admnsk.ru