Оренбург (Россия) — Эффективное формирование и исполнение бюджета города — 74


Сущность предложения

Постоянная и целенаправленная работа по обеспечению роста собираемости доходов и налогооблагаемой базы, контролю за исполнением функций администраторами доходов – основа успешной наполняемости городского бюджета, обеспечения оптимального баланса доходов и расходов бюджетных средств. Работа проводится по основным направлениям:
— администрирование доходов бюджета города Оренбурга;
— выполнение мероприятий по обеспечению дополнительных поступлений в бюджет города;
— оформление общей долевой собственности на земельные участки под многоквартирными жилыми домами;
— исчисление земельного налога под многоквартирными жилыми домами;
— повышение собираемости налогов и уточнения налогооблагаемой базы;
— исполнение функций главных администраторов доходов.

 

Масштаб мероприятия

Данная работа проводится во всех органах местного самоуправления, отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации города Оренбурга, муниципальных учреждениях во взаимодействии с государственными органами власти всех уровней, коммерческими, промышленными и банковскими организациями.

 

Организационное решение вопроса

Ежегодно решением Оренбургского городского Совета утверждается бюджет города Оренбурга с предварительным детальным его рассмотрением на заседаниях постоянных депутатских комитетах совета, на публичных слушаниях. В целях эффективных расходов городского бюджета ежегодно принимается постановление администрации города Оренбурга «О мерах по выполнению решения Оренбургского городского совета, утверждающего бюджет города Оренбурга» В настоящее время осуществляется рассмотрение проекта бюджета на 2011 – 2013 годы.

 

Технологическое решение вопроса

В работе по формированию и исполнению городского бюджета применяются различные технологии. Администрацией города совместно с правоохранительными и налоговыми органами проведено 60 заседаний комиссий по погашению задолженности по платежам в бюджет города, заслушано 520 руководителей предприятий-недоимщиков. По результатам перечислено в бюджет 26,8 млн. руб. Также осуществляется проведение:
— заседаний комиссии по легализации «теневой» части заработной платы, на которых заслушиваются руководители и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума ( в 2010 году в 28 организациях повысили заработную плату работникам до величины прожиточного минимума);
— рейды по выявлению собственников бесхозного имущества;
— рейды совместно с со службами судебных приставов г. Оренбурга и налоговыми органами города по сокращению задолженности по налогам в бюджет города;
— рейды по проверке полноты и своевременности уплаты земельного налога и арендной платы за землю;
— рейды по выявлению фактических объемов наружной рекламы по 5 улицам города;
— совещания по основным направлениям работы по наполняемости и расходованию бюджета.

 

Cоциальный результат

— В тяжелых финансовых условиях бюджет города Оренбурга сохранил социальную направленность, в первую очередь, в части поддержки образования, школьного питания, здравоохранения, финансирования социальных целевых программ; расходы на финансирование данных мероприятий составляют 75,7% от общей суммы бюджета (приложение 3,4)
— В Оренбурге приняты меры по обеспечению финансирования первоочередных расходов. Так, заработная плата работникам бюджетной сферы выплачивается своевременно в установленные сроки. На эти цели направлено 1 757,6 млн. руб. (32,9%) средств бюджета города Оренбурга с учетом межбюджетных трансфертов.
— В то время, когда еще экономика не совсем оправилась от кризиса, в результате согласованных действий Оренбургского городского Совета и администрации города изыскана возможность увеличить заработную плату на 15% с 01.07.2010 педагогическим работникам дошкольных и внешкольных учреждений, с 01.09.2010 — педагогическим работникам учреждений культуры и спорта, на что дополнительно направлено 43,7 млн.руб.
— При формировании проекта бюджета на 2011-2013 годы предусмотрено увеличение заработной платы с 01.01.2011 на 15% специалистам ДК, музеев и библиотек.
— Предусмотрено повышение с 01.06.2011 года на 6,5% всем остальным работникам бюджетной сферы.
— Сохранено финансирование всех муниципальных целевых программ, которые за 9 месяцев 2010 года профинансированы в объеме 60,5 % от годового плана или 255,7 млн.руб. (приложение 5)

