Новосибирск (Россия) — Эффективная реализация программы по профилактике социального сиротства на территории Ленинского района — 82
7.1. Соцзащита --> 7.1.4. Организация системы опеки и попечительства.
7.4. Молодежная политика --> 7.4.18. Организация службы психологической помощи детям и подросткам попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Практики города Новосибирска
Сущность предложения
— Сокращение семей группы риска по социальному сиротству – сохранение кровной семьи;
— Сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей – жизнеустройство детей-сирот в семью;
Основной задачей проектной деятельности является создание единого реабилитационного пространства на территории района.
Организационно-технологическое решение вопроса
В декабре 2007 года, с целью создания эффективной системы профилактики социального сиротства постановлением мэрии города Новосибирск от 06.07.2006 года № 750, Ленинскому району был присвоен статус экспериментальной площадки для разработки и апробации механизмов профилактики социального сиротства. С 2008 года при поддержке Национального фонда защиты детей от жестокого обращения на территории района внедряется муниципальная модель по защите прав ребенка, которая включает 4 механизма:
— управление инновациями,
— систему подготовки кадров,
— развитие инновационных профилактических услуг,
— разработку и внедрение социальных стандартов качества данных услуг.
Экспериментальная деятельность по профилактике социального сиротства в районе ведется четвертый год.
Работа развернулась в четырех основных направлениях:
1. Реабилитация семей «группы риска»;
2. Сопровождение детей в социальном и образовательном пространстве;
3. Развитие семейных форм жизнеустройства;
4. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений;
5. Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для осуществления управления и координации инновационной деятельностью создана управленческая вертикаль:
• при администрации района: — Координационный Совет по социальной политике;
— Межведомственный Совет по профилактике социального сиротства;
• позже — при Комплексном центре социального обслуживания населения: Социальный Совет.
В их состав вошли представители всех ведомств, участвующих в жизни ребенка – образования, здравоохранения, опеки и попечительства, социальной поддержки населения, КДН, культуры, молодежной политики и спорта, общественных организаций.
В рамках экспериментальной деятельности разрабатываются:
— приказы по администрации района;
— Положения об организации новых структур и служб района;
— договоры-соглашения о сотрудничестве по профилактике социального сиротства с различными учреждениями и организациями;
— комплексные планы работы по профилактике социального сиротства на 2006-2009 годы;
— технологии:
• раннего выявления семейного неблагополучия и работы со случаем;
• профилактики ранних отказов от новорожденных;
• экстренной психологической помощи семье и детям;
• реабилитационного досуга;
• ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов с ограниченными возможностями;
• сопровождения замещающих семей;
• сопровождения выпускников интернатных учреждений;
— критерии мониторинга инновационных услуг.
За два с половиной года на территории района апробированы 39 инновационных услуг. Все они находятся на разных этапах становления:
— 12 проектов закреплены;
— 14 проектов отработаны и внедрены;
— 11 проектов находятся на этапе апробации;
— 11 проектов на этапе внедрения — требуют муниципального закрепления;
— 10 проектов на этапе разработки.
Некоторые услуги сложились в целевые службы:
• Уполномоченная служба по работе с семьей
• Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством иппотерапии;
• Служба экстренной психологической помощи подросткам и детям «Телефон доверия»;
• Группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе общежития;
• Служба сопровождения выпускников детского дома № 6;
• Служба психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями «Лекотека»;
• Социальные гостиные для детей и подростков «группы риска» на базе школ.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Городской бюджет города Новосибирска; Гранты; Региональный бюджет Новосибирской области.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Проектная деятельность по профилактике социального сиротства позволяет увеличить набор социальных услуг и расширить круг благополучателей, поддержку в кризисных ситуациях, а также качественно организовать систему профилактической помощи.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Проектная деятельность дала новый толчок к развитию общественного движения в защиту детства, привлечь представителей бизнес-структур к решению социально значимых проблем, что позволит сократить расходы городского бюджета.
Отрасль применения практики (технологии)
Социальная поддержка и защита населения, образование, здравоохранение, социальное проектирование
Документы практики:
Контакты:
Мэрия города Новосибирска. Администрация Ленинского района
г. Новосибирск, 630108, ул. Станиславского, 6а,
Телефон: +7(383)354-76-06
Приемная заместителя главы по социальным вопросам: +7 (383) 354-79-53,
Отдел социальной поддержки населения: +7 (383) 353-89-33