Омск (Россия) — Организация работы детских библиотек — 33


Сущность предложения

В ситуации «кризиса детского чтения» возрастает необходимость в модернизации библиотечной среды для ребенка и подростка.
Крайне важной является поддержка отдельных направлений читательской деятельности и литературного образования школьников, в частности, удовлетворение потребностей в актуальной, личностно-значимой информации и информации по литературному краеведению. Особенностью омской практики является создание на базе детских библиотек специализированных Центров поддержки детского чтения.
Расширяет возможности муниципальных библиотек и последовательное формирование электронных ресурсов для стимулирования детского чтения, в частности, реализация виртуальных проектов, адресованных юным пользователям.

Организационно-технологическое решение вопроса

Основой для реорганизации деятельности на протяжении нескольких лет служила целевая долговременная программа БУ г. Омска «ОМБ» «Детская библиотека как среда читательского развития» (на 2006 – 2012 годы). Созданы такие специализированные Центры детского чтения как Библиотека детской периодики, Детский центр литературного краеведения, открыт библиотечный Музей детской книги. Опыт и инициативы Центров получают поддержку других муниципальных библиотек, применяются в их практике.
В рамках проекта по продвижению чтения в детской среде «Книга+компьютер» (на 2009 – 2012 годы) разрабатывались интернет-ресурсы для детей и подростков («Виртуальный литературный карнавал», «Спасение Зеленой планеты», «Виртуальный центр литературного краеведения», «Музей детской книги»), которые активно используются для организации городских читательских акций и в индивидуальной работе с читателями.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

В рамках средств, выделяемых на выполнение муниципального задания.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

В результате реализации программы «Детская библиотека как среда читательского развития» и проекта «Книга+компьютер» расширен спектр услуг детских библиотек г. Омска, создание интернет-ресурсов для детей и подростков значительно повысило посещаемость сайта БУ г. Омска «ОМБ» данной категорией пользователей (просмотры ресурсов, созданных в рамках проекта «Книга+компьютер»: 2010 г. – 16300; 2011 г. – 32059; на 1.10.2012 г. – 19374).

