Ростов-на-Дону (Россия) — Внедрение Инфокоммуникационного комплексного решения для автоматизации процессов управления жилищно-коммунальным хозяйством города — 137


Сущность предложения

Настоящая практика базируется на внедрении в городе современной информационной системы, ориентированной на поддержку процессов учета, расчетов и аналитики данных о жилищно-коммунальном хозяйстве города.

Данное инновационное решение обеспечивает автоматизацию полного цикла бизнес-процессов предоставления жилищно-коммунальных услуг, которые включают в себя:

  • «on-line» сбор информации с общедомовых и индивидуальных приборов учета;
  • расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу «единого окна»;
  • контроль несанкционированного потребления энергоресурсов;
  • контроль качественных и количественных параметров потребления коммунальных ресурсов и услуг;
  • обеспечение широкого спектра информационно-справочных услуг;
  • предоставление аналитической информации органам местного самоуправления и поставщикам услуг для принятия оперативных и стратегических управленческих решений по эксплуатации и жилищного фонда и систем коммунальной инфраструктуры.

Техническая возможность реализации настоящей практики определяется целым рядом технологических характеристик Информационной системы «Старт КС», которая обеспечивает поддержку:

  • территориально-распределенной схемы ввода и использования информации и формирования отчетности по структурным подразделениям, территориям, районам, муниципальным образованиям и т.д.;
  • всех технологических процессов учета и обслуживания потребителей и проведения расчетов за услуги для всех категорий потребителей жилищных услуг и коммунальных ресурсов и услуг;
  • формирования отчетности отдельно по каждому структурному подразделению, филиалу, компании, группам компаний, обслуживаемым территориям, районам, муниципальным образованиям и т.д.;
  • проведения на едином лицевом счете всех расчетов с потребителем услуг (плательщиком), услуги которому предоставляются различными поставщиками (при этом пакет отчетности формируется отдельно для каждого поставщика);
  • открытых интерфейсов, что позволяет использовать программное обеспечение данного решения в качестве компонента общей корпоративной информационной системы компании и обеспечивать автоматическую интеграцию данных его модулей с внешними информационными системами;
  • современных требований по защите от несанкционированного доступа к данным процессов предоставления и финансирования жилищно-коммунальных услуг и персональным данным потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Программное обеспечение и технические средства решения обладают всеми необходимыми сертификатами и лицензиями, удостоверяющими правомочность их применения на территории Российской Федерации.

В настоящее время система постоянно совершенствуется и развивается согласно изменяющемуся законодательству и возникновению новых требований у Заказчиков.

Масштаб мероприятия

Основными пользователями внедренной системы являются специалисты МУП ЕИРЦ и специалисты управляющих компаний (далее «УК») города. Система позволила автоматизировать все функции выполняемые специалистами МУП ЕИРЦ и УК в ходе ввода и обработки информации о предоставлении и оплате жилищно-коммунальных услуг, в частности система позволила автоматизировать следующие функции:

  • При формировании листков прибытия/убытия специалистом по регистрации граждан автоматически формируется электронный регистр населения и изменения в лицевом счете, используемые для расчетов. При этом в случае внесения данных за прошлые периоды автоматически формируются перерасчеты по услугам, рассчитываемым по нормативам.
  • Данные по платежам, полученные бухгалтером из банка по электронной выписке или внесенные с помощью штрих-кода, автоматически распределяются на плательщика и поставщиков услуг.
  • Показания общедомовых и индивидуальных приборов учета о потреблении коммунальных ресурсов автоматически собираются в системе коммерческого учета и автоматически передаются в систему расчетов.
  • Внесенный в систему акт по недопоставке коммунальных или жилищных услуг автоматические формирует перерасчеты, уменьшая их стоимость.
  • Использование информации (получение отчетов, аналитическая обработка данных и т.д.) возможно пользователем системы с любого удаленного автоматизированного рабочего места системы в рамках его полномочий (блоков информации и функций, разрешенных для данного пользователя).

В настоящее время к Системе в режиме реального времени подключены также специалисты МУ «Департамент ЖКХ и Э» города Ростов-на-Дону и Администраций районов города, что позволяет им контролировать предоставление жилищных и коммунальных услуг и получать оперативные отчеты для решения их Административных функций.

Подключение к Системе специалистов МУСЗН (органы социальной защиты населения) позволило им на своем рабочем месте получать электронные справки, необходимые для назначения гражданам субсидий и льгот. Это сократило количество обращений граждан в паспортные столы и расчетные центры, что в дальнейшем позволит оптимизировать штат данных служб и сократить затраты на их содержание.

Ресурсоснабжающие организации, предоставляющие коммунальные услуги гражданам, в режиме реального времени могут отслеживать состояние расчетов с потребителями, получать оперативные отчеты и списки для работы с задолжниками по оплате услуг.