 

Экономический результат

— Экономическая ситуация, сложившаяся в отчетном периоде в областном центре свидетельствует о некоторой стабилизации по основным видам экономической деятельности, что повлекло за собой увеличение налоговых доходов.
— Первоначально бюджет был утвержден по доходам в сумме 6 532,9 млн.руб., по расходам – 6 929,3 млн.руб., с дефицитом 396,4 млн.руб. В течение 9 месяцев 2010 года плановые показатели бюджета были скорректированы, путем увеличения налоговых и неналоговых доходов на 329,5 млн.руб., безвозмездных поступлений на 1765 млн.руб. и доходов от предпринимательской деятельности на 40,2 млн.руб.
— Исполнен бюджет по доходам в сумме 6 324,8 млн. руб. или на 72,97% к годовым назначениям, что на 562,4 млн. руб. или 9,8% больше поступлений аналогичного периода прошлого года (за счет налоговых и неналоговых доходов на 265 млн.руб., безвозмездных перечислений на 251,2 млн.руб. и доходов от предпринимательской деятельности на 46,2 млн.руб.)
— Кассовое исполнение налоговых и неналоговых доходов за 9 месяцев 2010 года составило 106,5%.
— Бюджет города за 9 месяцев 2010 года исполнен с профицитом в размере 298,2 млн. рублей, который образовался за счет увеличения остатков средств на счетах по учету средств бюджета, сложившихся по состоянию на 01.10.2010, в сумме 283,8 млн. рублей и дебетового сальдо кредитов в сумме 14,4 млн.рублей.
— На 01.10.2010 года размер муниципального долга составил 426,5млн. рублей; по сравнению с началом года его размер сократился на 12,6млн. рублей.

 

Реализация предложения

Целенаправленный комплексный подход к формированию и исполнению городского бюджета возможен для использования в других муниципальных образованиях.

 

Финансовые ресурсы

В общей сумме доходов бюджета города Оренбурга за 9 месяцев 2010 года доходы составили (приложение 1):
— налоговые доходы — 2 689,1 млн.руб. (доля в общей сумме доходов – 42,5 %) (приложение 2);
— неналоговые доходы – 656,6 млн.руб. (10,4 %);
— безвозмездные поступления – 2 491,7 млн.руб. (39,4 %);
— доходы от предпринимательской деятельности – 487,4 млн.руб. (0,7%)
В целях сокращения дефицита бюджета и роста доходной базы на 2010 год разработаны и утверждены сводные мероприятия по обеспечению дополнительных поступлений и экономии расходов бюджета города Оренбурга. Годовое задание установлено в сумме 279,7 млн. руб., в том числе от действий налоговых органов – 69,7 млн. руб. и от совместных с администрацией мер – 210,0 млн. руб. Фактически за 9 месяцев 2010 года налоговыми органами взыскано в бюджет города 43,0 млн. руб. (61,8%). От принятия административных мер за 1 полугодие 2010 года сэкономлено и дополнительно поступило в бюджет города 196,7 млн. руб., из них доходы – 72,4 млн. руб., административные меры по внедрению энергосберегающих технологий и экономия расходов бюджета города – 124,3 млн. руб. Принятые Администрацией города меры по стабилизации экономики города Оренбурга привели к положительному результату в исполнении бюджета по расходам. Расходная часть бюджета города Оренбурга за 9 месяцев 2010 года исполнена на 66,1% (или 6 026,6 млн. рублей), тогда как за аналогичный период 2009 года исполнение составило 67,1%.

 

Награды

Практика отмечена дипломом III Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2010 год.

 


                                                                                         

Документы практики:


                                                                                         

Контакты:

Администрация города Оренбурга

460000, РФ, г. Оренбург, ул. Советская, 60
Телефон:+7 353-2 98-70-10
Факс: +7 353-2 98-77-66
http://www.admin.orenburg.ru
E-mail: general@admin.orenburg.ru