Пенза (Россия) — Проект «Дарим добро» — 35
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.13. Общественные организации, осуществляющие помощь людям с огр. возм. и взаимодействие этих орган. с органами федер. и регион. власти.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.2. Организация разъяснительной и воспитательной работы с жителями по вопросам поддержки людей с ограниченными возможностями.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.4. Организация учета детей и подростков с ограниченными возможностями.
Практики города Пензы
Сущность предложения
Содействие в использовании возможностей добровольчества для преодоления социальной изолированности, создания интегративной среды и условий для улучшения жизни детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время на территории Первомайского района г. Пензы проживает 296 семей, воспитывающих 303 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Решением проблем данных семей и реализацией реабилитационных мер социального характера занимается отделение социальной реабилитации МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Первомайского района г. Пензы.
Одна из главных проблем ребенка-инвалида заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом сложившегося общественного сознания. Семьи с такими детьми ведут замкнутый, ограниченный образ жизни, испытывают состояние тревоги, неуверенности.
Поэтому очень важно, чтобы рядом с ними оказались люди, способные помочь преодолеть возникающие трудности и проблемы.
Таким образом, возникла необходимость создания социального проекта, целью которого является содействие для использования ресурсов добровольчества для преодоления социальной изолированности, создание интегративной среды и условий для улучшения жизни детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачами проекта являются:
— оказание добровольцами адресной поддержки детям-инвалидам и семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
— увеличение притока добровольческих ресурсов в сферу поддержки детей-инвалидов;
— информирование общества о потребностях, возможностях оказания поддержки детям с ограниченными возможностями, поиск возможностей их удовлетворения с использованием потенциала добровольчества;
— распространение информации о современных методах работы добровольцев с детьми-инвалидами;
— включение детей-инвалидов в жизнь местного сообщества, интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
— формирование и расширение социальных связей и навыков общения.
Организационно-технологическое решение вопроса
Все мероприятия, реализуемые в рамках проекта «Дарим добро», можно разделить по нескольким направлениям:
1. Физкультурно-оздоровительное направление, целью которого является формирование двигательной активности, оздоровление детей с ограниченными возможностями.
В ходе мероприятия было задействовано 40 учащихся и 13 добровольцев.
2. Социокультурное направление, целью которого является раскрытие творческих способностей детей-инвалидов в рамках работы кружков Центра по декоративно-прикладному творчеству и проведение досуговых мероприятий.
В рамках данного направления было проведено 3 мероприятия.
3. Психологическое направление. Для преодоления вышеуказанной проблемы в рамках проекта проводились тренинговые занятия «Уроки добра». Их целью является воспитание и развитие толерантности по отношению к детям с ограниченным возможностями и стимулирование развития добровольческого движения.
Занятие состоит из 4-х частей:
1. Просмотр видеоматериала о детях с ограниченными возможностями.
2. Обсуждение по итогам просмотра, беседа детей с психологом.
3. Тренинговые упражнения.
4. Рисунки по итогам занятий, обсуждение обращения детей-инвалидов к здоровым детям, написание ответа. Уроки добра были проведены в 8 школах Первомайского района: МБОУ СОШ № 62, № 59, № 32, № 69, № 60 ( 2 корпус), № 30 (1 корпус), МБОУ «Лицей № 55», МБОУ «Кадетская школа № 46 г.Пензы Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус».
Было задействовано более 220 учащихся начальных классов.
По завершению мероприятий был проведен опрос студентов-добровольцев с целью выяснения их мнения о необходимости организации и проведения подобных мероприятий. В ходе мониторинга выяснилось, что студенты-добровольцы считают важным проведение таких мероприятий в поддержку детей-инвалидов и согласны на дальнейшее плодотворное сотрудничество. С одной стороны они получают возможность проявить себя, реализовать свой потенциал, осознать свою востребованность в жизни общества, с другой стороны осуществляют социально значимую деятельность.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Реализация Проекта будет осуществляться на базе муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Первомайского района г. Пензы.
Финансирование на реализацию Проекта не предусмотрено.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
— раскрытие творческих способностей детей-инвалидов и создание положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативных навыков;
— воспитание и развитие толерантности в отношении детей с ограниченными возможностями;
— расширение представлений о способах и правилах общения с детьми-инвалидами, осознание понятий физическая и эмоциональная, душевная боль, стимулирование желания оказать помощь;
— приобщение к двигательной активности;
— формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, развитие эстетических чувств, эмоциональной сферы личности, развитие интереса к с сценическому искусству у детей-инвалидов;
— увеличение притока добровольческих ресурсов в сферу поддержки детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, для дальнейшего сотрудничества по созданию интегративной среды и условий для улучшения жизни детей-инвалидов;
— распространение во всех доступных СМИ информации о современных методах работы добровольцев с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов, и об организациях, осуществляющих обучение и координирующих работу добровольцев с семьями и детьми.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Социальное управление города Пензы,
МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Первомайского района г. Пензы.
Отрасль применения практики (технологии)
Социальная сфера.
Дата внедрения практики (технологии)
2011 год.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Пензы. Социальное управление
440008, г.Пенза, ул. Ставского, д. 9
Волков Сергей Владимирович — начальник
Телефон/факс: +7 (8412) 54-38-33
E-mail: socuprpenza@mail.ru
Отдел реализации целевых программ:
г.Пенза, ул.Куйбышева д. 14а
Телефон: +7 (8412) 52-43-51