Омск (Россия) — Официальное интернет-представительство органов исполнительной власти: официальный портал Администрации города Омска — 29
Сущность предложения
Современная версия официального портала Администрации города Омска была создана в 2009–2010 годах в Казенном учреждении города Омска «Управление информационно-коммуникационных технологий» (УИКТ). Основные цели функционирования портала:
• повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти для граждан;
• взаимодействие муниципалитета и общества посредством информационно-коммуникационных технологий (в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и постановлением Администрации города Омска от 25.06.2010 № 518-п «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Администрации города Омска»).
Развитие ресурса ведётся в рамках действующей долгосрочной целевой программы «Электронный Омск» (постановление Администрации города Омска от 01.09.2009 № 698-п).
Программный комплекс управления порталом построен на платформе Liferay, которая делает возможной распределенную работу сотрудников структурных подразделений мэрии по наполнению ресурса. В настоящее время общее количество содержательных материалов портала составляет порядка 15 тысяч страниц и документов.
Портал имеет удобные для пользователей интерфейс и навигацию, логично и понятно выстроенную структуру.
В выдаче популярных поисковых машин по запросу «Омск» портал делит 1–2 места с всемирной электронной энциклопедией «Википедия».
Особо значимые этапы реализации практики
2009–2010 годы
Создание сайтов всех структурных подразделений (департаментов, управлений) и административных округов в рамках единого портала. Раскрыта информация обо всех подведомственных учреждениях городской администрации (всего — более 500).
2010 год
Создание версии портала для сенсорных экранов (информационных киосков), установленных в администрациях городских округов. В этой версии представлен справочник подразделений мэрии и сведения о процедурах оказания муниципальных услуг; используется общая с порталом база данных.
С целью социальной адаптации людей с особыми потребностями создана отдельная версия портала для слабовидящих.
С 2010 года по настоящее время
Перевод в электронный вид муниципальных услуг:
• запись на приём к врачу (2010-2012 годы, упразднена после передачи системы здравоохранения на региональный уровень);
• запись в детский сад (с 2011 года);
• запрос архивных справок (с 2011 года);
• проверка готовности документов (с 2012 года);
• электронная очередь службы одного окна (с 2013 года);
• сервис «Защита трудовых прав» (с 2013 года).
Создание интерактивной формы обращений граждан и публикация обзоров наиболее интересных и часто встречающихся обращений.
Регулярное размещение фоторепортажей о разных сторонах жизни мегаполиса. Общее количество снимков по состоянию на октябрь 2013 года – более 3 500.
Оперативная публикация видеосюжетов о работе городской администрации и подведомственных учреждений, значимых городских событиях.
Организация периодических онлайн-трансляций выступлений первых лиц города.
Оперативная публикация на портале документов аукционов по продаже и аренде муниципального имущества.
2011–2012 годы
Создание кратких презентационных версий портала на иностранных языках: английском, немецком, китайском. Они ориентированы как на потенциальных инвесторов, так и на туристов.
2012 год
Создание виртуальной экскурсии по историческому Омску.
Редизайн портала. Новый принцип организации главной страницы: сделать более заметными для пользователей электронные услуги и привлечь внимание к медийному наполнению.
2013 год
Настройка локального поискового механизма с индексацией файлов всех используемых на портале форматов.
С 2013 года по настоящее время
Создание интерактивных карт с расписанием событий и медиасоставляющей к крупным городским мероприятиям с рассредоточенными по территории города площадками.
Целевая аудитория портала
Горожане узнают на портале омские новости, пользуются справочной информацией, получают муниципальные услуги, используют интернет-приёмную для интерактивного обращения граждан к специалистам мэрии.
Журналисты получают из первых рук новости муниципалитета, знакомятся с актуальными объявлениями, имеют постоянный доступ к контактным данным структурных подразделений мэрии.
Представители бизнеса и инвесторы пользуются специализированной информацией в части местного законодательства, знакомятся с целевыми программами для бизнеса, инвестиционным паспортом Омска, документами проводимых администрацией города аукционов.
Учащиеся знакомятся с материалами по истории и краеведению, афишей культурных событий и программами муниципальных музеев.
Гости города, туристы имеют доступ к страницам истории и современности Омска на русском и иностранных языках.
Пользователи поисковых машин обращаются к материалам портала с конкретными запросами, минуя главную страницу; наиболее востребованные подразделы — обзоры обращений граждан и правовые консультации.
Принципы публикации материалов портала
1. Все новые текстовые материалы снабжаются гиперссылками на существующие тематические страницы портала.
2. Новости имеют рубрикацию и снабжены тематическими тегами, содержат преамбулу (лид) и фото, могут содержать прикреплённые текстовые файлы или иллюстративный материал.
