Пенза (Россия) — Согласование направлений развития школ с социальным заказом местного сообщества — 12


Сущность предложения

Содержательно-образовательная модель дробно-рейтинговой оценки позволяет создать механизм поэлементного мониторинга развития уровня обученности каждого школьника как самим ребенком, так и родителями. Введённая модель оценивания от 2,1; 2,2 до 4,6; 4,7…5 позволяет пошагово отслеживать путь движения ученика в усвоении учебного материала, рефлексировать причины удачи и неудачи.
Основным инструментом системы контроля знаний является отметка, выраженная в баллах. И если в итоговой государственной аттестации применяется подробная стобальная шкала, то для текущего оценивания внутри школы в подавляющем большинстве используется все еще традиционная пяти-, а точнее четырехбальная система.
Очевидно, что для полного использования огромного потенциала оценивания этого явно недостаточно, поэтому все чаще школы вводят другие шкалы отметок: восьми-, десяти-, двенадцатибальные с соответствующими таблицами перевода в традиционную систему оценок.
Основной целью введения данной модели аттестации обучающихся стало повышение качества обучения через повышение мотивации учащихся и стимулирование учебной работы на основе системы объективного контроля.
Для проведения оценивания были разработаны критерии по каждому виду контроля и каждому предмету.
Критерии оценивания ЗУН на уроках и другие оцениваемые факторы доводятся до сведения учащихся и родителей на собраниях, при индивидуальных консультациях, в памятках в печатном виде и в электронном виде. Обязательное пояснение критериев родителям и детям:
— помогает правильной организации самостоятельной домашней работы;
— дает четкое понимание истинного уровня знаний ребенка;
— создает условия для формирования умения само- и взаимо- оценивания. Опыт работы школы показал, что дети очень хорошо воспринимают четкие критерии и практически всегда дают оценку соответствующую учительской в пределах 0,2;
— помогает понять структуру знания и ценность в баллах каждого составного элемента учебного действия;
— обеспечивает постоянный контакт между учителем, обучающимися, родителями, администрацией школы;
— создает благоприятный психологический климат в процессе оценивания, исключая непонятные оценочные ситуации, травмирующие психику ребенка.
Преимущества дробной системы оценивания:
1)Более объективное оценивание качества усвоения материала (четверка четверке рознь).
2)Уменьшение доли субъективных отношений при оценивании.
3)Заострение внимания на ошибках и недочетах («минус» в традиционной оценке теряется и не откладывается в сознании ребенка как ошибка).
4)Стимулирование активной работы в течение всего урока на каждом занятии (возможность повысить оценку, накопительная система баллов, использование дополнительных источников знаний и разных форм представления информации).
5)Стимулирование самостоятельной углубленной работы дома (возможность повысить оценку, использование дополнительных источников знаний и разных форм представления информации, выполнение необязательных творческих заданий, участие в олимпиадах и т.д.).
6)Неограниченные возможности для формирования навыков самооценивания и взаимооценивания на основе четких критериев.
7)Ежедневное дистанционное взаимодействие с родителями посредством оценки для своевременного принятия мер.
8)Понятна детям, родителям и старшим родственникам, привыкшим к пятибалльной системе в отличие от 10- и 12- балльных.
Таким образом, дробно-рейтинговая оценка становится эффективным инструментом развития личности.

Организационно-технологическое решение вопроса

Данная организационно-содержательная модель была разработана и экспериментально опробована на базе МБОУ СОШ № 51 в 2014/15 уч. году.
В 2015/16 учебном году модель введена ещё в школах № 4 «Ступени», 7, 19, 20, 26, 35, 40, 51, 60, 66, школе-интернате № 1 города Пензы.
В 2015/2016 учебном году на базе школы № 51 работает муниципальная стажировочная площадка «Использование дробно-рейтинговой системы оценивания в организации образовательного процесса»

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Разработка и апробация организационно-содержательной модели проводилась в рамках выделенных бюджетных средств. Частичное финансирование работы обеспечило Управление образования города Пензы.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Дробная система позволяет выстраивать строгие рейтинги для наиболее объективного поощрения учащихся. Заметно повысилась заинтересованность учащихся в результатах учёбы.
Стал возможен индивидуальный подход к каждому ребёнку на каждом уроке: дроби стимулируют более качественную подготовку, пропуск занятия, даже по болезни, не освобождает ученика от обязанности получить текущую и итоговую оценку по теме впоследствии. Таким образом, можно говорить о том, что дробное оценивание способствует формированию более осознанного и ответственного отношения к своим знаниям.
С введением рейтингов в школе появилась еще одна хорошая традиция – праздники знаний с вручением сертификатов знатоков (каждую четверть).
Очевиден воспитательный эффект рейтинговой системы: строгий учёт знаний и умений, включение в рейтинг результатов разных видов работы развивают самостоятельность, ответственность и сознательное отношение к учебному труду. Школьник в буквальном смысле зарабатывает рейтинг, осознавая соразмерность оценки и труда, затраченного на её получение. Оценка перестаёт быть формальной, она учитывает объём интеллектуального труда, вложенного в решение поставленных перед учащимися задач, и в то же время отражает качественный уровень достижений школьника.
Для администрации и педагогического коллектива итоги рейтингов позволяют наиболее эффективно организовать внеурочную деятельность, планировать курсы, факультативы, платные услуги, правильно выбирая уровень работы и содержание курса.
Повысился психологический комфорт учащихся за счёт прозрачности и единообразия подходов к оценке их деятельности, объективности выставления оценки.. Если в рамках традиционной системы в случае спорной оценки учитель имеет право выбрать, какую оценку поставить, то при дробном оценивании считается среднее арифметическое , которое зависит не от субъективного отношения учителя к ученику, а от показателей самого ученика в течение определённого периода.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Участие в разработке проектов стало средством повышения квалификации преподавателей и администрации образовательных учреждений.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Учреждения образования города Пензы и Пензенской области

Отрасль применения практики (технологии)

Отрасль образования.

Дата внедрения практики (технологии)

2012 год.

География использования практики (технологии).

Город Пенза, город Кузнецк Пензенской области.

Отзывы, награды

В средствах массовой информации регулярно публикуются данные о результатах, проблемах и перспективах введения дробно-рейтинговой системы оценивания.


             

Документы практики:


             

Контакты:

Администрация города Пензы. Управление образования

г. Пенза, ул. Володарского, д. 5
Начальник – Голодяев Юрий Александрович.
Телефон: +7 (8412) 560220