Ростов-на-Дону (Россия) — Корпоративная система управления имущественно-земельным комплексом города Ростова-на-Дону — 30
2.2. Информатизация городского управления --> 2.2.1. Информатизация управления городским хозяйством.
2.2. Информатизация городского управления --> 2.2.3. Автоматизация управления бюджетного учета, анализа и планирования города.
2.2. Информатизация городского управления --> 2.2.6. Информационные технологии в системе предоставления муниципальных услуг
Практики города Ростова-на-Дону
Сущность предложения
В Администрации города Ростова-на-Дону на базе Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ДИЗО) реализован проект корпоративной системы управления имущественно-земельным комплексом города Ростова-на-Дону посредством автоматизированной системы «Управление муниципальной собственностью» (АС УМС) и систем электронного документооборота АИСС КУПР и АИСС КУПР-МФЦ.
Целью работы Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону является обеспечение сохранности, развития, эффективного функ-ционирования и использования всех объектов муниципальной собственности и земельных участков в интересах городского сообщества, максимального поступления де-нежных средств в бюджет города от их использования (Слайд 2).
АС УМС предназначена для комплексной автоматизации функций органов управления муниципальной собственностью всех уровней (муниципалитет, муниципаль-ный район, сельское поселение) (Слайд 3).
Для достижения данной цели с помощью СА УМС в рамках создания единой базы данных решены следующие задачи (Управляющие кнопки на слайде 3 или соответствующие номера слайдов):
1. Ведение реестров объектов собственности всех типов (земельные участки, движимое, недвижимое имущество, объекты инженерной инфраструктуры и незавершенного строительства, муниципальные предприятия и учреждения, акции, доли, паи и т.д.)(Слайд 4)
2. Отражение жизненного цикла договора в АС УМС: ведение договоров и дополнительных соглашений к ним по управлению и использованию объектов собственности (договоры оперативного управления и хозяйственного ведения, аренды, купли/продажи, приватизации и т.д.), запросы в уполномоченные органы по предоставлению недостающей информации об объекте (Слайды 5-8).
3. Формирование, контроль и управление финансовой информацией по использованию собственности (расчет планируемой арендной платы, выкупа, начисление арендной платы, платы за выкуп, фактическое использование, начисление пени и процентов за пользование чужими денежными средствами/упущенной выгоды, импорт, распределение по договорам, перераспределение информации по платежам, формирование сальдо и т.д.) (Слайд 9).
4. Ведение претензионно-исковой деятельности (подготовка претензий, исковых заявлений в суды, протоколов рас-чета арендной платы, платы за фактическое использование, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами в периоде возникновения задолженности, планирование и контроль деятельности юридического отдела и т.д.) (Слайды 10-13).
5. Движение объектов всех типов в казне и на балансе. (Слайд 14).
6. Бюджетный учет согласно требованиям инструкций Министерства финансов РФ (Слайды 15-17).
7. Реструктуризация задолженности, управление предприятиями-банкротами, и т.д. (Слайды 18-19).
8. Аналитическая поддержка принятия управленческих решений (анализ информации в базе данных по любому заданному критерию) (Слайд 20).
9 . Формирование прогнозов, отчетов и печатных форм, в т.ч. изменения в реестрах, прогнозы доходов, финансово-аналитическая отчетность, отчетность по бюджетному учету и т.д.) (Слайд 21).
10. Автоматизация работы МФЦ, позволяющая производить автоматический импорт/экспорт заявок на услугу, поданных в МФЦ непостредственно в систему документооборота ДИЗО (Слайды 22-26).
11. Повышение эффективности работы с гражданами и организациями посредством создания сервисов на портале Администрации города: автоматическое формирование заявления на услугу, готовность исполнения заявки, интерактивное формирование платежного поручения для оплаты арендной платы, пени и текущей задолженности по договорам аренды нежилого фонда, муниципальных земельных участков через портал администрации города; снижения количества посещений заявителем органов местного самоуправления в связи с внедрением комплексных административных регламентов предоставления межведомственных услуг (Слайды 27-34).
