Пермь (Россия) — Муниципальная программа — как эффективный механизм реализации Стратегии развития города — 3


Сущность предложения

В бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ неоднократно отмечалась необходимость координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» реализация стратегий социально-экономического развития регионов должна осуществляться посредством детализации их основных положений в государственных (муниципальных) программах, которые являются инструментом бюджетного планирования.
Вместе с тем, стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной и муниципальной политики.
Анализ государственных программ РФ и Пермского края свидетельствует об отсутствии четкой связи между стратегическими и программными целями, задачами, показателями и механизмами их реализации.
В городе Перми создан механизм координации стратегического, бюджетного и программного планирования посредством учета и внедрения стратегических приоритетов при разработке, реализации, мониторинге и оценке эффективности реализации муниципальных программ.

Организационное и технологическое решение вопроса

Нормативно-правовой этап реализации практики:
1. Приняты документы стратегического планирования:
1.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года (решение Пермской городской Думы от 22.04.2014 № 85)
(далее-Стратегия СЭР)
1.2. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года на период 2016-2020 годов (решение Пермской городской Думы от 26.04.2016 № 67) (далее-План СЭР)
2. В программном формате сформирован бюджет города Перми:
2.1. Положение о бюджете и бюджетном процессе города Перми (внесены соответствующие изменения)
2.2. Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования, реализации (постановление администрации города Перми от 25.09.2013 № 781)
2.3. Актуализированы нормативные правовые акты, регламентирующие систему планирования в городе Перми
3. Нормативно закреплен механизм и процедуры реализации Стратегии и Плана СЭР посредством разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ:
3.1. Устав города Перми (решение Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150)
3.2. Положение о стратегическом планировании в городе Перми (решение Пермской городской Думы от 23.08.2016 № 166)
3.3. Порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальной программы (постановление администрации города Перми от 01.07.2014 № 433)
3.4. Регламент мониторинга и контроля реализации Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года на период 2016-2020 годов

Организационный этап реализации практики:
1. Осуществляется независимая экспертно-аналитическая экспертиза уполномоченным органом администрации города Перми, а также рассмотрение на круглых столах с участием общественности проектов муниципальных программ на предмет соответствия целям, задачам, механизмам и целевым показателям Стратегии и Плана СЭР.
2. Утверждены новая бюджетная классификация и основные направления налоговой и бюджетной политики, в которых отражены цели, задачи и механизмы муниципальных программ, коррелирующие со Стратегией и Планом СЭР города Перми.
3. Внедрена система мониторинга и оценки реализации Стратегии и Плана СЭР, включая использование информационно-аналитической системы «Муниципальная статистика» и проведение регулярных социологических опросов населения города Перми.
Важным достоинством муниципальных программ Перми является наглядное отражение в них зависимости «деньги-результат». Созданная система оценки программ позволяет оценить степень достижения показателей целей, задач и механизмов их реализации при фактически достигнутом уровне освоения объема финансирования.
При этом наибольший удельный вес в оценке эффективности приходится именно на достижение целей и задач, носящих стратегический характер.
4. Результаты мониторинга и оценки ежегодно представляются для рассмотрения в Пермскую городскую думу в виде ежегодного отчета Главы города Перми о ходе реализации Стратегии СЭР и достижении целевых показателей, предусмотренных Планом СЭР (далее – Ежегодный отчет) и сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ (далее – Сводный доклад).
В Ежегодном отчете отражаются результаты мониторинга целевых показателей, характеризующих достижение целей Стратегии и Плана СЭР. В Сводном докладе отражаются результаты мониторинга показателей, характеризующих достижение целей, задач и механизмов реализации Плана СЭР, нашедших отражение в муниципальных программах.
5. Документы, в которых отражаются результаты мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, размещаются на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

На разработку муниципальной практики финансовые ресурсы не требуются.
На реализацию муниципальных программ из всех источников финансирования привлечены следующие средства (тыс. руб.):
2014 год 2015 год 2 016 год
(факт) (факт) (план)
22 388 817,948 21 331 553,453 22 125 049,063

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Доля муниципальных программ, получивших высокую и среднюю оценку эффективности по итогам реализации за отчетный период (год), от общего числа реализуемых муниципальных программ составила:
в 2014 году- 80,9 %,
в 2015 году — 83,3 %.
К 2020 году планируется дальнейший рост эффективности реализации программ до 85,5%

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Создание и внедрение механизма координации стратегического, бюджетного и программного планирования позволили создать систему обеспечения результативности использования бюджетных средств в увязке с приоритетами муниципальной политики.
Одним из принципов формирования бюджета города Перми является его бездефицитность. Сбалансированность доходов и расходов является основой сохранения стабильности и устойчивости бюджета.
Активное формирование собственной доходной базы позволило Перми выйти среди городов-аналогов с 3 на 1 место по уровню бюджетной обеспеченности за счет собственных доходов на одного жителя.
Бюджетный процесс в городе характеризуется сбалансированностью, исполнением принятых расходных обязательств и отсутствием муниципального долга. Удается обеспечить и дополнительные расходы, связанные с исполнением майских Указов Президента России.

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Администрация города Перми.
Распространение практики возможно во всех муниципальных образованиях Пермского края и Российской Федерации.

Отрасль применения практики (технологии)

Муниципальное управление

Дата внедрения практики (технологии)

2014-2016 г.г.

География использования практики (технологии)

Город Пермь

Отзывы, награды

На IV Форуме лучших муниципальных практик
(г. Уфа, 17-18 июня 2016 года) был представлен доклад по данной муниципальной практике


  

Документы практики:


  

Контакты:

Администрация города Перми

614000, г. Пермь, ул.Ленина, д.23
Телефон: +7 342 212-11-41
http://www.gorodperm.ru
http://www.duma.perm.ru
E-mail:pgd@duma.perm.ru

Администрация города Перми. Планово-экономический департамент

Начальник департамента: Климова Наталья Павловна
(342) 212 32 74
ueigorod@perm.permregion.ru
Виртуальный офис разработки Стратегии:
https://sites.google.com/site/perm2030/
Муниципальное автономное учреждение «Бюро городских проектов»
Директор учреждения: Головин Андрей Владимирович
(342) 212 18 17
info@permgenplan.ru
Официальный сайт Генерального плана:
http://www.permgenplan.ru/