В дальнейшем к системе планируется подключить другие субъекты ЖКК, которым необходима информация в рамках их полномочий.

Организационное решение вопроса

Для реализации проекта в городе был создан современный центр обработки данных (ЦОД). На базе данного центра в настоящее время развернуты все технические и программные решения и ведется централизованное Администрирование программно-технического комплекса.

На основе заключенных договоров с Оператором ЦОД, пользователи подключаются к Системе посредством сети Интернет и работают в едином информационном пространстве с разграничением прав доступа к информации и функциям Системы в рамках их полномочий. Контроль защиты данных и информационной безопасности осуществляет Оператор ЦОД (ООО «Ресурсинвест-Ростов»).

Технологическое решение вопроса

Комплексное техническое решение включает в себя:

  • Базовую программно-аппаратную инфраструктуру: серверное оборудование, системное программное обеспечение, офисное сетевое оборудование компьютерную и орг-технику.
  • Прикладное программное обеспечение ИС «СТАРТ-КС» (Разработчик ООО «Старт КС»).
  • Беспроводную сетевую инфраструктуру АСКУПЭ для сбора, обработки и хранения данных с приборов учета потребления коммунальных ресурсов и услуг (разработчик ЗАО «Ресурсинвест»).

Проект основан на принципе интеграции информационных потоков и ресурсов на базе расчетно-аналитических центров (центров обработки данных) регионального или муниципального масштаба.

Прикладное программное обеспечение ИС «Страт КС»:

  • поддерживает территориально-распределенную схему ввода и использования информации и формирования отчетности по муниципальным образованиям, их структурным подразделениям и т.д.;
  • поддерживает автоматизацию технологических процессов учета, обслуживания и расчетов по всему перечню услуг, всему перечню категорий потребителей жилищных и коммунальных услуг;
  • обеспечивает формирование отчетности по каждому структурному подразделению, филиалу, компании, нескольким компаниям;
  • позволяет вести на едином лицевом счете расчеты с потребителем услуг (плательщиком), услуги которому предоставляются различными поставщиками (при этом пакет отчетности формируется для каждого поставщика) по различным договорам;
  • обладает открытыми интерфейсами, что позволяет использовать данное ПО в качестве компонента общей корпоративной информационной системы компании и обеспечить автоматическую интеграцию данных ее компонентами.

Техническое решение:

  • базовая СУБД — Oracle 10;
  • поддержка различных архитектур подключения клиентских рабочих мест системы: 3-звенная архитектура с применением технологии терминального доступа, 2-звенная архитектура «Клиент-сервер»;
  • технологии подключения рабочих мест: Oracle-клиент, Java-клиент;
  • Web-интерфейс пользователя;
  • поддержка работы на оборудовании основных серверных платформ (IBM, SUN, HP);
  • возможность централизованного (на базе единого серверного комплекса) и распределенного (несколько территориально удаленных серверов) построения системы.

Сетевая инфраструктура:

  • каналы магистральной сети на основе технологий IP, MPLS, ATM, FR, WiMax и др.;
  • подключение рабочих мест по технологиям сетей доступа xDSL, WiFi, EtherNet и др.;
  • возможность работы системы через сеть Интернет с использованием стандартного web-браузера;
  • интеграция с сетями сбора данных об объемах услуг.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации предложения

Реализация настоящей практики осуществлена полностью за счет внебюджетных средств.

Источник инвестиций — собственные средства ЗАО «Ресурсинвест», МУП «ЕИРЦ» и управляющих организаций.

Социальный результат

Сокращение издержек субъектов ЖКХ на организацию коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, на проведение расчетов с гражданами, на обмен электронными документами между различными ведомствами и структурными единицами города обеспечивает в краткосрочной перспективе сокращение темпов роста стоимости жилищных и коммунальных услуг для граждан города.

В долгосрочной перспективе сокращение темпов роста стоимости жилищных и коммунальных услуг обеспечивается за счет более точного и адекватного инвестиционного планирования по развитию жилого фонда и систем коммунальной инфраструктуры города.

Повышение качества информационно-справочного обслуживания потребителей, сокращение сроков обработки заявок и жалоб населения позволит существенно повысить лояльность потребителей услуг к обслуживающим организациям и действующим органам местного самоуправления и исполнительной власти в целом.

Таким образом, реализация практики играет важную социальную роль в развитии города, так как в целом ориентировано на повышение качества жизни его населения.

Экономический (финансовый) результат

Сквозная автоматизация технологических процессов расчетно-сервисного обслуживания и их реинжиниринг позволило достичь:

  • сокращения затрат на содержание штата расчетно-сервисного обслуживания потребителей жилищных и коммунальных услуг;
  • сокращения ручного труда и устранения дублирования функций;
  • повышения уровня собираемости платежей;
  • сокращения трудовых и временных затрат на работу с неплательщиками, повышение оборота собираемости просроченной задолженности по оплате.

Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и хранения данных о поставке / потреблении коммунальных услуг обеспечило:

  • прозрачность данных о поставке / потреблении коммунальных услуг для Администраций города и районов, УК и РСО и внедрение единых правил измерения объемов потребления коммунальных ресурсов и услуг для всех субъектов жилищно-коммунального комплекса;
  • сокращение затрат на содержание контролеров по ручному сбору данных с приборов учета;
  • сокращение капитальных и эксплуатационных затрат на создание единой общегородской системы – минимизация удельной стоимости данных услуг в тарифах на коммунальные услуги для населения.

Использование беспроводной сети сбора данных с приборов учета:

  • позволило повысить стабильность (бесперебойность) работы инфраструктуры сбора данных;
  • позволило сократить затраты на использование сетей связи сторонних операторов как проводной, так и беспроводной связи;
  • а в дальнейшем позволит внедрить тарифные планы за коммунальные услуги, дифференцируемые по времени суток, дням недели и обеспечить сокращение нагрузки на инженерные коммуникации в пиковые нагрузки, а также возможность экономии на коммунальных услугах для конечных потребителей при выборе времени суток основного потребления;

Автоматическая система мониторинга поставки/потребления коммунальных услуг обеспечивает:

  • формирование баланса поставки/потребления энергоресурсов и коммунальных услуг;
  • оперативную оценку возможных источников потери энергоресурсов для принятия мер энергосбережения;
  • оперативное управление контролерами для устранения возможных аварийных ситуаций.

Централизованное внедрение ИС с территориально-распределенной структурой удаленных рабочих мест по вводу и использованию данных, а также внедрение сертифицированного и тиражируемого программного обеспечения для поддержки технологических процессов расчетно-сервисного обслуживания, обеспечивающего соответствие требованиям технического регулирования и безопасности использования баз данных, позволило достичь:

  • однократного ввода данных (отсутствия дублирования при вводе), повышения ответственности за достоверность ввода данных;
  • использования всеми субъектами ЖКК единых справочников (например, улиц), единых данных о потребителях услуг, жилых помещениях, земельных участках и т.д. в целях получения сопоставимых данных для анализа ситуации в городе, расчета социально-справедливых тарифов и т.д.;
  • оперативного формирования любых форм отчетов на основе данных, имеющихся в централизованной системе по городу, на рабочих местах специалистов контролирующих и прочих структур;
  • оперативности, достоверности и сопоставимости данных для планирования и прогнозирования энергопотребления и потребления жилищных услуг.

Реализация предложения и возможности его распространения

Практика реализована на территории г. Ростов-на-Дону в течение 2007 – 2009 гг. и в настоящее время продолжает развиваться по следующим направлениям:

  • расширение услуг коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов на новые объекты жилого фонда и доведение проекта до объемов всего города;
  • расширение услуг коммерческого учета на учет коммунальных услуг, поставляемых в помещения, оснащенные индивидуальными приборами учета;
  • создание единого оператора электронного регистра потребителей жилищных и коммунальных услуг (многоквартирные дома и частный сектор) на базе МУП ЕИРЦ;
  • формирование на созданной базе данных: муниципальной информационной системы управления ЖКХ («МИСУ ЖКХ») на базе МУП «ЕИРЦ», единого городского центра обслуживания и информирования потребителей жилищных и коммунальных услуг.

Создание городского центра информирования потребителей позволит обеспечить:

  • доступность и простоту получения информации об услугах для потребителей и, как следствие, снятие социальной напряженности;
  • оперативность отработки обращений граждан по вопросам предоставления жилищных и коммунальных услуг и расчетам по ним;
  • мониторинг ситуации в ЖКХ для Администрации города.

После распространения практики на весь город по всем направлениям, органы местного самоуправления получат дополнительную возможность:

  • формировать данные по организациям ЖКХ для разработки планов комплексного развития территории;
  • формировать статистическую и аналитическую отчетность по предоставлению услуг организациями ЖКК;
  • проводить мониторинг производственных и инвестиционных программ организаций ЖКК;
  • проводить анализ и прогноз показателей сферы ЖКХ и показателей предоставления государственных и муниципальных услуг в городе;
  • проводить мониторинг и контроль целевого использования бюджетных денежных средств на объекты ЖКК.

Принятые нормативно-правовые документы

  • Постановление Мэра города № 808 от 08.08.2007г «О мерах по совершенствованию системы управления многоквартирными домами».
  • Долгосрочная городская целевая программа «Создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Ростова-на-Дону в 2007 – 2011 годах», утверждённая постановлением Мэра города № 300 от 24.04.2009.


Документы практики:


 

Контакты:

МУП «ЕИРЦ» города Ростов-на-Дону

Макаров Александр Владимирович

Директор МУП «ЕИРЦ» города Ростов-на-Дону

Телефон: (863) 269-55-12

Веб сервер: www.eirc-rostov.ru