12. Электронное взаимодействие участников процесса предоставления услуг (Слайды 35-38):
— внедрен автоматический межведомственный экс-порт/импорт заявок на услугу и перечней приложенных документов между МФЦ, ДИЗО, ДАиГ без повторной регистрации и импорт исполненных заявок;
— разработано приложение к АС УМС, позволяющее фор-мировать запросы в Управление Росреестра по Ро-стовской области о предоставлении сведений из ЕГРП и ГКН на основе данных системы АС УМС в электронном виде;
— установлены рабочие места АС УМС в восьми админи-страциях районов города для выполнения работ при предоставлении комплексных межведомственных услуг;
— в настоящее время разрабатывается и пилотный проект по созданию сегмента муниципальной геоинформационной системы (МГИС) в сфере имущественно-земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности с использованием картографической основы, внедряемой в ДАиГ информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Ростова-на-Дону (ИС-ОГД).
К началу 2012 года будет создана система, позволяющая структурировать информацию, получаемую из различных источников, обеспечить взаимодействие с ИСОГД на основе синхронизации, представлять предметные данные и сопутствующий им документооборот с привязкой к цифровой карте города, а также будет осуществлена интеграция существующих информационных массивов, разработаны спецификации на форматы обмена данными с внешними организациями.
Организационно-технологическое решение вопроса
Этапы реализации проекта:
— 2004 год – проведен открытый конкурс на разработку программного обеспечения, позволяющего объединить информацию, находившуюся разрозненных автоматизированных системах, а также обеспечить автоматизацию управленческих процессов;
— 2005 год — запущена в рабочую эксплуатацию автоматизированная информационная система управления муниципальной собственностью (АС «УМС»);
— 2006 год — внедрена методика расчета арендных платежей за земельные участки на основе кадастровой оценки;
— 2007-2008 годы. В 2007г. разработана и в 2008г. внедрена система электронного документооборота АИС «КУПР-АСДО»;
— 2008-2009 годы — разработан электронный конструктор регламентов АИС «АСДО-КУПР-МФЦ», позволяющий производить автоматический импорт/экспорт заявок на услугу;
— 2010 год — подключены к МФЦ Департамент Архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону и МУ «Фонд имущества г. Ростова-на-Дону», внедрен подоговорной бюджетный учет неналоговых доходов; создан web-сервис интерактивного формирования платежного поручения для оплаты арендной платы, пени и текущей задолженности по договорам аренды нежилого фонда через портал администрации города (см. п.5. сервис ДИЗО «Платежные поручения»);
— 2011 год – внедрена автоматизация претензионно-исковой работы департамента, установлены рабочие места АС УМС в восьми администрациях районов города для выполнения работ при предоставлении комплексных межведомственных услуг, организации комиссий по мобилизации поступлений арендной платы за землю, внедрен автоматический межведомственный экспорт/импорт заявок на услугу и перечней приложенных документов между ДИЗО и ДАиГ без повторной регистрации и импорт исполненных заявок, создан web-сервис интерактивного формирования платежного поручения для оплаты арендной платы, пени и текущей задолженности по договорам аренды муниципальных земельных участков через портал администрации города (см. п.5. сервис ДИЗО «Платежные поручения»), автоматизирована работа комиссий по мобилизации поступлений арендной платы за землю; автоматизирован контроль за исполнением решений городской комиссии по мобилизации поступления неналоговых платежей за земельные участки в консолидированный бюджет Ростовской области и бюджет города.