3. Фотоальбомы и видеосюжеты имеют рубрикацию, снабжены тематическими тегами, содержат преамбулу (лид).
4. На статичных страницах со справочной информацией всегда имеется поясняющая преамбула, часто содержится иллюстративный материал.
5. Пресс-конференции руководителей города и структурных подразделений мэрии перед публикацией проходят литературное редактирование, снабжены тематическими тегами, содержат преамбулу (лид) и ссылки по тексту на соответствующие тематические страницы портала и новостные сюжеты по вопросам, поднятым в ходе встреч с журналистами.
Организационно-технологическое решение вопроса
Для поддержки и развития портала c 2008 по 2010 г. в УИКТ были созданы три сектора:
• информационно-аналитический сектор;
• сектор по работе с медиаданными;
• сектор интернет-технологий.
Работы по подготовке и публикации материалов ленты новостей портала проводит департамент информационной политики.
Постановление Администрации города Омска от 17.12.2012 № 1638-п «О департаменте информационной политики Администрации города Омска»
Кроме того, для отдельных работ привлекаются сторонние организации и специалисты (на основе муниципальных конкурсов).
Развитие сервисов портала ведется преимущественно в рамках реализации долгосрочной городской целевой программы «Электронный Омск», рассчитанной до 2015 года. Организатором мероприятий программы является Казенное учреждение города Омска «Управление информационно-коммуникационных технологий» (УИКТ).
Постановление Администрации города Омска от 01.09.2009 № 698-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы города Омска «Электронный Омск» на 2010–2015 годы»
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Источник финансирования: муниципальное образование городской округ город Омск. Уровень: местный бюджет.
Основная работа по поддержанию функций и наполнению портала осуществляется непосредственно специалистами УИКТ и департамента информационной политики в рамках основной профессиональной деятельности.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Ежедневно официальный портал Администрации города Омска посещает от 4 000 до 5 000 уникальных пользователей. В День города в 2013 году зафиксировано 15 000 уникальных посетителей — люди изучали онлайн-карту праздника, знакомились с репортажами о праздничных событиях.
Более половины ежедневной аудитории — постоянные посетители (возвращающиеся на портал), новые посетители составляют 44%.
Средняя продолжительность нахождения на портале — 2 минуты 50 секунд.
За 9 месяцев 2013 года около 7 000 пользователей получили муниципальные услуги через электронные сервисы официального портала мэрии.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Основной экономический эффект внедрения практики состоит в уменьшении затрат на осуществление управленческих функций муниципалитета за счёт электронной системы делопроизводства и документооборота, развития электронного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.
Пользователи электронных муниципальных услуг также получают значительную экономию времени и денежных средств, обращаясь к сервисам портала.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Практика реализуется в Администрации города Омска и может быть внедрена в деятельность других муниципалитетов или субъектов федерации.
Отрасль применения практики (технологии)
Система муниципальной власти.
Дата внедрения практики (технологии)
2010 год.
Отзывы, награды
Портал неоднократно получал высокие оценки экспертов.
Российское агентство развития информационного общества и Информационно-методический центр технологий государственного и муниципального управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ отметили, что портал отвечает современным требованиям общества и заслуживает высокой оценки за «преемственность и согласованность технических решений, которые внедряются и взаимоинтегрируются на уровне субъекта и муниципалитета». http://www.rario.ru/news/Omsk_Vremena_menyautsa.php
По результатам анализа сайтов органов власти 48 субъектов федерации и муниципалитетов, проведенного Общественной палатой Российской Федерации, официальный портал Администрации города Омска вошел в пятерку лучших. http://admomsk.ru/web/guest/news/-/asset_publisher/mh3W/content/267037
Портал стал победителем в номинации «Лучшее интернет-представительство органа государственной власти, адаптированное для лиц с ограниченными возможностями» международного конкурса «Золотая паутина — 2010». http://www.goldweb.tv/winners/index.php
Омск отмечен дипломом IV Международного смотра-конкурса «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» за эффективное использование информационных технологий в системе предоставления муниципальных услуг.
http://admomsk.ru/web/guest/news/-/asset_publisher/mh3W/content/345789
Дипломы, благодарственные письма:
1. Диплом лауреата городской выставки «Омская марка — 2011». Награждено КУ г. Омска «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Омска» за повышение качества оказания муниципальных услуг населению.
2. Благодарственное письмо министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области за активное участие в работе Международного информационного конгресса «Электронное правительство — новые возможности управления государством» (МИК-2012)
3. Диплом X Всероссийской научно-практической конференции «Муниципальные информационные системы. Достижения. Проблемы. Перспективы» (Екатеринбург, 2013)
Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Омска
Телефон: +7(3812) 78-78-20 (приемная),
24-49-34 (канцелярия)
web: http://www.admomsk.ru