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Основной эффект – социальный.
Интернет-проект детской библиотеки им. Т. Белозерова «Виртуальный центр литературного краеведения» получил финансовую поддержку Фонда Михаила Прохорова в размере 250 тыс. руб.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Специализированные Центры поддержки детского чтения созданы в двух округах г. Омска – на базе детской библиотеки № 9 Ленинского округа и детской библиотеки им. Т.Белозерова Кировского округа, библиотечный Музей детской книги – в детской библиотеке им. А.С.Пушкина Советского округа.
Работа с детской периодикой как источником актуальной информации является приоритетным направлением деятельности библиотеки № 9 с 2000 года. Здесь организован детский информационный центр «Клепа и компания», поддерживаются отношения с редакцией популярного детского журнала «Клепа». В 2011 году осуществлено переименование библиотеки в Библиотеку детской периодики – уникальную структуру, специализирующуюся на популяризации периодических изданий в детской среде. Библиотека проводит многочисленные мероприятия на материале детской периодики (в 2010 году – 232, в 2011 году – 235), является инициатором крупных городских акций.
В 2012 году летняя программа муниципальных библиотек посвящалась теме «Я с журналами дружу». В ней приняли участие читатели 31-й библиотеки – 4120 юных омичей из 37-ми учебных учреждений города, 8-ми клубов по месту жительства и 4-х социальных центров. В ходе программы была организована творческая деятельность детей по созданию собственных рукописных, печатных и электронных журналов. В результате на сайте БУ г. Омска «ОМБ» состоялся виртуальный Парад библиотечных журналов:
http://www.lib.omsk.ru/csmb.php?page=lp2012.
Детский центр литературного краеведения открыт на базе детской библиотеки им. Т.Белозерова в 2007 году. В феврале 2011 года создано интернет-представительство литературно-краеведческого Центра на сайте муниципальных библиотек (http://lib.omsk.ru/clk/), что помогает обеспечить дистанционный доступ к его документным и информационным ресурсам для широкого круга школьников и педагогов не только города Омска, но и Омской области. Проект Виртуального центра литературного краеведения стал одним из победителей конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Благотворительного Фонда культурных инициатив (Фонда Михаила Прохорова). Благодаря финансовой поддержке фонда в детской библиотеке им. Т.Белозерова осуществлено техническое оснащение Интернет-гостиной (приобретены интерактивная доска, проектор, компьютерная техника).
В течение 2011 года детская библиотека им. Т. Белозерова выступила инициатором нескольких крупных мероприятий и акций с использованием нового интернет-ресурса:
— акции «В Интернет – за омской книгой!»;
— конкурса «Иллюстрируем электронную книгу»;
— летней программы «Литературное путешествие по Сибири».
В период рекламно-просветительской акции «В Интернет – за омской книгой» специалистами библиотеки им. Т. Белозерова проведены мультимедийные презентации нового интернет-ресурса в опорных библиотеках города Омска.
Организация интернет-конкурса «Иллюстрируем электронную книгу» осуществлялась с целью привлечения школьников г. Омска к иллюстрированию книг-листалок с произведениями их сверстников.
Свои творческие работы на конкурс представили 38 читателей – учащихся детских школ искусств № 9, 13, 14, 15, художественной школы № 2 г. Омска (http://lib.omsk.ru/clk/clk/node/72).
К летней программе чтения «Литературные путешествия по Сибири» были привлечены читатели 32-х муниципальных библиотек.
Библиотеки проводили для своих читателей увлекательные виртуальные путешествия по литературной карте Сибири и Дальнего Востока, знакомили их с фольклором народов родного края и творчеством сибирских писателей:
(http://lib.omsk.ru/clk/clk/taxonomy/term/11?page=1).
В июле для участников летней программы был организован интернет-конкурс «Сибирские следопыты». Ребята отвечали на вопросы викторины по сказкам народов Сибири и рисовали любимого героя сибирских сказок.
Всего в рамках летней программы 2011 года проведено 186 мероприятий. Их участниками стали 5905 детей из летних лагерей 41-й общеобразовательной школы г.Омска.
Цель Музея детской книги, организованного в старейшей детской библиотеке г. Омска, – формировать и поддерживать интерес к старой книге как важному элементу книжной культуры семьи, семейной истории. При поддержке Центральной городской библиотеки деятельность Музея продолжается в ряде интернет-проектов: на сайте муниципальных библиотек создан виртуальный Музей детской книги (http://www.lib.omsk.ru/muzey.php) – номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек 2009 года, в Живом Журнале – сообщество библиотекарей и читателей «Музей детской книги»
(http://kid-book-museum.livejournal.com/).
Весной 2012 года материалы интернет-проектов послужили основой для проведения городской читательской акции – исторического ралли «Вперед, на книжные раскопки!» Читатели 27-ми библиотек совершили путешествия в историю детской книги, познакомились с уникальными изданиями из личной библиотеки омского краеведа В.И. Селюка, приняли участие во флешмобе «Самая старая детская книга моей домашней библиотеки»:
http://www.lib.omsk.ru/proekty/
Распространению опыта омских муниципальных библиотек в другие регионы России способствовало выступление руководителя программ и проектов, главного библиотекаря Е.А. Монаховой, на ХVI-й ежегодной конференции РБА в г. Тюмени (май 2011 г.), на web-семинаре для библиотечных специалистов г. Кемерово (октябрь 2012 г.). В рамках проекта «Виртуальный центр литературного краеведения» проведен ряд презентаций и мастер-классов для библиотечных специалистов Омской области и школьных библиотекарей г. Омска.

Отрасль применения практики (технологии)

Библиотечное обслуживание населения.

Дата внедрения практики (технологии)

2010 – 2012 годы.

Отзывы, награды

Диплом Централизованной системы муниципальных библиотек г. Омска – номинанта Третьего Всероссийского конкурса публичных библиотек за проект «Музей детской книги» (декабрь 2009 г.) (приложение 1).
Сертификат победителя Открытого Благотворительного конкурса Фонда Михаила Прохорова «Новая роль библиотек в образовании» (2010 г.) (приложение 2).
Сертификат Е.А. Ушаковой, библиотекаря детской библиотеки им. Т.М. Белозерова – победителя конкурса Администрации города Омска «Престиж профессии» (2010 г.) (приложение 3).
Письмо Администрации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» коллективу детской библиотеки им. Т. Белозерова (приложение 4).
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


                                

Документы практики:


                                

Контакты:

Город Омск. Программа «Детская библиотека как среда читательского развития»

644090 г. Омск, ул. Масленникова, д. 62
Телефон: +7 (3812) 31-00-28

Администрация города Омска. Департамент социальной политики

Директор департамента – Добрых Сергей Владимирович
Телефон: +7 (3812) 20-12-85
E-mail: dsp-omsk@mail.ru .