— октябрь 2011 и план на 2012 год – в соответствии с городской целевой программой «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в городе Ростове-на-Дону на 2011-2013 годы», утвержденной Постановлением Мэра города от 14.10.2010 № 783 — ДИЗО совместно с ДАиГ реализует пилотный проект по созданию сегмента муниципальной геоинформационной системы (МГИС) в сфере имущественно-земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности с использованием картографической основы, внедряемой в ДАиГ ин-формационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.Ростова-на-Дону (ИСОГД). К началу 2012 года будет создана система, позволяющая структурировать информацию, получаемую из различных источников, обеспечить взаимодействие с ИСОГД на основе синхронизации, представлять предметные данные и сопутствующий им документооборот с привязкой к цифровой карте города, а также будет осуществлена интеграция существующих информационных массивов, разработаны спецификации на форматы обмена данными с внешними организациями.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Финансирование за счет бюджета города Ростова-на-Дону в целом за период 2004-2011 гг. составило 7880,95 тыс. руб.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Сокращение времени ожидания в очереди на предоставление услуг до 1 рабочего дня. |
700 дней |
не более 1 дня (11,31 мин.) |
не более 1 дня (10,78 мин.) |
не более 1 дня (5,63 мин.) |
не более 1 дня (4,05 мин.) |
2. Оценка уровня предоставления услуг ДИЗО заявителями не ниже 4,0 баллов (средний балл по системе оценки: 2 — неудовл., 3-удовл., 4-хор., 5 – отл.) |
не оценивалось |
не оценивалось |
4,8 |
4,8 |
4,9 |
3. Обеспечение соблюдения установленных сроков предоставления услуг (с просроченным сроком не более 5% от общего числа исполненных заявок) |
не оценивалось |
просрочка 3% |
просрочка 1 % |
просрочка 2% |
просрочка 2% |
4. Обеспечение качества предоставления услуг (оформление документов с техническими ошибками не более 3% от общего числа оформленных заявок) |
не оценивалось |
технические ошибки |
технические ошибки |
технические ошибки |
технические ошибки |
С целью улучшения качества предоставления услуг:
1. Внедрена возможность круглосуточного доступа заявителей к информации по услугам на портале Администрации города http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13463
С помощью сервисов можно:
— проверить готовность исполнения поданной заявки на услугу посредством считывания штрих-кодов с выпи-сок через информационные киоски либо путем ввода кода через Интернет-портал http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13361;
— автоматически сформировать заявление на услугу http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13402;
— узнать размер задолженности по арендной плате, сформировать платежное поручение. Начиная с декабря 2010 года, на Интернет-портале заявитель может узнать арендную плату (текущий платеж), задолженность по арендной плате и пене, а также сформировать платежное поручение на любую из этих сумм по договорам аренды объектов нежилого фонда http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13458, а с июня 2011 года – по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности http://www.rostov-gorod.ru/?ID=17343.
— высказать мнение, замечания, пожелания по улучшению предоставления услуг http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13787.
2. Разрабатываются комплексные межведомственные регламенты предоставления услуг. С целью оптимизации системы предоставления услуг и исполнения требований 210-ФЗ с мая 2011 года в рамках соглашений, заключенных между ДИЗО и администрациями районов города, через отдел по работе с гражданами и организациями (МФЦ) оказываются так называемые комплексные услуги. Эти услуги объединяют в себе ранее предоставляемые по отдельности услуги по подготовке правоустанавливающего акта о предоставлении земельного участка и услуги по оформлению договора аренды. Ранее заявителю приходилось обращаться сначала в администрацию района за правоустанавливающим актом, а затем в ДИЗО для заключения договора аренды. При этом сложно было осуществлять контроль за исполнением распоряжений администраций районов о предоставлении земельных участков, ведь нередки были случаи, когда заявитель не приходил в ДИЗО за оформлением договора, либо приходил, но с нарушением сроков. С мая 2011 года в соответствии с новой схемой взаимодействия в случае принятия администрацией района решения о предоставлении земельного участка, в обязательном порядке будет оформлен договор аренды без повторного обращения заявителя.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Поступление неналоговых доходов в местный бюд-жет от управления имущественно-земельным комплексом (при условии влияния негативных последствий мирового финансового кризиса и массового выбытия в 2010-2011гг. объектов из муниципальной собственности в связи с реа-лизацией 159-ФЗ):
2009 год — 1 352 881,4 тыс. руб.
2010 год- 1 427 067,9 тыс. руб. (рост 105,5%)
10 месяцев 2011 года – 1 226 096,2 . Для сравнения: 10 месяцев 2010 года – 1 084 345,9 (рост 113,1%).
После внедрения в 2010 году автоматизации претен-зионно-исковой количество претензий возросло на 64,3%, исков на 50,7%:
Показатели |
2008, шт. |
2009, шт. |
2009/2008, % |
2010, шт. |
2010/2009, % |
Претензии |
1383 |
1471 |
106,4% |
2417 |
164,3% |
Иски |
464 |
586 |
126,3% |
883 |
150,7% |
Автоматизация в 2011 году работы комиссий по мобилизации поступлений арендной платы за землю, созда-ние web-сервисов интерактивного формирования платеж-ного поручения, а также установка рабочих мест в восьми районах позволила оперативно проводить районные ко-миссии, комиссии на уровне ДИЗО и городские комиссия. При постоянном ежеквартальном начислении текущих платежей рост задолженности по арендной плате за земельные участки не только остановился, но и стабильно снижается — относительно января 2011 года снижение со-ставило 9,4%.
Положительным эффектом является и результат автоматизации работы по реструктуризации задолженности — рост суммы реструктурированной задолженности составил 31,7%.
Начиная с 2012 года после внедрения сегмента МГИС ДИЗО и ДАИГ органы местного самоуправления смогут оперативно использовать при предоставлении муниципальных услуг и принятии управленческих решений информацией и электронными документами, относящимися к конкретному объекту — земельному участку с уникальным кадастровым номером.
Создание единого информационного пространства позволит улучшить инвестиционный климат в городе:
— наличием полной информации о подготовленных земельных участков для инвестиций:
— информацией об инфраструктуре;
— прозрачностью городской политики по привлечению инвестиций, тем, насколько власти готовы раскрывать факторы, способствующие привлечению инвестиций;
— наличием доступной информационной поддержки;
— низким уровнем бюрократии и возможной коррупции.
Таким образом:
— принимаются эффективные антикоррупционные меры и достигается антикоррупционный эффект (слайд 39) ;
— снижаются затраты бюджета (слайд 40) ;
— увеличиваются доходы бюджета (слайд 41);
— повышается эффективность управления муниципальной собственностью и земельными участками в целом ( или слайды 42-44).
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (2004-2011 гг.) |
|
Управление муниципального имущества администрации города Астрахани |
|
Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани |
|
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Воронежской области |
|
Управление имущественных отношений департамента муниципальной собственности администрации города Воронежа |
|
Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области |
|
Администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области |
|
Администрация Верхнехавского муниципального района Воронежской области |
|
Отдел имущественных и земельных отношений администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края |
|
Комитет по имущественным и земельным отношениям Аксайского муниципального района Ростовской области |
|
Комитет по управлению |
|
Комитет по управлению имуществом администрации города Донецка Ростовской области |
Отрасль применения практики (технологии)
Имущественно-земельные отношения, бюджетный учет доходов, мониторинг системы оказания услуг.
Дата внедрения практики (технологии)
Поэтапное внедрение 2004-2011 годы.
Отзывы, награды
Автоматизированная система «Управление муниципальной собственностью» (АС «УМС») получила золотую медаль конкурса инновационных разработок и изобретений в рамках мероприятий X Московского международного салона инноваций и инвестиций.
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Ростов-на-Дону
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 47
Телефон: +7 (863) 244-13-23, 244-15-05
E-mail: meria@rostov-gorod.ru
http://www.rostov-gorod.ru/